30. Типы манипулятивных систем. Виды манипулирования
классификация Э.Шострома:
1. Активный Манипулятор пытается управлять другими с помощью активных методов. Он избегает демонстрировать свою слабость в отношениях, принимая роль полного сил человека. Обычно привлекает к этому свое общественное. Он применяет технику учреждения прав и обязанностей, табелей рангов и т. д., дергая людьми как марионетками.
2. Пассивный Манипулятор. Он решает, что поскольку он не может контролировать жизнь, то откажется от усилий и позволит распоряжаться собой активному Манипулятору. Он прикидывается беспомощным и глупым и разыгрывает из себя «попираемого».
3. Соревнующийся Манипулятор рассматривает жизнь как состояние, требующее постоянной бдительности, поскольку здесь можно или выиграть, или проиграть. Для него жизнь - это битва, где все остальные люди - это соперники или враги, реальные или потенциальные. Он колеблется между методами «попирающего» и «попираемого».
4. система безразличной манипуляции. Манипулятор играет роль безразличного, ни на что не надеясь и пытаясь ускользнуть, устраниться от контакта с партнером. Его методы то пассивны, то активны.Актуализаторы-Это честные, искренние перед собой и другими люди. Они верят в себя, осознанно пользуются манипулятивными приемами, понимая, что иногда он манипулирует, а иногда манипулируют им.
два возможных типа организации манипулятивных отношений:
1. «Манипуляция сверху». В этом случае манипулятор имеет достаточные властные полномочия и манипуляция призвана повысить эффективность управления и упростить труд руководителя.
2. «Манипуляция снизу». Манипулятор не имеет никаких оснований для осуществления управленческих функций и тем более искусство требуется, чтобы добиться результата.
Популяризатором манипулятивных технологий являлся Д.Карнеги.
Экономическое манипулирование начинаются с использования сложного, а лучше - безвыходного материального положения партнера, когда он готов согласиться на любую самую нежелательную для себя работу за ничтожное вознаграждение. К более тонким приемам экономических манипуляций можно отнести такие, как увеличение номинальной ставки заработной платы, выплата незначительных премий, доплат, компенсаций при несопоставимо высокой инфляции и сокращении покупательной способности, необоснованное снижение уровня оплаты труда, задержки и невыплаты зарплаты.
Политическое манипулирование основано на использовании политических механизмов, групп, заявлений, для целей, отличных от заявляемых.
Бюрократическое или организационное манипулирование подразумевает любую псевдодеятельность административного или организационного характера: затягивание сроков решения вопросов, запутывание заявителя в лабиринте многочисленных инстанций и ответственных лиц, неисполнение управленческих функций и их подмена заведомо бесполезной, но внешне эффективной деятельностью, раздувание численности организации.
Идеологическое манипулирование предполагает неискренность и фальшивость в сфере общественных и личных идеалов. Оно может строиться на фиктивном следовании существующим общественным идеалам либо путем создания новых идеологий, оправдывающих использование безнравственных и аморальных средств нереальными конечными целями.
Психологическое манипулирование входит в состав вех вышеперечисленных. Любое манипулирование учитывает особенности психического восприятия и устройства манипулируемых. В то же время психологические ценности, такие как уважение. Любовь, дружба, признательность и т.д., тоже могут быть целью манипулирования.
- 1.Объективные предпосылки возникновения социология управления.
- 2.Объект, предмет, задачи и функции социологии управления.
- 3.Социальные механизмы регулирования общественных отношений.
- 4.Управление особый вид организационной деятельности в обществе.
- 5.Особенности и типология управленческих отношений.
- 6.Разновидности организационных отношений
- 1.По организационной структуре(по направлению связи):
- 3. В зависимости от характера взаимосвязи между руководителями и подчиненными:
- 7.Власть как свойство личности и как межличностное отношение.
- 8.Власть как свойство социальной системы.
- 9.Государство как субъект социального управления.
- 10.Объективный характер и содержание государственного интереса.
- 11. Социально-психологическая структура личности в управлении.
- 12.Личностный потенциал и уровень притязаний личности
- 13. Характеристика управленческих способностей.
- 14.Социальная роль и ролевое поведение личности в организации.
- 18. Роли лидера в управленческой деят-ти
- 19. Исполнительская деят-ть. Типы сотрудников.
- 20. Трудовое поведение и мотивация.
- 21. Группы в соц. Орг-ях.
- 22.Формирование и развитие соц. Групп в орг-ии
- 23.Коллектив как особое качество группы.
- 24.Особенности взаимодействия людей в коллективе.
- 25 Социально - психологические методы управления
- 26 Социальные технологии в управлении
- 27 Общение как взаимодействие и восприятие друг друга
- 28 Этапы, приёмы и механизмы общения
- 4. Обсуждение вопроса, проблемы.
- 5. Принятие решения.
- 29. Манипуляция как определенный способ воздействия на человека
- 30. Типы манипулятивных систем. Виды манипулирования
- 31. Понятие внешней и внутренней социальной среды управления
- 32. Связи и стратегии организаций во взаимодействии с внешней средой
- 33. Способы контроля и управления орг.