31. Понятие внешней и внутренней социальной среды управления
Среда – это совокупность явлений, процессов и условий, оказывающих влияние на изучаемый объект.
Внешняя социальная среда – это совокупность объективных фактов, окружающих индивида или организацию и влияющих на формирование и деятельность личности или организации.
Внутренняя среда управления – система взаимосвязей субъекта и объекта управления, а также внутренние свойства, определяемые спецификой конкретной социальной системы.
Структура внешнего окружения организации делится на четыре уровня:
1. Ближний уровень организации включает в себя те компоненты внешней среды, которые оказывают наибольшее воздействие на деятельность организации и частично входят в структурные единицы организации и напрямую участвуют в протекающих в ней процессах. Это владельцы собственности в организации, ее акционеры, члены попечительского совета, инвесторы и т.д.
2. Рыночный уровень, структурные единицы которого непосредственно участвуют в обмене ресурсами с внешним окружением: банки, партнеры, поставщики, заказчики, аналитические центры, юридические консультации, рекламные агентства, ПР- агентства, консультационные фирмы, учебные центры, конкуренты, потребители.
3. Институциональный уровень включает в себя те структурные единицы внешней среды, которые могут оказывать воздействие на различные компоненты организации нерыночными методами. Составляющие институционального уровня организации весьма разнообразны: налоговые службы, суды, в том числе арбитражные, государственные комиссии и комитеты контроля,
4. Общий (фоновый) уровень внешней среды включает в себя:
1) технические достижения, принятые и освоенные в данном обществе, и возможности их реализации в конкретной организации;
2) уровень накопленных знаний, выраженных в научных работах и публикациях, использованных в конкретных методиках;
3) образовательный уровень, сказывающийся на деятельности организации при подборе, расстановке и функционировании персонала;
4) степень развития социальных ценностей, символизирующая порядок в обществе и степень принятия культурных образцов;
5) уровень доминирующей культуры всего общества;
6) совокупность установок общественности в отношении потребления продуктов и возможности этого потребления;
7) степень восприятия законов и контроля со стороны государственных органов;
8) развитие коммуникаций в обществе.
Среда прямого воздействия включает в себя факторы, которые непосредственно влияют на деятельность организации и испытывают на себе обратное прямое влияние операций, осуществляемых организацией.
Под средой косвенного воздействия понимаются факторы, которые могут не оказывать прямого немедленного воздействия на деятельность организации, но, тем не менее, сказываются на них. Здесь речь идет о таких факторах, как состояние экономики, научно-технический прогресс, политические трансформации, социокультурные изменения, влияние групповых интересов, существенные для организации события в других регионах и странах.
Факторы, влияющие на внешнюю социальную среду организации:
1) экономические условия;
2) социальная структура общества;
3) система образования и подготовки кадров;
4) психологическое состояние населения;
5) технологические системы различных видов деятельности.
Разновидности среды управления:
1. Инертная среда - объект не реагирует на действия субъекта управления, не поддерживает и не сопротивляется ему.
2. Нейтральная среда управления предполагает отсутствие взаимопересекающихся и взаимосвязанных целей субъектов взаимодействия.
3. Оптимальная среда управления – согласованность, однонаправленность или дополняемость целей.
4. Агрессивная среда управления - объект активно сопротивляется всем действиям субъекта, не принимая ни одно из них.
Управление в условиях агрессивной среды возможно в трех вариантах:
навязывание чуждой цели, что возможно путем всевозможных обещаний, манипулирования;
отказ от чуждой цели;
передача управления другой управляющей системе.
- 1.Объективные предпосылки возникновения социология управления.
- 2.Объект, предмет, задачи и функции социологии управления.
- 3.Социальные механизмы регулирования общественных отношений.
- 4.Управление особый вид организационной деятельности в обществе.
- 5.Особенности и типология управленческих отношений.
- 6.Разновидности организационных отношений
- 1.По организационной структуре(по направлению связи):
- 3. В зависимости от характера взаимосвязи между руководителями и подчиненными:
- 7.Власть как свойство личности и как межличностное отношение.
- 8.Власть как свойство социальной системы.
- 9.Государство как субъект социального управления.
- 10.Объективный характер и содержание государственного интереса.
- 11. Социально-психологическая структура личности в управлении.
- 12.Личностный потенциал и уровень притязаний личности
- 13. Характеристика управленческих способностей.
- 14.Социальная роль и ролевое поведение личности в организации.
- 18. Роли лидера в управленческой деят-ти
- 19. Исполнительская деят-ть. Типы сотрудников.
- 20. Трудовое поведение и мотивация.
- 21. Группы в соц. Орг-ях.
- 22.Формирование и развитие соц. Групп в орг-ии
- 23.Коллектив как особое качество группы.
- 24.Особенности взаимодействия людей в коллективе.
- 25 Социально - психологические методы управления
- 26 Социальные технологии в управлении
- 27 Общение как взаимодействие и восприятие друг друга
- 28 Этапы, приёмы и механизмы общения
- 4. Обсуждение вопроса, проблемы.
- 5. Принятие решения.
- 29. Манипуляция как определенный способ воздействия на человека
- 30. Типы манипулятивных систем. Виды манипулирования
- 31. Понятие внешней и внутренней социальной среды управления
- 32. Связи и стратегии организаций во взаимодействии с внешней средой
- 33. Способы контроля и управления орг.