logo
Shpargalki_ofomlennye

31. Понятие внешней и внутренней социальной среды управления

Среда – это совокупность явлений, процессов и условий, оказывающих влияние на изучаемый объект.

Внешняя социальная среда – это совокупность объективных фактов, окружающих индивида или организацию и влияющих на формирование и деятельность личности или организации.

Внутренняя среда управления система взаимосвязей субъекта и объекта управления, а также внутренние свойства, определяемые спецификой конкретной социальной системы.

Структура внешнего окружения организации делится на четыре уровня:

1. Ближний уровень организации включает в себя те компоненты внешней среды, которые оказывают наибольшее воздействие на деятельность организации и частично входят в структурные единицы ор­ганизации и напрямую участвуют в протекающих в ней процессах. Это владельцы собственности в организации, ее акционеры, члены попечительского совета, инвесторы и т.д.

2. Рыночный уровень, структурные единицы которого непосредственно участвуют в обмене ресурсами с внешним окружением: банки, партнеры, поставщики, заказчики, аналитические центры, юридические консультации, рекламные агентства, ПР- агентства, консультационные фирмы, учебные центры, конкуренты, потребители.

3. Институциональный уровень включает в себя те структурные единицы внешней среды, которые могут оказывать воздействие на различные компоненты организации нерыночными методами. Составляющие институционального уровня организации весьма разнообразны: налоговые службы, суды, в том числе арбитражные, государственные комиссии и комитеты контроля,

4. Общий (фоновый) уровень внешней среды включает в себя:

1) технические достижения, принятые и освоенные в данном обществе, и возможности их реализации в конкретной организации;

2) уровень накопленных знаний, выраженных в научных работах и публикациях, использованных в конкретных методиках;

3) образовательный уровень, сказывающийся на деятель­ности организации при подборе, расстановке и функционировании персонала;

4) степень развития социальных ценностей, символизирующая порядок в обществе и степень принятия культурных образцов;

5) уровень доминирующей культуры всего общества;

6) совокупность установок общественности в отношении потребления продуктов и возможности этого потребления;

7) степень восприятия законов и контроля со стороны го­сударственных органов;

8) развитие коммуникаций в обществе.

Среда прямого воздействия включает в себя факторы, которые непосредственно влияют на деятельность организации и испытывают на себе обратное прямое влияние операций, осуществляемых организацией.

Под средой косвенного воздействия понимаются факторы, которые могут не оказывать прямого немедленного воздействия на деятельность организации, но, тем не менее, сказываются на них. Здесь речь идет о таких факторах, как состояние экономики, научно-технический прогресс, политические трансформации, социокультурные изменения, влияние групповых интересов, существенные для организации события в других регионах и странах.

Факторы, влияющие на внешнюю социальную среду организации:

1) экономические условия;

2) социальная структура общества;

3) система образования и подготовки кадров;

4) психологическое состояние населения;

5) технологические системы различных видов деятельности.

Разновидности среды управления:

1. Инертная среда - объект не реагирует на действия субъекта управления, не поддерживает и не сопротивляется ему.

2. Нейтральная среда управления предполагает отсутствие взаимопересекающихся и взаимосвязанных целей субъектов взаимодействия.

3. Оптимальная среда управления – согласованность, однонаправленность или дополняемость целей.

4. Агрессивная среда управления - объект активно сопротивляется всем действиям субъекта, не принимая ни одно из них.

Управление в условиях агрессивной среды возможно в трех вариантах:

  1. навязывание чуждой цели, что возможно путем всевозможных обещаний, манипулирования;

  2. отказ от чуждой цели;

  3. передача управления другой управляющей системе.