logo
Shpargalki_ofomlennye

1.Объективные предпосылки возникновения социология управления.

Общество представляет собой сложную, целостную и динамически развивающуюся систему. Столь же широко известно, что неотъемлемым атрибутом любой системы является управление. Управление обеспечивает сохранение и развитие системы, упорядочение ее структуры, взаимодействие с окружающей средой и достижение цели системы. Данные обстоятельства являются объективными предпосылками возникновения науки, которая бы изучала особенности управления, управленческих процессов в обществе, в социальной сфере. Такой наукой является социология управления.

Социология управления появилась на стыке двух самостоятельных наук: социологии и управления.

Социология управления в своем развитии базируется на сформулированных Ф.Тейлором, А. Файолем, М.Вебером и др. крупными теоретиками и практиками управленческой деятельности принципах научного управления социальными и промышленными организациями. Наиболее четкое выражение социология и психология управления и организаций получила в начале 20 века в концепциях «научного управления» Ф.Тейлора, «идеальной бюрократии» М.Вебера, «науки администрирования» А.Файоля. Сначала развитие шло по пути жесткого рационализма в управлении. Но уже в 30-е годы рационализм стал уступать место другому критерию – поведенческому, основанному на знании фундаментальных положений социологии и психологии субъектов экономической деятельности. Появились такие понятия как участие работников в управлении, лидерство, имидж руководителя, личностный рост, личность в организации. Увидев возможность непосредственного обращения к человеку, управление стало социологизироваться, а социология – специализироваться. Социология часто стала рассматриваться как необходимая составная часть этой науки.

Социология управления заимствует методологию социальных исследований общей социологии и объект исследования управленческих наук. Как специальный раздел общей социологии, социология управления выделяется в самостоятельную научную дисциплину под воздействием, с одной стороны, социальной значимости управленческих процессов, с другой – накопленным общей социологией объемом знаний в области управления.