1.Объективные предпосылки возникновения социология управления.
Общество представляет собой сложную, целостную и динамически развивающуюся систему. Столь же широко известно, что неотъемлемым атрибутом любой системы является управление. Управление обеспечивает сохранение и развитие системы, упорядочение ее структуры, взаимодействие с окружающей средой и достижение цели системы. Данные обстоятельства являются объективными предпосылками возникновения науки, которая бы изучала особенности управления, управленческих процессов в обществе, в социальной сфере. Такой наукой является социология управления.
Социология управления появилась на стыке двух самостоятельных наук: социологии и управления.
Социология управления в своем развитии базируется на сформулированных Ф.Тейлором, А. Файолем, М.Вебером и др. крупными теоретиками и практиками управленческой деятельности принципах научного управления социальными и промышленными организациями. Наиболее четкое выражение социология и психология управления и организаций получила в начале 20 века в концепциях «научного управления» Ф.Тейлора, «идеальной бюрократии» М.Вебера, «науки администрирования» А.Файоля. Сначала развитие шло по пути жесткого рационализма в управлении. Но уже в 30-е годы рационализм стал уступать место другому критерию – поведенческому, основанному на знании фундаментальных положений социологии и психологии субъектов экономической деятельности. Появились такие понятия как участие работников в управлении, лидерство, имидж руководителя, личностный рост, личность в организации. Увидев возможность непосредственного обращения к человеку, управление стало социологизироваться, а социология – специализироваться. Социология часто стала рассматриваться как необходимая составная часть этой науки.
Социология управления заимствует методологию социальных исследований общей социологии и объект исследования управленческих наук. Как специальный раздел общей социологии, социология управления выделяется в самостоятельную научную дисциплину под воздействием, с одной стороны, социальной значимости управленческих процессов, с другой – накопленным общей социологией объемом знаний в области управления.
- 1.Объективные предпосылки возникновения социология управления.
- 2.Объект, предмет, задачи и функции социологии управления.
- 3.Социальные механизмы регулирования общественных отношений.
- 4.Управление особый вид организационной деятельности в обществе.
- 5.Особенности и типология управленческих отношений.
- 6.Разновидности организационных отношений
- 1.По организационной структуре(по направлению связи):
- 3. В зависимости от характера взаимосвязи между руководителями и подчиненными:
- 7.Власть как свойство личности и как межличностное отношение.
- 8.Власть как свойство социальной системы.
- 9.Государство как субъект социального управления.
- 10.Объективный характер и содержание государственного интереса.
- 11. Социально-психологическая структура личности в управлении.
- 12.Личностный потенциал и уровень притязаний личности
- 13. Характеристика управленческих способностей.
- 14.Социальная роль и ролевое поведение личности в организации.
- 18. Роли лидера в управленческой деят-ти
- 19. Исполнительская деят-ть. Типы сотрудников.
- 20. Трудовое поведение и мотивация.
- 21. Группы в соц. Орг-ях.
- 22.Формирование и развитие соц. Групп в орг-ии
- 23.Коллектив как особое качество группы.
- 24.Особенности взаимодействия людей в коллективе.
- 25 Социально - психологические методы управления
- 26 Социальные технологии в управлении
- 27 Общение как взаимодействие и восприятие друг друга
- 28 Этапы, приёмы и механизмы общения
- 4. Обсуждение вопроса, проблемы.
- 5. Принятие решения.
- 29. Манипуляция как определенный способ воздействия на человека
- 30. Типы манипулятивных систем. Виды манипулирования
- 31. Понятие внешней и внутренней социальной среды управления
- 32. Связи и стратегии организаций во взаимодействии с внешней средой
- 33. Способы контроля и управления орг.