logo
Shpargalki_ofomlennye

14.Социальная роль и ролевое поведение личности в организации.

Социальной ролью называют совокупность ожиданий по отношению к индивиду, занимающему определенный статус. Каждая роль имеет свою внутреннюю структуру:

1)ролевые предписания (социальные и групповые нормы поведения, требования конкретной профессии, должности и т.д.)

2)ролевые ожидания

3)ролевое поведение

4)оценка ролевого поведения

5)санкции в случае неисполнения роли

Центральным является ролевое поведение – единство, взаимопроникновение социальной роли и индивидуальности человека.

Концепция соц.роли связана с нормами и ожиданиями:

1)представляемая роль ( система ожиданий индивида и определенных групп)

2)субъективная роль (те ожидания, которые связывает человек со своим статусом)

3) играемая роль (наблюдаемое поведение личности, имеющей опред.статус, по отношению к др.лицу с др.статусом).

Внутреннее содержание ролевого поведения определяется:

1)психотипом его личности

2)проф-псих подготовленностью и сформированной на этой основе психолог.готовностью к созданию соответствующего образа и осуществлению свойственного вида ролевого поведения

3)наличием необходимых моральных и проф.установок и соответствующих псих.состояний к эффективному осуществлению ролевого поведения

Факторы, оказывающие влияние на выполнение роли:

1)локус ролевого конфликта – конструкт, определяющий склонность личности выбирать одну из двух стратегий поведения в роевом конфликте (экстернальную или интернальную)

2)ролевое переживание – представляет собой эмоциональное состояние, сопровождающее ролевое поведение личности

3) потребность в ролевом переживании рассматривается как потребность в новом чувственном опыте, получаемом личностью в процессе исполнения ролей

4) ролевая компетентность – способность личности владеть своими психолог.ролями.

Психологические механизмы ролевого поведения:

1)идентификация – отождествление личности с некоторыми людьми или группами

2)подражание - сознательное или бессознательное воспроизведение личностью модели поведения, опыта др.людей

3)имитация – осознанное стремление личности копировать определенную модель поведения в условных обстоятельствах

4)копирование – процесс репродуцирования отд.движений и операций с целью дублирование образца в реальном плане

5)внушение – процесс несознанного воспроизводства личностью внутреннего опыта, мыслей, чувств, псих.состояний тех, с которыми он общался

6)социальная фасилитация – стимулирующее влияние поведения одних людей на деятельность други, в рез-те которого их деятельность протекает свободнее и интенсивнее

15. Роль руководителя. Разновидности роли руководителя.

Ролевая модель руководителя заключается в выполнении следующих задач:

1) определение целей и задач деятельности организации, подчиненных;

2) постановка задач перед подчиненными;

3) стимулирование работы подчиненных;

4) координация деят-тираб-ков внутри орг-ции

5) координация деятельности внутри организации;

6) контроль за выполнением работы;

7) оценка исполнения.

Поведенческая реализация управленческой роли складывается из двух процессов:

1) управленческое общение (его формы: ситуацион.взаимод.с подчиненными и производствен.совещания, конференции); 2) управление собой как процесс совершенствования своих личностных качеств (пон-ся развитие характерных черт рук-ля, позволяющих ему эффективно трудиться)

Рез-ты управления собой: поддерж.физ.здоровья, рацион.распред.сил и т.д.

Еще одним результатом управления собой при выполнении роли руководителя является формирование Управленческого менталитета – этоопределенная система образов и представлений руководителя о себе, своих подчиненных, об эффективности своей работы.

Разновидности роли руководителя:

1. Рук-ль как предприниматель-новатор, задачи::

1)быть первым среди равных, а значит предприимчивым.

2)Помнить, что успех на рынке рождается в конкуренции.

3)Поддерживать свободу творчества и энтузиастов в коллективе

4)Уметь учитывать коньюктуру рынка и перестраивать оргструктуру организации.

2. Руководитель как администратор

-оценка наличных ресурсов, - оценка будущих потребностей, -разработка программы удовлетворения будущих потребностей.

3. Руководитель как лидер-мотиватор.

1)завоевание психологического неформального авторитета среди сотрудников, 2)Умение лучше других видеть цель совместной деятельности группы., 3) Выработка индивидуального стиля общения и руководства подчиненными., 4)Обеспечение эфф-ной мотивации раб-ков, содействующей эффек-му достижению групп-х целей.

4. Руководитель как практический психолог-воспитатель.

1) познание и формирование необходимых деловых и личностных качеств сотрудников

2) обеспечение эффективных управленческих воздействий на трудовое поведение работников.

3) Создание условий для трудовой самореализации работников.

4) Развитие персонала (в т.ч. оказание помощи по самосовершенствованию).

6. Руководитель как создатель орг.культуры.

1) формирование и развитие организационной культуры в организации, 2) обеспечение идентификации работников с организационной культурой., 3) Развитие «духа» предпринимательства и новаторства в коллективе.

7. Руководитель как координатор

1) создание оптимальной организационной структуры управления предприятием.

2) Орг-ция эффективной совместной трудовой деятельности сотрудников в каждом первичном коллективе.

3) Обеспечение делегирования подчиненным полномочий и ответственности.

4) Систематическое осуществление комплексной и объективной оценки результативности трудовой деятельности работников.

8. Руководитель как коммуникатор обеспечивает эффективное взаимодействие членов организации. 1)организация эффективных деловых коммуникаций (осуществление приема и распространения информации)

2) обеспечение сбора и переработки информации для обоснования.

3) Развитие межличностных коммуникаций.

9. Руководитель как социальный контролер.

1) оценкеа социально значимых поступков работников и в сравнении их с действующими в коллективе нормами поведения.

2) регулирование как позитивной. Так и негативной модели поведения работников (при этом санкции понимаются как антистимул).

10. Руководитель как коммерсант. Ролевая функция выполняет две задачи:

1) обеспечение эффективных коммерческих переговоров руководителя с деловыми партнерами.

2) Формирование у торговых сотрудников инновационного поведения.

11. Руководитель как дипломат. - умение налаживать выгодные контакты, умение ладить с людьми.

16. Понятие и природа лидерства.

Для обозначения регулирования формальных и неформальных отношений используются понятия руководство и лидерство. Роли руководителя и лидера обязательны для каждой организации.

Понятие руководства относится к общей организации деятельности всей группы, к процессу управления ею – это социальная характеристика отношений в организации, прежде всего, с точки зрения распределения ролей управления и подчинения.

В системе неформальных отношений рано или поздно также стихийно выделяется неформальный руководитель, обычно называемый лидером. Лидерство – это естественный социально-психологический процесс в группе, построенный на влиянии личного авторитета человека на поведение группы. Лидер – это личность, способная объединять людей ради достижения какой-либо цели.

Понятие лидерства относится к характеристике психологических отношений, возникающих в группе.

Влияние – такое поведение чел-ка, кт вносит изменение в поведение, отношения, чувства др.чел-ка. Влияние м.оказывать через идеи, устн и письм слово.

УСЛОВИЯ ОСУЩ-НИЯ ВЛИЯНИЯ:

а) постоянство влияния – это не разовое кратковременное воздействие

б) широта влияния - воздействие осуществляется на всех членов труппы;

в) явный приоритет во влиянии, отношения лидера и ведомых асимметричны, односторонняя направленность от лидера к членам группы,

г) организационный лидер опирается не на прямое применение силы, а на авторитет или на признание правомерности руководства.

Общ.ф-ции между руководством и лидерством:

1) оба процесса являются средством координации, упорядочения отношений внутри организации, средством управления ими;

2) ф-ция социального влияния в коллективе;

3) ф-ция субординации отношений.

Это сходство функций часто приводит к тому, что лидерство способно переходить в руководство, а руководитель – становиться лидером, что значительно повышает эффективность руководства в целом.

Основн.подходы к понятию «лидерство»:

1) лидерство есть разновидность власти, спецификой которой является направленность сверху вниз, и носителем такой власти выступает не большинство, но один человек или небольшая группа лиц;

2) лидерство есть управленческий статус, социальная позиция, связанная с принятием решений, это руководящая должность;

3) лидерство - это влияние на других людей, отвечающее следующим условиям:

4) лидерство - естественный социально-психологический процесс в группе, построенный на влиянии личного авторитета человека на поведение членов группы.

5) лидерство как символ эмоционально-психологической общности группы и образец поведения для ее членов.

17. Теории лидерства

1) Концепция физических качеств (высокий рост, вес, сила) не подтвердилась. Напротив, часто лидер бывает малого роста, малой физической силы.

2) теория черт. Суть состоит в объяснении феномена лидерства выдающимися личностными качествами человека. Острый ум, твердая воля, целеустремленность.

3) Концепция интеллигентности предполагает, что лидерские качества связаны с вербальными и оценочными способностями личности. Личностные качества лидера: интеллигентность в вербальном и символическом плане; инициативность, т. е. способность направлять активность, желания в новом направлении; уверенность в себе.

4) Концепции харизматического лидерства. Отношение к харизматическому лидеру основано на вере в него, почитании руководящей личности. Харизматический лидер представляет собой концентрированное и самое яркое воплощение ценностей группы. Он ставит их превыше своих собственных интересов и способен трансформировать личные ценности и интересы каж­дого из членов группы в общегрупповые.

5)Ситуативная теория лидерства, лидером становится тот человек, который при возникновении в группе какой-либо ситуации имеет качества, свойства, опыт, необходимые для оптимального разрешения этой ситуации для данной группы.

6) Теория конституентов (последователей). Лидера создают последователи. Но в этой теории лидер предстает как бы второстепенным и ничего не определяющим объектом деятельности конституентов. Доверие последователей к лидеру - это признание его достоинств, заслуг и полномочий, признание необходимости, правильности и результативности его действий