Примерные темы, виды, цели и методы проверок качества услуг III уровня системы контроля
Вид контроля | Тема | Цель контроля | Методы контроля | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||||
Тематический | Индивидуальный уход за клиентами, полностью утратившими 1 способность I к самообслуживанию и страдающими тяжелыми заболеваниями | Создание клиентам нормальных условий для жизни. Полное, своевременное удовлетворение нужд и потребностей клиентов в решении социально-бытовых и социальномедицинских проблем | Анализ:
Наблюдение:
Беседа с клиентами, родственниками на предмет удовлетворенности качеством обслуживания | ||||
Тематический
| Соответствие качества предоставляемых услуг требованиям государственного стандарта Ставропольского края
| Принятие профилактических мер по предупреждению или урегулированию претензий и жалоб клиентов | Анализ:
перечней и тарифов на дополнительные услуги);
Наблюдение:
Беседа с клиентами на предмет своевременности оказания услуг | ||||
Тематический | Выполнение договорных обязательств
| Качественное оказание социальным работником социальных услуг. Получение информации об осведомленности клиентов о порядке и условиях предоставления социальных услуг
| Анализ:
— наличия и состояния документов у клиентов. Беседа с клиентами об объеме и качестве предоставляемых социальных услуг
| ||||
Тематический | Эффективность предоставления социальных услуг | Обеспечение удовлетворенности клиентов предоставляемыми услугами
| Анализ:
решения социальным работником материальных и финансовых проблем клиентов (с помощью администрации прежней работы, через администрацию города, через отделение срочного социального обслуживания), своевременности оформления субсидий, доплат к пенсии, взаимодействия с родственниками клиента).
| ||||
Тематический | Соблюдение этики взаимоотношений социального работника и клиента
| Соблюдение социальным работником принципов гуманности, справедливости, объективности, доброжелательности. Проявление к клиентам чуткости, вежливости, внимания, выдержки, терпения с учетом их физического и психологического состояния
| Анализ:
характерологических особенностей обслуживаемых клиентов; характеристики темперамента социального работника;
| ||||
Оперативный
| Соблюдение Графика посещения клиентов
| Соблюдение трудовой дисциплины. Своевременное оказание услуг. Рациональность использования времени на оказание услуг
| Анализ: -графика посещения клиентов; -полноты оказываемых услуг;
| ||||
Оперативный
| Деятельность социального работника на микроучастке
| Выявление граждан, нуждающихся в социальном обслуживании. Составление социального паспорта на закрепленных за социальным работником участках
| Анализ:
| ||||
Фронтальный | Соответствие практической деятельности социального работника нормативным требованиям государственного стандарта Ставропольского края | Соблюдение требований государственного стандарта Ставропольского края. Удовлетворенность клиентов качеством предоставляемых услуг
| Анализ:
Анкетирование клиентов на предмет удовлетворенности социальным обслуживанием |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социальная квалиметрия является сравнительно молодой, но очень востребованной наукой. Тенденции развития рынка социальных услуг, изменение статуса учреждений социального обслуживания в сторону увеличения хозяйственной самостоятельности, введение государственного заказа — вот далеко не полный перечень факторов, способствующих интенсивному росту востребованности социально-квалиметрических исследований и применению их результатов на практике. Помимо объективных факторов, обуславливающих необходимость применения социальной квалиметрии, естественным кажется наличие живого интереса многих руководителей социальной сферы к системному познанию результатов деятельности своих учреждений. Оказание социальных услуг гражданам может идти как повседневный процесс с присущей ему рутинностью и техничностью, однако практика перевода различных аспектов этого процесса на язык цифр, шкал и рангов обладает способностью освежать взгляд управленца и даже простого специалиста на проделанную работу. Актуализируются вопросы “Что мы делаем?”, “Для чего мы это делаем?”, “Чего мы хотим достичь в конечном итоге?”, а вслед за этим формируется более комплексный взгляд на свои ошибки, технологические и системные недостатки в работе. Как следствие, появляется возможность систематизировать роль внешних и внутренних факторов, влияющих на работу социальной службы, и принимать необходимые меры по противодействию влиянию тенденций, снижающих качество и эффективность деятельности.
Социальная квалиметрия дает большие возможности операционализации процесса контроля качества услуг, что должно выразиться во введении многоуровневой системы менеджмента качества учреждения. Это, в свою очередь, должно поспособствовать формированию системы контроля качества услуг как неотъемлемого компонента управленческого механизма, живо реагирующего на дисфункции в работе. Немаловажным представляется вопрос о целеполагании в деятельности социальных работников. Вводимая система показателей четко настраивает их на определенные ориентиры, тем самым намечая как пути достижения профессиональных целей, так и дорогу к совершенствованию себя как специалиста. Практикуемая в учреждении совокупность критериев, показателей и методик расчета качества и эффективности социального обслуживания становится весомым фактором социально-технологического, кадрового и материально-технического развития.
Естественным является факт своеобразной “бездонности” социально-квалиметрической практики, ее неоднозначности и относительности. Каждое учреждение работает, исходя из собственных корпоративных традиций, политики руководства, качества кадрового состава, особенностей клиентуры. При углублении квалиметрических расчетов каждое учреждение сможет разрабатывать свою собственную модель расчета качества и эффективности работы. Однако этот неоднозначный вопрос блокируется стандартизацией социальных услуг, введением нормативов, типовых документов и иных элементов, способствующих максимальному приближению характера деятельности различных учреждений к единству целей и порядка работы. Это также говорит в пользу социальной квалиметрии как науки, могущей поспособствовать универсализации практических механизмов реализации функций социального обслуживания населения.
Данный учебник был написан с целью раскрыть как теоретические, так и практические аспекты оценки качества деятельности учреждений социального обслуживания и оказания конкретных социальных услуг населению. Теоретические основы социальной квалиметрии позволяют освежить понимание применяемой терминологии и убедиться в важности определения и использования четких понятий. Рассмотренные идеи по формированию и использованию методик оценки качества и эффективности социальных услуг не исчерпывают всех возможностей квалиметрического опыта, однако приближают нас к полноценному видению оценочного комплекса. Приведенный опыт различных учреждений в деле использования социально-квалиметрических методов позволяет уже сегодня говорить о складывающейся в сфере социальной защиты населения системе контроля качества, выражаемой не в формализме контрольных мероприятий, а основанной на стремлении докопаться до истины и дать ответы на животрепещущие вопросы социального развития.
ГЛОССАРИЙ
Бережливое предоставление услуг—предоставление услуг клиентам и пациентам согласно с установленным стандартам и соответствующим затратам необходимых видов и объемов ресурсов.
Государственный социальный заказ — конкретная общественная потребность, выраженная в предъявлении государством определенных требований к учреждениям социального профиля в плане предоставления различных социальных услуг нуждающимся категориям населения.
Действенность — совершение требуемых действий (мер, мероприятий, решений) в нужном месте и в нужное время и обеспечивающих необходимые результаты.
Критерий (греч. kriterion) — а) синоним понятия “показатель”; б) как основа выбора и использования того или иного показателя; в) признак, по которому оценивается тот или иной показатель; г) признак, по которому оценивается явление, система, процесс, работа и их развитие.
Качество услуг—это степень удовлетворенности реальных потребителей (клиента, пациента) предоставляемой услугой в соотношении с условиями ее предоставления (цена, удобство, объем, периодичность, гарантии, безопасность и другими характеристиками).
Конкурентоспособность организации (предприятия, учреждения) — способность создавать, производить и продавать/ предоставлять товары/услуги, ценовые и неценовые качества которых более привлекательны для потребителей, чем у аналогичных товаров/услуг конкурентов.
Конкурентоспособность работника — его физические и интеллектуальные способности превращать функциональные задачи в необходимые количественные и качественные результаты.
Метод (греч. methodos) —а) способ, прием исследования (анализа, диагностики) внутренней и внешней среды организации(предприятия, учреждения); б) способ, прием практических действий, система способов в какой-либо деятельности.
Методика — описание последовательности (порядка) действий применительно к цели, задачам. Различают научно- исследовательские, диагностические, педагогические методики, методики реабилитации, воспитания, тренировки и другие.
Методология (греч. methodos — метод и logos — учение) означает учение о системе методов, с помощью которых можно получать, систематизировать и анализировать информацию. Различают научную и эмпирическую методологии. Научная методология включает научные методы, образующие арсенал той или иной науки. Эмпирическая (греч. empeiria — опыт) методология формируется на практике и состоит из методов, доказавших свою практическую полезность.
Мониторинг — система и процесс, обеспечивающие систематическое наблюдение за состоянием жизненной ситуации клиентов, оказанием им социальных услуг и получаемых результатов для целей оценки, контроля и прогнозирования.
Обеспечение качества—оперативные, тактические и стратегические действия по предвидению возникновения проблем качества и предотвращению возможности их появления.
Оценка—а) суждения, мнения, умозаключения работников, клиентов о чем-либо и/или о ком-либо; б) процесс оценивания, т. е. определение и введение в оценочные процедуры энного количества работников, клиентов; в) результат или итог оценивания или получения оценочной информации.
Оценка деятельности социальных служб — способ установления значимости деятельности социальных служб как функциональной части социальной сферы, необходимый для совершенствования этой отрасли социальной сферы; может выражаться в соотнесении норм качества социальных услуг с результативностью социальной работы, а также в установлении динамических показателей эффективности.
Показатель — существенная характеристика явления, системы, процесса, их развития. Может иметь качественное (словесное) описание, количественное выражение или комбинированное (качественно-количественное). Целевое назначение показателей — характеристика, а также оценка и измерение явления, системы, процесса. Основные проблемы — выбор, использование, взаимосвязь и интерпретация показателей.
Продуктивность — выпуск продуктов (товаров, изделий) и/ или предоставление услуг (как своеобразных продуктов), необходимых конкретным потребителям на определенных условиях и позитивно воспринимаемых ими.
Производительность труда—понятие уровневое и используется применительно к стране (государству), отрасли, организации (предприятию, учреждению) и рабочему месту.
Производительность — произведенный национальный доход на душу населения или на численность занятых в общественном производстве; отношение объема произведенной (реализованной) продукции и/или услуг предприятиями организациями (предприятиями, учреждениями) отрасли, к численности ее работников за тот или иной период времени; результаты труда работника (выработка), измеряемые тем или иным образом за определенные периоды времени. В социальной сфере типичным показателем производительности (выработки) является выполнение норматива обслуживания при соблюдении стандартных требований к качеству оказываемых услуг в данных условиях.
Процесс — совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, которые преобразуют то, что на входах, в то, что на выходах.
Процедура (лат. procedure — продвигаться) — а) официально установленная последовательность действий в какой-либо деятельности, б) указанный способ выполнения какого-либо процесса. Процедура может быть документированной или недокументированной (фактической).
Рынок социальных услуг — система социально-экономических отношений по поводу производства, распределения и потребления социальных услуг.
Ресурсы — то, что необходимо для превращения целей, задач в необходимые результаты. К ним относятся информационные, человеческие, материальные, финансовые, административные (наличие необходимых прав), социальные (связи и отношения) и временные ресурсы. Имеются типичные соотношения между целями, задачами и ресурсами: Ц,3 > Ресурсов (Ц,3 превышают ресурсные возможности); Ц,3 < Ресурсов (ресурсов с избытком); Ц,3 = Ресурсам (полное соответствие).
Результативность—это: а)обеспечение требуемых результатов в данных условиях к необходимому времени при любых затратах ресурсов (результат — любой ценой); б)достижение необходимых результатов в данных условиях к необходимому времени при лимитируемых затратах.
Результат — то, что фактически сделано, достигнуто, выполнено на данный момент времени. Различают текущие (промежуточные) и конечные результаты.
Руководство качеством — а) интеграция мер (действий, решений) всех подразделений организации (предприятия, учреждения), направленных на поддержание и дальнейшее улучшение качества; б) меры (действия, решения) стратегического характера, предпринимаемые руководством организации (предприятия, учреждения), направленные на поддержание и дальнейшее улучшение качества; в) документ, регламентирующий систему управления качеством в организации (на предприятии, в учреждении).
Стандарт социального обслуживания — нормативный документ, устанавливающий совокупность норм, правил, требований к социальному обслуживанию, в котором устанавливаются характеристики выполнения работ и оказания услуг.
Управление качеством —- а) оперативные меры, направленные на выявление и фиксацию проблем качества, а также их устранение; б) оперативные и стратегические меры, направленные на выявление и фиксацию проблем качества, а также их устранение
Услуга — то, что предлагается потребителю на платной, бесплатной, возмездной или другой какой-либо (например, комбинированной) основе. Услуга обладает тремя существенными признаками: 1) авторство — кто конкретно ее предоставляет и каким образом; 2) осязаемость — восприятие потребителем предлагаемой и/или предоставленной услуги; 3) колебание качества (вариабельность) в зависимости от уровня профессионализма автора.
Фактор (лат. factor — делающий, производящий) — сила, причина, источник воздействия на систему, процесс, структуру и определяющий их состояние.
Экономичность — относительный уровень затрат на что-либо за тот или иной период времени. Достигается за счет снижения затрат. При этом имеется предел экономичности, которым является уровень затрат, не приводящий к снижению результатов в их количественном и качественном выражении.
Эффект (лат. effectus —исполнение, действие) — а) предполагаемый (планируемый, рассчитываемый, намечаемый, ожидаемый) результат на определенный период времени; б) реально (фактически) достигнутый результат на данный момент времени.
Эффективность — полученный на данный момент времени эффект (результат) соотнесенный с затратами на его достижение. Различают общую и локальную эффективность. Общая эффективность относится к деятельности социального учреждения в целом. Локальная эффективность — к работе каждого его подразделения, независимо от их специализации. Необходимо также различать желаемую (ожидаемую, планируемую, предполагаемую, намечаемую, рассчитываемую) и реальную (фактическую) эффективность. Первая из них выражает желания, ожидания, намерения, а вторая — реальные эффекты (результаты).
Эффект реализации социальных программ — прямые и косвенные позитивные результаты, полученные при осуществлении мероприятий программ в пределах определенного времени.
ЛИТЕРАТУРА
1. ИСО 8402-94 “Управление качеством и обеспечение качества. Словарь”.
2. Стандарты предоставления услуг. Материалы Совместного семинара Всемирного банка и Шведского агентства по международному развитию. Всемирный банк: Сида, 2002.
3. Басовский Л. Е., Протасьев В. Б. Управление качеством. Учебник. — 2-е изд., перераб., доп. — М.: ИНФРА-М, 2011.
4. Беккер Б. И., Хъюзлид М. А., Ульрих Д. Измерение результативности работы HR-департамента. Люди, стратегия и производительность /Пер. с англ. — М.: Вильямс, 2007.
5. Войтенко А. И., Комаров Е. И. Организация, управление и администрирование в социальной работе. Учебник. — М.: РИОР; ИНФРА-М, 2010.
6. Вучкович-Стадник А. А. Оценка персонала: четкий алгоритм действий и качественные практические решения. — М.: Эксмо, 2010.
7. Григорьев С. И., Гуслякова Л. Г., Лига М. Б. Квалиметрический потенциал социологического витализма в исследовании качества жизни. — М., Чита: ЗабГГПУ, 2009.
8. Добренькое В. И., Кравченко А. И. Методы социологического исследования. Учебник. — М.: Инфра-М, 2011.
9. Ковалев С. В. Управление качеством работы персонала. Учебно-практическое пособие. — М.: Альфа-Книга, 2008.
10. Ковальчик М. М. Квалиметрия. — М.: МГИУ, 2006.
11. Кокинз Г. Управление результативностью: как преодолеть разрыв между объявленной стратегией и реальными процессами / Пер. с англ. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.
12. Комаров Е. И. Измерение мотивации и стимулирования “человека работающего”. Учеб. пособие.—М.: РИОР; ИНФРА-М, 2010.
13. Комаров Е. И. Стратегический менеджмент: Учебное пособие. — М.: РИОР; ИНФРА-М, 2010.
14. Котлер Ф. Маркетинг от А до Я: 80 концепций, которые должен знать каждый менеджер / Пер. с англ. —- М.: Биз-неском, 2010.
15. Лифиц И. М. Конкурентоспособность товаров и услуг. Учеб. пособие для вузов. — 2-е изд., перераб., доп. — М.: Высшее образование; Юрайт, 2009.
16. Мазур И. И., Шапиро В. Д. Управление качеством: Учеб. пособие для вузов. — 7-е изд., стереотип. — М.: Омега-Л, 2010.
17. Новикова М. А., Тарасова Н. В. Система стандартизации социального обслуживания: современное российское законодательство и перспективы развития // Социальное обслуживание. — 2004. — №1.
18. Одегов Ю. Г., Абдурахманов К. X., Котова JI. Р. Оценка эффективности работы с персоналом: методологический подход: Учебно-практическое пособие. — М.: Альфа-Пресс, 2011.
19. Организация, управление и администрирование в социальной работе: Учебник для бакалавров / Под ред. Е. И. Холостовой, Е. И. Комарова, О. Г. Прохоровой. — М.: Юрайт, 2011.
20. Оценка эффективности деятельности учреждений социальной поддержки населения / Под ред. П. В. Романова и Е. Р. Ярской-Смирновой. Серия “Научные доклады: независимый экономический анализ”. — М.: Московский общественный научный фонд; Центр социальной политики и гендерных исследований, 2007.
21. Салимова Т. А. Управление качеством: Учебник для вузов. — 4-е изд. — М.: Омега-JI, 2010.
22. Стрельникова Н. Н., Барсукова Т. М., Самарская Г. А., Гончарова И. П. Методики оценки деятельности социальных служб по работе с семьей и детьми: Методическое пособие. — М.: Институт переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов системы социальной защиты населения г. Москвы, 2012.
23. Технология социальной работы: Учебник для бакалавров / Под ред. Е. И. Холостовой, JI. И. Кононовой. — М.: Юрайт, 2011.
24. ТопчийЛ. В. Методика оценки эффективности социальных услуг и других видов социальной поддержки. — Нижний Новгород, 2006.
25. Топчий Л. В. Проблемы квалиметрии в социальной работе: подходы, критерии, логика оценки // Отечественный журнал социальной работы. — 2005. — № 3.
26. Топчий Л. В. Социальная квалиметрия, оценка качества и стандартизация социальных услуг: Учебное пособие для бакалавров и специалистов социальной работы. — М.: Изд-во РГСУ, 2009.
27. Фомин В. Н. Квалиметрия. Управление качеством. Сертификация: Учеб. пособие. — М.: Ось, 2002.
28. Энциклопедия социальных практик /Под ред. Е. И. Холостовой, Г. И. Климантовой. — М.: ИТК “Дашков и Ко”, 2011
Главный редактор — А. Е. Илларионова
Редактор — Н. Л. Юдина
Художник — В. А. Антипов
Верстка — Н. А. Кирьянова
Корректор — М. Д. Писарева
Ответственный за выпуск — М. Д. Писарева
Учебное издание
Социальная квалиметрия, оценка качества
и стандартизация социальных услуг
Санитарно-эпидемиологическое заключение
№ 77.99.60.953.Д.007399.06.09 от 26.06.2009 г.
Подписано в печать 10.09.2013. Формат 60x88 1/16.
Печать офсетная. Бумага газетная. Печ. л. 11,5.
Тираж 1500 экз. (2-й завод 751-1500 экз.). Заказ 3243.
Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°» 129347, Москва, Ярославское шоссе, д. 142, к. 732.
Для писем: 129347, Москва, п/о И-347;
Тел/факс: 8(495) 741-34-28,
- Учебник
- Глава 1. Основы социальной квалиметрии…………………………………………………….……………7
- Введение
- Глава 1. Основы социальной квалиметрии
- 1.1.Общая квалиметрия: принципы, функции, значимость
- 1.2. Социальная квалиметрия как научная дисциплина
- Глава 2. Стандартизация социальных услуг
- 2.1. Научно-методические основы стандартизации социальных услуг
- 2.2. Задачи и содержание стандартов социального обслуживания
- Вопросы
- Глава 3. Теоретические подходы к оценке качества и эффективности услуг в сфере социального обслуживания населения
- 3.1. Основные понятия в области оценки качества и эффективности социальных услуг
- 3.2. Методологические основы оценки качества и эффективности социальных услуг
- Вопросы
- Глава 4. Организационно-управленческие I основы контроля качества учреждения социального обслуживания и социальных услуг
- 4.1. Направления контроля качества деятельности учреждения социального обслуживания
- 1. Контроль качества социально-бытовых услуг.
- 2.Контроль качества социально-медицинских услуг:
- 3. Контроль качества социально-психологических услуг:
- 4. Контроль качества социально-педагогических услуг:
- 5. Контроль качества социально-экономических услуг:
- 6. Контроль качества социально-правовых услуг:
- 4.2. Организационные основы оценки и контроля качества деятельности учреждения социального обслуживания
- Критерии и методы оценки деятельности
- Критерии и методы оценки деятельности социального работника осо на дому
- Вопросы
- Глава 5. Методики оценки качества и эффективности деятельности учреждений социального обслуживания и предоставления социальных услуг клиентам
- 5.1. Методы оценки качества и эффективности деятельности учреждения социального обслуживания
- Принципы выбора методов
- Swot-анализ
- Методика оценки деятельности структурного подразделения социального учреждения
- Факторный метод
- 5.2. Методы оценки качества и эффективности социальных услуг, предоставляемых клиентам Анкетный опрос
- Распределение респондентов по округам г. Москвы
- Уровень эффективности социального обслуживания по исследуемым категориям населения (по оценкам респондентов)
- Критерии оценки работы специалиста социального учреждения
- Кейс-метод
- Статистический подход к оценке качества социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на дому
- Вопросы
- Глава 6. Региональный опыт работы по оценке деятельности социальных служб
- 6.1. Руководство по качеству Государственного учреждения социальной защиты населения “Центр социальной помощи семье и детям” (г. Ставрополь)
- 6.1.2. Политика Центра в области качества предоставления социальных услуг
- 6.1.3. Организационная структура системы качества
- 6.1.4. Документы, составляющие нормативно-методическую базу системы качества, порядок разработки и ведения документов, относящихся к системе качества
- 6.1.5. Порядок внедрения, функционирования и контроля системы качества
- 6.1.6. Анализ функционирования системы качества
- 6.2. Социальный аудит в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних “Отрадное” Департамента социальной защиты населения г. Москвы
- 6.3. Система менеджмента качества в учреждениях социального обслуживания Ханты-Мансийского автономного округа
- Регистрационная карточка обращения
- Критерии качества социального обслуживания
- Методики оценки эффективности реабилитационного процесса в Свердловской области
- 6.5. Система контроля качества и эффективности деятельности государственного учреждения социального обслуживания “Георгиевский городской центр социального обслуживания населения”, Ставропольский край
- Распределение полномочий и направлений контроля качества деятельности учреждения социального обслуживания
- Виды, темы, цели и методы проверок качества услуг II уровня системы контроля
- Вопросы
- Примерные темы, виды, цели и методы проверок качества услуг III уровня системы контроля
- 8(499) 182-01-58,182-42-01,182-11-79,183-93-01.
- 140014, Московская обл., г. Люберцы, Октябрьский пр-т, д. 403.
- Ооо «Издательско-торговая корпорация «Дашков и к°»
- Оптовая и мелкооптовая продажа книг осуществляется в книжном салоне Издательско-торговой корпорации «Дашков и Ко»
- 182-11-79 (Продажа), 183-93-23 (редакция)
- E-mail: sales@dashkov.Ru - отдел продаж;
- Http://www.Dashkov.Ru