1.2. Социальная квалиметрия как научная дисциплина
Рассмотрев положения, кратко характеризующие общую квалиметрию,
переходим к изучению предметных и специальных квалиметрий, в частности — социальной квалиметрии.
Особенности социальной квалиметрии как учебной дисциплины определяются: спецификой социальной сферы, особенностью предметов и процессов оценивания. Типы оценок системно-социальных качеств любых объектов и процессов в социальном пространстве, в социальном кругообороте качества социальной работы настолько разнообразны и многоплановы, что представляют особую область квалиметрии. Для выпускников факультетов социальной работы особый интерес представляют методы оценки качества таких объектов как социальная политика, социальная защита и, конечно, составляющая их часть — социальное обслуживание населения в широком смысле его понимания.
Сегодня можно отметить, что в отечественной науке постепенно сформировалось представление, согласно которому квалиметрия в социальной работе — это область социальных наук об измерении и количественной оценке качества различных социальных объектов и субъектов, процессов и состояний, о методологии и методике оценки эффективности теоретических разработок, социального образования и практики социальной работы во всех ре проявлениях и во всех сферах социальной жизни общества.
Безусловно, социальная квалиметрия опирается на положения общей квалиметрии (понятия, аксиомы, принципы). И то же время она использует теорию сравнения и общую логику оценки качества социальных объектов. Предметом социальной квалиметрии становятся научные знания и наработки, отражающие качество деятельности специалистов социальной сферы, социальных учреждений и органов управления в различных секторах социальной сферы общества.
Для практической социальной работы чрезвычайно актуальна проблема разработки методологии социальной квалиметрии и методик оценки качества услуг системы социального обслуживания, пенсионного обеспечения, социального страхования, социального образования, различных мер социальной поддержки социально незащищенных слоев населения, в целом—системы социальной защиты как современного механизма реализации социальной политики.
Для исследователей и практиков социальной работы особый интерес представляют такие отрасли квалиметрии как экспертная квалиметрия, индексная, таксономическая, нечеткая, тестовая, цикловая-динамическая квалиметрии, а также теория оценивания эффективности как меры качества систем и процессов.
Практический профессиональный социальный работник не может не задумываться над вопросами квалиметрии в социальной работе: какова роль предметной квалиметрии в оценке различных видов социальной деятельности? Какой смысл вкладывается в методы “социальной квалиметрической таксономии”, “социальной индексной квалиметрии”, “социальной экспертной квалиметрии”, “социальной цикловой квалиметрии”, “социальной эстетической квалиметрии” и “экологической квалиметрии” и как они применяются в деятельности социальных служб и органов управления? В чем суть перечисленных методов квалиметрии? Какие практико-ориентированные теории, научно-практические рекомендации и методики социальной квалиметрии целесообразно применять в различных секторах и сегментах социальной сферы? Качество как характеристика сущности социальных объектов и их свойств всегда имело, имеет и будет иметь практическое значение. Поэтому вопросы оценки качества различных видов, форм и методов социальной работы, мера качества и показатели оценивания качества были и остаются среди важнейших.
Для будущего специалиста важно знать классификацию квалиметрических шкал, глубоко осознать, что оценивание результативности социальной работы на всех уровнях ее осуществления является важнейшим направлением и функцией управления. Методы социальной квалиметрии, специфика квалиметрии в социальной работе, измерение и количественная оценка результативности предоставляемых социальных услуг—вот те реальные проблемы, в которых предстоит разобраться, глубоко изучить, взять на вооружение и научиться профессионально применять на практике.
В социальной сфере оценка качества социальной политики, социальной защиты, социального образования, социального обслуживания и других секторов может быть произведена на основе как предметной квалиметрии (по предмету оценивания — квалиметрия социальной политики, квалиметрия высшего профессионального образования и т. д.), так и специальной квалиметрии (по методам и моделям оценки — экспертная квалиметрия, теория оценивания эффективности, индексная квалиметрия и др.) Существует объективная необходимость дифференцированного подхода к применению различных типов квалиметрий в соответствующих ситуациях.
Специалисты в области социальной квалиметрии считают, что для оценки социальных объектов и процессов в соответствующих ситуациях могут использоваться специальные квалиметрии.
К их числу относятся: тестовая, экспертная, индексная, таксономическая (или квалиметрическая таксономия), вероятностно-статистическая, нечеткая квалиметрии (см.: Титов И. А. Экспертные технологии в управлении и оценке качества высшего образования//Общие проблемы квалиметрии в образовании. Ч. 2: Материалы XI симпозиума “Квалиметрия в образовании: методология, методика, практика”. — М., 2006, с. 6-7).
Тестовая квалиметрия характеризуется ситуацией оценки с высокой степенью ее формализуемости. Нередко ситуация такова, что применяемые методы могут рассматриваться как методы тестово-экспертной квалиметрии.
Особенностью экспертной квалиметрии является ее ориентация на человека как непосредственного измерителя качества в системе оценки. Этот тип квалиметрии опирается на использование методов, развитых в теории экспертных оценок, широко представленных в отечественной литературе.
Применение экспертной квалиметрии при оценке качества характеризуется ситуацией, которая основана на привлечении плохо формализуемого опыта экспертов или на измерении на основе органов чувств эксперта. Характеристики, по которым оценивается качество объекта, носят при этом субъективный характер т. е. субъективное восприятие их интенций содержит
неопределенность.
В процессе мониторинга часто характеризуется ситуацией, при которой сам алгоритм оценки может относиться к методам другого типа специальной квалиметрии, а методы экспертной квалиметрии применяются для определения коэффициентов весомости показателей качества, шкалирования и формирования других элементов оценочной системы.
Индексная квалиметрия базируется на аппарате теории индексов. Применение индексной квалиметрии характеризуется ситуацией, при которой оцениваются некоторые изменения, темпы движения показателей качества и объектов.
Таксономическая квалиметрия используется в ситуации, когда процедуры оценивания разрабатываются в виде классификационных процедур. Сложность формирования квалиметрической таксономии связана с современным состоянием науки о классификациях и классификационной деятельности, находящимся в стадии своего становления. Класс качеств (квалитаксон) рассматривается как совокупность свойств, тождественных по отношению к базе сравнения. Синонимами класса качеств в этой ситуации становятся категории, роды, сорта и т. д.
Вероятностно-статистическая квалиметрия как вид квалиметрии применим в ситуациях, в которых оценка качества ориентирована на использование статистических оценок характеристик объектов оценки. Наиболее характерно применение методов вероятностно-статистической квалиметрии в тех случаях, когда оцениваются массовость, стабильность, используются выборочные методы контроля и т. д. Они являются основой для формирования экспертных квалиметрических систем.
Нечеткая квалиметрия применяется в ситуации, когда объект оценки слабо формализуем, его характеристики носят описательный характер, изменение интенсивностей свойств оценки сопровождается факторами нечеткости и неопределенности.
Целесообразно использование методов нечеткой квалиметрии при оценке качества объектов мониторинга.
Применение социальной квалиметрии при анализе региональной жизни общества предполагает использование системы показателей и технологий, которые позволили бы оценить изменения в социальном развитии, в том числе социокультурных процессов. Оценочные технологии в условиях субъекта Российской Федерации могут строиться с ориентацией на использование данных мониторинга, а также экспертной информации и методов ее обработки, методов теории нечетких множеств, логико-семантического моделирования, отказа от принципов бинарной логики.
Социальная квалиметрия как наука непосредственно связана с измерением качества деятельности различных типов и видов учреждений социального обслуживания населения и социальных услуг. В основе этого направления лежат положения национальных стандартов, определяющие требования к системе качества учреждений и социальных услуг.
В ГОСТ Р 52495-2005 “Социальное обслуживание. Термины и определения” качество социальной услуги определяется как “совокупность свойств социальной услуги, определяющая ее возможность и способность удовлетворить потребности клиента социальной службы и осуществить его социальную реабилитацию или социальную адаптацию”.
В ГОСТ Р 52497-2005 “Социальное обслуживание. Система качества учреждения социального обслуживания” под “системой качества учреждения понимают совокупность его организационной структуры (с распределением ответственности сотрудников за качество услуг), правил, методов обеспечения качества услуг, процессов предоставления услуг, ресурсов учреждения (людских, материально-технических, информационных и других), обеспечивающую осуществление административного руководства качеством услуг”.
Методология и теория оценивания качества учреждений социального обслуживания и их отдельных служб постоянно развиваются, так как свойства социальных объектов постоянно изменяются, совокупность свойств социальных служб усложняется и взаимно обогащается, что, естественно, ведет к корректировке численных значений социальных объектов. При этом появляется возможность сопоставлять полученные данные с подобными характеристиками аналогичных объектов. Исходя из научного и научно-методического представления о качестве учреждения и основных социальных услугах, следует учитывать, что при сравнении качества необходимо оценивать не только отдельные свойства объектов, но и признаки и характеристики внутренней определенности (качественно-образующие свойства по типам и видам учреждений, структуру и устойчивость учреждения, адаптированность к условиям региона, города или района и специфическим потребностям местного населения и различных его категорий).
Необходимо постоянно искать количественные показатели, способствующие адекватной оценке качества деятельности учреждений с наименьшими погрешностями, оптимальные пути продвижения от оценки уровня качества объекта к исследованию качества, соответствующего запросам клиентов социальных служб, отдельных категорий населения и общества в целом.
Приоритет в выборе количественных показателей для оценки качества социальных услуг всегда на стороне клиентов — реальных потребителей услуг.
Учитывая современный уровень развития социальной квалиметрии, следует иметь в виду, что квалиметрическая оценка качества учреждений и социальных услуг есть только основа и начальная фаза сложного процесса управления качеством социальных объектов. Предстоит пройти большой путь от осознания понятийно-категориального аппарата, структуры квалиметрии и ее методов до выявления закономерностей и оптимальных моделей квалиметрических измерений и оценок в социальном обслуживании населения.
Вопросы
1.Каково определение науки квалиметрии и из чего состоит ее предметная область?
2.Какие основные этапы прошла в своем развитии наука квалиметрия в нашей стране?
3. Какие научные принципы наложены в основу науки квалиметрии? Какие основные категории в ней используются?
4. Чем определяются особенности социальной квалиметрии как научной дисциплины?
5. Что изучает квалиметрия в сфере социальной работы?
6. Насколько высока значимость ноосферной квалиметрии в исследовании социальных процессов?
7. Какие специальные квалиметрии могут использоваться в оценке социальных явлений?
8. Что такое качество социальной услуги и система качества учреждения социального обслуживания? Чем обусловлена изменчивость методологии и методики оценки данных феноменов?
- Учебник
- Глава 1. Основы социальной квалиметрии…………………………………………………….……………7
- Введение
- Глава 1. Основы социальной квалиметрии
- 1.1.Общая квалиметрия: принципы, функции, значимость
- 1.2. Социальная квалиметрия как научная дисциплина
- Глава 2. Стандартизация социальных услуг
- 2.1. Научно-методические основы стандартизации социальных услуг
- 2.2. Задачи и содержание стандартов социального обслуживания
- Вопросы
- Глава 3. Теоретические подходы к оценке качества и эффективности услуг в сфере социального обслуживания населения
- 3.1. Основные понятия в области оценки качества и эффективности социальных услуг
- 3.2. Методологические основы оценки качества и эффективности социальных услуг
- Вопросы
- Глава 4. Организационно-управленческие I основы контроля качества учреждения социального обслуживания и социальных услуг
- 4.1. Направления контроля качества деятельности учреждения социального обслуживания
- 1. Контроль качества социально-бытовых услуг.
- 2.Контроль качества социально-медицинских услуг:
- 3. Контроль качества социально-психологических услуг:
- 4. Контроль качества социально-педагогических услуг:
- 5. Контроль качества социально-экономических услуг:
- 6. Контроль качества социально-правовых услуг:
- 4.2. Организационные основы оценки и контроля качества деятельности учреждения социального обслуживания
- Критерии и методы оценки деятельности
- Критерии и методы оценки деятельности социального работника осо на дому
- Вопросы
- Глава 5. Методики оценки качества и эффективности деятельности учреждений социального обслуживания и предоставления социальных услуг клиентам
- 5.1. Методы оценки качества и эффективности деятельности учреждения социального обслуживания
- Принципы выбора методов
- Swot-анализ
- Методика оценки деятельности структурного подразделения социального учреждения
- Факторный метод
- 5.2. Методы оценки качества и эффективности социальных услуг, предоставляемых клиентам Анкетный опрос
- Распределение респондентов по округам г. Москвы
- Уровень эффективности социального обслуживания по исследуемым категориям населения (по оценкам респондентов)
- Критерии оценки работы специалиста социального учреждения
- Кейс-метод
- Статистический подход к оценке качества социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на дому
- Вопросы
- Глава 6. Региональный опыт работы по оценке деятельности социальных служб
- 6.1. Руководство по качеству Государственного учреждения социальной защиты населения “Центр социальной помощи семье и детям” (г. Ставрополь)
- 6.1.2. Политика Центра в области качества предоставления социальных услуг
- 6.1.3. Организационная структура системы качества
- 6.1.4. Документы, составляющие нормативно-методическую базу системы качества, порядок разработки и ведения документов, относящихся к системе качества
- 6.1.5. Порядок внедрения, функционирования и контроля системы качества
- 6.1.6. Анализ функционирования системы качества
- 6.2. Социальный аудит в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних “Отрадное” Департамента социальной защиты населения г. Москвы
- 6.3. Система менеджмента качества в учреждениях социального обслуживания Ханты-Мансийского автономного округа
- Регистрационная карточка обращения
- Критерии качества социального обслуживания
- Методики оценки эффективности реабилитационного процесса в Свердловской области
- 6.5. Система контроля качества и эффективности деятельности государственного учреждения социального обслуживания “Георгиевский городской центр социального обслуживания населения”, Ставропольский край
- Распределение полномочий и направлений контроля качества деятельности учреждения социального обслуживания
- Виды, темы, цели и методы проверок качества услуг II уровня системы контроля
- Вопросы
- Примерные темы, виды, цели и методы проверок качества услуг III уровня системы контроля
- 8(499) 182-01-58,182-42-01,182-11-79,183-93-01.
- 140014, Московская обл., г. Люберцы, Октябрьский пр-т, д. 403.
- Ооо «Издательско-торговая корпорация «Дашков и к°»
- Оптовая и мелкооптовая продажа книг осуществляется в книжном салоне Издательско-торговой корпорации «Дашков и Ко»
- 182-11-79 (Продажа), 183-93-23 (редакция)
- E-mail: sales@dashkov.Ru - отдел продаж;
- Http://www.Dashkov.Ru