13.3. Освоение этнокультурных технологий на музыкальных отделениях многоуровневой системы образования
Большую роль в проведении этнокультурной политики региона могут выполнить многоуровневые системы образования, включающие в себя школы, различного типа средне-специальные учебные заведения и вузы, систему дополнительного образования. «Они должны готовить специалистов, способных к реализации национально-регионального компонента содержания образования», - отмечает Л,П. Карпушина, подчеркивая тот факт, «что профессиональная подготовка учителей музыки, готовых к культурно-просветительной и педагогической деятель-
470
ности в сфере национальной музыкальной культуры, отстает от потребностей региона и требует последовательной регионализации профессионального образования будущих учителей музыки в современных социокультурных условиях».
Истинное сотворчество, взаимодействие исполнителей и зрительской аудитории основаны на достаточно глубоком знании народного педагогического опыта и национальных музыкальных традиций, уверенном владении языком музыкального искусства, методикой работы в семейной среде, с различными возрастными и социальными группами населения.
Бережное сохранение и развитие национальных традиций позволит, по нашему мнению, преодолеть многие проблемные ситуации, сложившиеся сегодня в музыкальной культуре, в частности отчуждение значительной массы подростков и молодежи от творчества за счет удовлетворения их музыкальных потребностей через восприятие так называемой «кассетной» музыки, преобладание репродуктивных методов и приемов в работе музыкальных коллективов.
Народное творчество служит, в известном смысле, образцом для профессионалов. Сближаясь в современных условиях с профессиональным искусством, оно превратилось в одну из составных частей национальной культуры.
В учебном процессе в группах музыкальных специализаций уместно и педагогически оправдано обобщение и широкое использование опыта проведения крупномасштабных мероприятий, праздников в честь известных народных исполнителей, областных и районных смотров и конкурсов.
Такого рода мероприятия позволяют более комплексно, фундаментально решать задачу этнокультурного образования и воспитания. Используя все лучшее в накопленном опыте, необходимо обеспечить организацию и проведение крупных музыкальных мероприятий, которые вызывают активный интерес зрительской аудитории.
Особенно плодотворен здесь тематический подход, когда тот или иной музыкальный праздник, смотр, конкурс проводится под определенным девизом, привлекает своей актуальной темой исполнительские силы и публику, а не сводится к отчетным кон-
471
цертам и сборным программам, лишенным конструктивного ведущего начала.
С 1981 года на Тамбовщине проводится музыкальный фестиваль имени СВ. Рахманинова, имеющий статус международного. Наряду с профессиональными музыкальными коллективами и видными исполнителями мирового уровня в фестивале принимают участие студенты, учащиеся музыкальных отделений учебных заведений г. Тамбова. Значимость такого вида деятельности студентов не вызывает сомнений. Они не только перенимают исполнительский опыт, но и сами, в условиях концертной деятельности, закрепляют навыки артистизма, выразительного исполнения, осознанного восприятия музыкальных форм.
На многих массовых театрализованных праздниках, фестивалях, ярмарках городов и районов региона студенты выступали в качестве сценаристов, режиссеров, их помощников и исполнителей.
Непрерывность, последовательность и преемственность в музыкальном воспитании, в освоении и использовании народного музыкального опыта и традиций, вовлечение в этнологическую поисковую деятельность населения, студентов относятся к числу важнейших на современном этапе.
В этом плане интересно сотрудничество студентов, учащихся и преподавателей многоуровневой системы подготовки ТГМПИ с городским клубом гармонистов. Возглавляет клуб профессиональный музыкант, преподаватель музыкального училища (второй уровень образовательной системы) В.А. Огурцов, который разработал авторскую цифровую методику обучения игры на русской гармонике.
Состав клуба разновозрастной (от 15 до 70 лет). Всего в клубе 23 человека. Это представители разных профессий: водители, строители, работники инженерно-технических специальностей, учителя, а также учащиеся, студенты и пенсионеры.
На заседаниях клуба лучшие тамбовские гармонисты (Александр Маняхин, Анатолий Подкользин, Виктор Ульев, Владимир Домашев, Виктор Ванин) делятся «секретами» исполнительского мастерства на гармонике, своим музыкальным опытом, устраивают исполнительские состязания. За годы своего существования городской клуб гармонистов создал не одну концертную
472
программу. Выступления тамбовских гармонистов пользуются успехом не только у жителей Тамбовщины, но и в соседних регионах С успехом прошли выступления гармонистов на Всероссийских и региональных фестивалях-конкурсах в городах Владимире, Ярославле, Иванове, Липецке.
Заслуживает внимания этномузыкальная поисковая деятельность музыкантов. Их усилиями в первозданном виде восстановлены «Тамбовская мотаня», «Тамбовская кадриль» и др. народные произведения. Эта большая и кропотливая работа вбирает в себя изучение и освоение исторического прошлого своего края, изучение, сохранение, передачу и всяческую популяризацию русской гармоники, праздничной обрядности, собирание и запись современных частушек и другие элементы.
Национальные музыкальные традиции, секреты народного музыкального исполнительства не могут и не должны оставаться достоянием только старшего поколения. Они являются тем замечательным национальным явлением, к которому следует привлечь внимание учащихся, студенческой молодежи.
Ориентация на возрождение и развитие национальной культуры предполагает учет целого ряда фундаментальных идей, положений и исходящих принципов, вытекающих из существа народных традиций.
Педагогический процесс, как известно, по своей природе не всегда легко поддается современным инновациям. Его сложившийся за многие годы традиционный консерватизм часто не в состоянии охватить бесконечное многообразие народного музыкального опыта и приспособиться к тем новым динамичным процессам, которые наблюдаются сегодня в содержании современного самодеятельного музыкального искусства.
Современные исследователи музыкальной педагогики рассматривают его обобщенно, в виде неких абстрактных тенденций, закономерностей и явлений. «А можно делать это, - как отмечает В. Горлинский, - на примере того или иного «живого», реально действующего музыкального учебного заведения». Нам второй путь представляется более продуктивным, интересным и поучительным.
473
Происходящие в настоящее время процессы обновления социально-экономической и духовной жизни Тамбовщины требуют более взыскательно и критически подходить к отбору учебного репертуара, анализу, изучению и обобщению в нем национальных музыкальных традиций, их утверждению и обогащению в процессе теоретических и репетиционных занятий.
По своему содержанию народные традиции располагают большими возможностями для активного воздействия на социально-педагогическую подготовку студентов. Взятые в совокупности, они объективно ставят будущего специалиста перед необходимостью поиска и конструирования новых социальных взаимоотношений на базе общности интересов и увлечений в сфере досуга.
Наша идея непрерывности в освоении и использовании народных традиций основывается на преемственности усилий педагогов и культурно-досуговых учреждений, на наиболее полном и эффективном использовании воспитательного потенциала национальных обрядов, конкурсов и, конечно, игр, поскольку народ издавна предпочитал коллективные формы досуговой деятельности с обязательным наличием игровых элементов.
Возрождение музыкальных традиций, в отдельных случаях их реанимация (оживление), укрепление и развитие, - довольно длительный, многотрудный, противоречивый процесс. Так, социально наиболее мобильная часть населения - молодежь - часто вырывается вперед, образуя различные неформальные объединения в сфере музыкального фольклора.
Однако это скорее возрождение формы и лишь в исключительных случаях раскрытие подлинного существа народных музыкальных традиций.
Тяга определенной части городского и сельского населения к объединению в семейные и массовые музыкально-фольклорные группы, общности, движения, клубы - одно из свидетельств в пользу разомкнутое™, открытости стихийно складывающегося процесса возрождения национальной музыкальной культуры. Одновременно это и показатель возросшей тревоги старшего поколения об утрате традиционных духовных ценностей
В масштабе каждого социума - тамбовского села, города, района необходимо в разумных пределах внести в это движение
474
организующее начало. Затухание семейных, групповых «обще-селенческих» (мирских) традиций происходит не одновременно на всех уровнях.
Знание конкретной социально-культурной ситуации на территории области, района, выявление потенциальных очагов возрождения традиционных форм музыкального исполнительства, верный выбор приоритетов в разработке праздника, обряда, ритуала - одна из исходных, принципиально важных предпосылок. Эта посылка предполагает учет специфики традиций национальных культур, представленных в регионе.
Социально-активные субъекты из числа носителей конкретных народных традиций - семейные ансамбли, талантливые музыканты-исполнители от мала до велика нуждаются в постоянной организационно-методической и материальной поддержке.
Вместе с тем, при превращении камерной любительской формы в более широкую, массовую, необходимо более активно использовать имеющиеся учреждения дополнительного образования, помещения школы в вечернее время и т.д. Сказанное еще раз подтверждает вывод о целесообразности поиска массовых, коллективных форм популяризации народного музыкального творчества.
Руководителю музыкального коллектива необходимо научиться чутко улавливать и отслеживать местные социально-культурные инициативы, исподволь вносить в стихийно возрождающиеся групповые и массовые досуговые праздники и другие формы не только созвучную им музыкальную основу, но и зерна традиционной народной обрядности.
В современной учебно-воспитательной работе нередко делают акцент на «лобовые», прямые способы педагогического воздействия на эстетические вкусы и интересы молодежи. Это, в сущности, тупиковый путь развития народных музыкальных традиций. Следствием этого является то, что жизненный народно-музыкальный досуговый опыт старших поколений остается зачастую невостребованным современной молодежью. Необходимо всемерно стремиться к снятию такого рода преград.
От педагога-организатора музыкального самодеятельного творчества требуется гибко, умело, с помощью организованных
475
форм общения сделать этот народно-музыкальный опыт старших доступным, увлекательным и интересным для молодого поколения.
Это умение граничит с мастерством В ходе преподавания специальных дисциплин на музыкальных отделениях есть возможность смоделировать и последовательно реализовать те или иные варианты использования народных музыкальных традиций в практике культурно-досуговой деятельности, проверить их эффективность. Эти варианты должны соответствовать конкретному виду микрорайона: малому селению, рабочему поселку, малому городу, микрорайону в среднем и крупном городе типа областного центра.
Опыт лучших музыкально-педагогических вузов России указывает на необходимость распространения и разъяснения национальных музыкальных традиций в ходе изучения не только специальных дисциплин, но и отдельных предметов гуманитарного цикла.
Во время практических занятий целесообразно апеллировать к опыту и традициям семейного окружения каждого студента, на опыт его бабушек, родителей, старших братьев и сестер. В этом случае у молодых людей психологически закрепляется более сильная потребность во внутрисемейном общении. Это не только создает важную психолого-педагогическую предпосылку для возрождения народно-музыкальных традиций, но и пробуждает интерес к собственной родословной семьи, к прошлому своего рода.
Существует несколько сложившихся направлений реализации этнокультурного компонента в системе музыкального воспитания детей, подростков, взрослого населения.
Важнейшие из них:
создание общедоступных любительских коллективов по обучению игре на народных музыкальных инструментах;
массовое музыкальное просвещение народа, широкая пропаганда народных музыкальных инструментов и народной песни с помощью концертных программ, лекций-концертов;
постановка театрализованных музыкальных представлений и шоу-программ, воссоздающих народные обряды, игрища, обычаи на основе музыкального фольклора.
476
Попытаемся выделить некоторые основные принципы, на которых основывается сегодня разработка и реализация этнокультурных образовательных технологий.
Первый, бесспорно, - обеспечение единства общегуманитарной и специальной профессиональной подготовки студентов, направленной на углубление этнологического и этнопедагогиче-ского образования специалистов, включая и овладение культурологией, историей и современной практикой национальной и мировой музыкальной культуры.
Следующим принципом следует назвать неразрывную органическую связь учебного процесса с фольклором, предусматривающую включение студентов в работу по сбору фольклора, постоянное обогащение учебного репертуара за счет привлечения в него лучших образцов народного исполнительского творчества.
Третий принцип формулируется нами как наличие активной творческой позиции преподавателя и студента, которая требует от них умения с помощью педагогических методов и технологий находить нестандартные подходы к изучению, оценке и развитию народной музыкальной культуры.
Таким образом, система подготовки студентов к профессиональной деятельности приобретает целенаправленный этнокультурный характер, органически соединяет в себе художественно-творческий и музыкально-просветительный аспекты.
Изложенные в данном разделе пособия подходы есть некоторого рода ориентиры для преподавателей и студентов вузов и училищ культуры в развитии этнокультурного регионального компонента. Вне всякого сомнения, существует и масса других, не упомянутых нами моментов, форм, средств и методов организации учебных занятий, нуждающихся в безотлагательном изучении, анализе, содержательном наполнении и так далее. Их рассмотрение необходимо и возможно в конкретных рамках тех или иных задач этнокультурного образования будущих специалистов художественно-творческого профиля.
477
- 1.1. Основные задачи и направления социально-культурной деятельности
- 1.2. Сущность социально-культурных технологий
- Контрольные вопросы
- Список рекомендуемой литературы
- 1.4. Средства, формы и методы
- Контрольные вопросы
- Список рекомендуемой литературы
- 2.5. Современные информационно-просветительные технологии
- Контрольные вопросы
- Список рекомендуемой литературы
- Глава III
- 3.1. Самодеятельное творчество как часть народной художественной культуры
- Контрольные вопросы
- Список рекомендуемой литературы
- 3.3. Категория творчества в контексте теории деятельности
- 79 .,..
- 3.4. Творчество и мастерство как факторы формирования личности
- Список рекомендованной литературы
- Список рекомендованной литературы
- 3.7. Виды клубов по интересам и любительских объединений
- Контрольные вопросы
- Список рекомендуемой литературы
- 3.8. Киноклуб как форма социально-культурной деятельности и разновидность любительского объединения
- Контрольные вопросы
- Список рекомендуемой литературы
- Глава IV
- 4.1. Понятие игры и игровой деятельности
- 4.2. Классификация игр
- Список рекомендованной литературы
- Глава V
- 5.1. Сущность и особенности межличностного общения в сфере свободного времени
- 5.2. Стили и виды педагогического общения
- Список рекомендуемой литературы
- 5.4. Основные единицы коммуникативного общения
- 5.5. Техника коммуникативного общения
- 5.6. Технологические приемы организации
- Социально-культурной сферы
- Вопросы для самоконтроля
- 6.1. Влияние современной социокультурной ситуации на развитие личности подростка
- Список рекомендуемой литературы
- Список рекомендованной литературы
- Список литературы
- Глава VII ц технология молодежного досуга
- 7.1. Молодежная культура как феномен сферы свободного времени
- Вопросы и задания
- 7.3. Молодежная субкультура
- Список рекомендуемой литературы
- 7.4. Неформальные объединения молодежи в социальной жизни общества
- Список рекомендуемой литер атуры
- 7.5. Ориентиры молодежной культуры досуга в XXI веке
- 7.6. Методика и организация воспитательной работы детских и молодежных общественных объединений
- Вопросы и задания
- Глава VIII
- 8.1. Основные подходы к организации досуга пожилых людей
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- 8.2. Технологии досуговой деятельности старших возрастных групп населения в России
- Вопросы для самопроверки
- 8.3. Особенности организации досуговой деятельности лиц среднего и пожилого возраста в европейских странах
- Вопросы для самопроверки:
- Литература
- Глава IX
- 9.2. Функции семьи и их реализация в сфере досуга
- 9.3. Современные подходы к организации семейного досуга
- Список рекомендованной литературы
- 9.4. Роль современной социокультурной ситуации в организации досуга семьи
- 9.5. Технология культурно-досуговой деятельности с семьей
- Вопросы для самопроверки
- 10.2. Принципы и методы социальной работы
- Вопросы для самопроверки
- Список рекомендуемой литературы
- Вопросы для самоконтроля
- Список рекомендуемой литературы
- 10.4. Характеристика источников социальной незащищенности и практика их нейтрализации
- Вопросы для самопроверки
- 10.5. Технологии социальной помощи престарелым и инвалидам
- Список рекомендуемой литературы
- 10.7. Технология профилактики девиантного поведения
- Вопросы для самоконтроля
- 10.8. Социальное прогнозирование и методика его внедрения
- 10.9. Основные модели технологии социальной поддержки за рубежом
- Список рекомендуемой литературы
- 10.10. Основные положения нормативно-правовых документов по проблемам
- Вопросы для самопроверки
- 11.2. Классификация подходов и школ менеджмента
- Контрольные вопросы и задания
- Список рекомендованной литературы
- 11.4. Функции менеджмента
- 11.5. Коммуникации в управлении
- 11.6. Сущность и особенности управленческих решений
- Контрольные вопросы
- Список рекомендуемой литературы
- 11.8. Психологические аспекты менеджмента
- 11.9. Имидж менеджера
- Контрольные вопросы и задания
- Список рекомендуемой литературы
- Список рекомендуемой литературы
- 12.2. Технологии в сфере актерского мастерства
- 12.3. Современные режиссерские технологии
- 12.4. Особенности применения театральных технологий в социально-культурной сфере
- Глава XIII
- 13.1. Этнокультурное образование: сущность, функции, понятия и социальный аспект
- 13.2. Научные подходы к разработке и использованию этнокультурных технологий в учебном процессе
- 13.3. Освоение этнокультурных технологий на музыкальных отделениях многоуровневой системы образования
- 13.4. Технологические приемы организации практики
- Список рекомендуемой литературы
- Глава I. Сущность и специфика современных социально-культурных технологий
- Глава II. Технологии информационно-познавательной и просветительной деятельности в сфере культуры
- Глава III. Технология самодеятельного творчества и любительских объединений
- Глава IV. Технология рекреационно-оздоровительной
- Глава XI. Технология менеджемента
- Глава XII. Современные театральные технологии
- Глава XIII. Современные этнокультурные технологии