logo
Uchebnik_Sovremennye_tekhnologii_v_SKD

3.3. Категория творчества в контексте теории деятельности

Сторонами основного диалектического (движущего) противо­речия деятельности являются творчество и контртворчество.

Подобно категорий культуры, творчество понимается в двух планах - гносеологическом и аксиологическом.

Наиболее часто описательно-гносеологический подход рас­сматривает творчество как новаторскую, продуктивную и обще­значимую деятельность. Термин «творчество» нередко выступа­ет синонимом одного из этих понятий, либо некоторой их сово­купностью. В целом гносеологическое понимание творчества

78

породило многочисленные и неразрешимые логические проти­воречия, что свидетельствует о его бесперспективности.

Так, одним из наиболее распространенных является пред­ставление о творческой деятельности как способе социальной активности, который создает нечто принципиально новое. На это справедливо выдвигаются два основных возражения. Первое связано с тем, что не все новое полезно и ценно для общества.

С позиции теории познания невозможно объяснить ту пара­доксальную ситуацию, когда весьма оригинальная, продуктивная и общезначимая идея (научная, техническая и иная) или ее во­площение в общественную практику оборачивается большим социальным злом и угрожает человечеству многими бедами (экологическая катастрофа и т.п.). Следовательно, выясняется, что сама по себе новаторская, продуктивная и общезначимая деятельность способна в широком историческом контексте ока­заться фактором как прогресса, так и регресса. Иными словами, при последовательном гносеологическом истолковании катего­рии творчества на «одну доску» ставятся любые - как позитив­ные, так и негативные - ее результаты, если они обладают при­знаками новизны, продуктивности и общезначимости. Вот при­мечательное и типичное суждение подобного рода: творчество «может быть направлено не только на благие дела, не только на созидание, но и на разрушение, находит выход в озорстве, хули­ганстве, преступлении. Сколько изобретательности и даже та­ланта проявляют преступники?» [1, с. 249].

Автор ряда интересных философских работ В.А. Кутырев, справедливо указывая на драматичный характер целостной твор­ческой деятельности XX в., в то же время склонен интерпрети­ровать ее в дезаксиологическом плане. В частности, автор гово­рит о том, что неоправданная, с его точки зрения, «эйфория» в отношении творчества продолжается и ее «пора развеять», оста­новив «милитаристское творчество». Кутырев полагает, Что в самих «истоках трагедии» современной цивилизации «лежит творчество» и «дьявол тоже творит», поэтому «надо преодолеть вседозволенность творчества», в вере, нравственных ценностях он видит «антипод творчества», полагая, что «дух творчества и дух религии - враги» [2, с. 193].