12.2. Технологии в сфере актерского мастерства
Общее и специальное развитие психофизического аппарата актера посредством особого набора упражнений (тренаж, тренинг, стретчинг).
Специфика существования театрального коллектива состоит в систематическом выпуске разноплановых спектаклей. Это обстоятельство заставляет исполнителей находиться в состоянии постоянной готовности к активной работе. Подобное возможно только при максимальной нагрузке в сфере сценической практики, что в условиях любого творческого коллектива для всех исполнителей не представляется возможным. Данную проблему способен решить комплекс специальных упражнений, предназначенный для систематических занятий.
У истоков современного тренинга стояли практические рекомендации КС. Станиславского. Сейчас это явление представ-
435
ляет собой обширную совокупность различных технологических подходов к проблеме развития психофизического аппарата актера, в которой выделяют три основные функции: а) подготовка актеров к выступлению; б) развитие знаний, умений и навыков начинающих артистов; в) улучшение здоровья занимающихся.
Согласно цели занятий тренинги подразделяются на развивающие, тематические и индивидуальные. Если первые призваны улучшать какое-либо качество у группы актеров, то вторые отвечают за их подготовку к определенному спектаклю, где тема тренинга близка теме спектакля. Современная театральная педагогика широко применяет практику составления индивидуального комплекса упражнений. Этот метод выглядит наиболее действенным, поскольку учитывает индивидуальные особенности конкретной личности.
Все виды развивающих тренингов имеют в своем составе приблизительно равное соотношение упражнений, нацеленных на улучшение определенных качеств актера. Усиление одного или нескольких направлений превращает развивающий тренинг в специальный, предназначенный для сутубо специфических целей. Обычная структура развивающего тренажа выглядит таким образом:
упражнения на внимание;
развитие воображения и фантазии;
расширение восприятия;
дыхание и голосоведение;
мышечная свобода;
работа в предлагаемых обстоятельствах;
воспитание живого сценического общения и т.д. Укажем наиболее заметные из перечисленных направлений. Развитие внимания
Для успешного овладения навыками фиксации внимания на определенном предмете, смены объекта внимания в границах известных «кругов», широко применяются популярные медитативные техники или их адаптация к использованию в учебном процессе [1].
436
От фантазии к вчувствованию
Фантазия есть способность человека к моделированию в сознании реальности с существующими и несуществующими предметами и свойствами. В процессе становления личности она играет важную роль. Миф, религия, сказка стоят у колыбели каждого человека и активизируют его мозговую деятельность путем введения новых причинно-следственных связей в осознаваемую реальность. Актер, специфика деятельности которого состоит в существовании по законам художественной действительности в воображаемом мире спектакля, не может обойтись без фантазии.
Отметим несколько блоков упражнений данного направления:
развитие индуктивной формы воображения (объект -свойство);
развитие дедуктивной формы воображения (свойство -объект);
метод изменения пространственных характеристик объекта в сознании;
метод изменения признака или сущностных особенностей предмета.
метод вчувствования в объект состоит в привлечении в себя его признаков и перенесении собственных качеств в изучаемый объект.
Дыхание и голосоведение
Дыхание есть основа жизнедеятельности. Форма жизни и форма дыхания часто взаимосвязаны. Актер обязан уметь работать в разных режимах дыхания. Различные медитативные техники максимально используют способность человека к многообразным типам дыхания и дают возможность их применения в сценических условиях. В области современных методик голосоведения выделяют известные методики К. Линклэйтер и С. Берри, а также методика «фасцинативногоголосоведения»ЮМ. Поздняковой [2, 3].
Мышечная свобода - базовое условие готовности актера к внутреннему перевоплощению. Она достигается введением физических упражнений к указанным выше разделам тренинга.
Современные школы часто включают в это направление комплекс приемов из арсенала АРТ-тренинга М.А. Чехова [4, 5].
437
Воспитание точности целенаправленного сценического действия актера достигается путем строгого соблюдения условий, описанных в оригинальной технологической разработке П.М. Ершова, касающихся вопросов актерского мастерства и режиссуры: природа и логика действия; логика и техника бессловесных элементов действия; лепка фразы в логике словесного действия; перевоплощение, переживание и логика действия; логика действия, борьба и сюжет [6, с. 53-285].
Творческий процесс работы с предлагаемыми обстоятельствами. У современных театральных школ сложилось отношение к предлагаемым обстоятельствам как к основному принципу и кардинальным условиям существования актера в виртуальной реальности сценического произведения. Но единое мнение по данному вопросу пока еще не выработано. Наиболее оптимальной, на наш взгляд, представляется модель нахождения актера в двух кругах предлагаемых обстоятельств:
малый круг есть условие жизни образа;
большой круг охватывает сферу обитания персонажа с ее пространственно-временными особенностями. Сюда возможно включить также и наиболее общие факторы, определяющие среду (в том числе и атмосферу) художественного произведения.
Внутренняя техника перевоплощения актера основана на органическом существовании в двух кругах предлагаемых обстоятельств и непосредственно связана с работой его сознания и подсознания. Необходимость задействовать обе сферы во взаимосвязи отмечал еще К.С. Станиславский. Современных исследований по проблемам искусства перевоплощения мало, но все они достаточно разноречивы.
В современном отечественном театре сохранились и продолжают продуктивно развиваться три взгляда на процесс перевоплощения:
рационалистический (В. Мейерхольд, С. Михоэлс, П. Ершов, М Захаров);
иррационалистический (М. Чехов, А. Васильев, Р. Виктюк);
синтетический (К. Станиславский, Е. Вахтангов, О. Ефремов).
438
Принимая во внимание все три тенденции, представляем механизм перевоплощения следующим. Актер в процессе репетиции из области сознания перемещает информацию об образе в подсознание. Когда все то, что должно находиться в подсознании образа (например: восприятие образом среды - ощущение холода, жары; качества образа - заикание, хромота и т.д.), перешло в подсознание актера, а его сознание полностью уяснило цель и логику поведения образа, то процесс перевоплощения возможно считать завершенным. В этой связи необходимо напомнить об обязательном наличии «контролера» в процессе сценического мышления актера. Данная часть его сознания берет на себя функции сохранения личностных качеств исполнителя и контролирует творческий процесс сценического действия.
Если становлением внешней техники перевоплощения (костюм, грим, пластика, характерность речи и т.д.) театральное искусство занимается со времен античности, то проблему развития внутренней техники в начале нашего века поднял К.С. Станиславский.
Современные театральные технологии значительно расширили эту тенденцию. В настоящее время можно выделить шесть основных направлений применения в тренинге различных психотехник, предназначенных для улучшения внутренней техники актерского мастерства.
Развивающие упражнения из различных направлений индийской йоги.
Техника оздоровительной гимнастики на основе даосско-буддистской системы Цигун [6].
Развитие внутренней техники исполнения путем применения методов аутогенной тренировки [7].
Методики гештальт-терапии В. Келлера, А. Гефлера и др. [8].
Методика «психодрамы» известного современного драматурга, писателя и театрального педагога Л. Петрушевской.
Стретчинг петербургского театрального педагога А. Константиновой (современная модификация взрослого тренинга для детей младшего и среднего школьного возраста, где представлен синтез элементов актерского мастерства и хореографии) [9].
439
Изложенное выше свидетельствует о том, что тренинг есть определенный прием современной театральной педагогики, повышающий эффективность развития психофизического аппарата актера и качественно улучшающий процесс сценического действия.
Список рекомендованной литературы
Игры - обучение, тренинг, досуг / Под ред. В.В. Петрусинского. М., 1994.
Линкпэйтер К. Освобождение голоса. М., 1993.
Берри С. Голос и актер. М., 1996.
Чехов М.А. Литературное наследие. М, 1986.
Чехов М.А. Об искусстве актера. М., 1999.
Мантек Чиа, Хуан Ли. Внутренняя структура тайцзы: тайцзы-цигун., М.-София, 1998.
Томас К. Переживание образов. Высшая ступень аутогенной тренировки. М, 1994.
Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике / Под ред. В.Ю. Баскакова. 2-е изд. М., 1997.
Константинова А.И. Стретчинг., СПб, 1993
- 1.1. Основные задачи и направления социально-культурной деятельности
- 1.2. Сущность социально-культурных технологий
- Контрольные вопросы
- Список рекомендуемой литературы
- 1.4. Средства, формы и методы
- Контрольные вопросы
- Список рекомендуемой литературы
- 2.5. Современные информационно-просветительные технологии
- Контрольные вопросы
- Список рекомендуемой литературы
- Глава III
- 3.1. Самодеятельное творчество как часть народной художественной культуры
- Контрольные вопросы
- Список рекомендуемой литературы
- 3.3. Категория творчества в контексте теории деятельности
- 79 .,..
- 3.4. Творчество и мастерство как факторы формирования личности
- Список рекомендованной литературы
- Список рекомендованной литературы
- 3.7. Виды клубов по интересам и любительских объединений
- Контрольные вопросы
- Список рекомендуемой литературы
- 3.8. Киноклуб как форма социально-культурной деятельности и разновидность любительского объединения
- Контрольные вопросы
- Список рекомендуемой литературы
- Глава IV
- 4.1. Понятие игры и игровой деятельности
- 4.2. Классификация игр
- Список рекомендованной литературы
- Глава V
- 5.1. Сущность и особенности межличностного общения в сфере свободного времени
- 5.2. Стили и виды педагогического общения
- Список рекомендуемой литературы
- 5.4. Основные единицы коммуникативного общения
- 5.5. Техника коммуникативного общения
- 5.6. Технологические приемы организации
- Социально-культурной сферы
- Вопросы для самоконтроля
- 6.1. Влияние современной социокультурной ситуации на развитие личности подростка
- Список рекомендуемой литературы
- Список рекомендованной литературы
- Список литературы
- Глава VII ц технология молодежного досуга
- 7.1. Молодежная культура как феномен сферы свободного времени
- Вопросы и задания
- 7.3. Молодежная субкультура
- Список рекомендуемой литературы
- 7.4. Неформальные объединения молодежи в социальной жизни общества
- Список рекомендуемой литер атуры
- 7.5. Ориентиры молодежной культуры досуга в XXI веке
- 7.6. Методика и организация воспитательной работы детских и молодежных общественных объединений
- Вопросы и задания
- Глава VIII
- 8.1. Основные подходы к организации досуга пожилых людей
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- 8.2. Технологии досуговой деятельности старших возрастных групп населения в России
- Вопросы для самопроверки
- 8.3. Особенности организации досуговой деятельности лиц среднего и пожилого возраста в европейских странах
- Вопросы для самопроверки:
- Литература
- Глава IX
- 9.2. Функции семьи и их реализация в сфере досуга
- 9.3. Современные подходы к организации семейного досуга
- Список рекомендованной литературы
- 9.4. Роль современной социокультурной ситуации в организации досуга семьи
- 9.5. Технология культурно-досуговой деятельности с семьей
- Вопросы для самопроверки
- 10.2. Принципы и методы социальной работы
- Вопросы для самопроверки
- Список рекомендуемой литературы
- Вопросы для самоконтроля
- Список рекомендуемой литературы
- 10.4. Характеристика источников социальной незащищенности и практика их нейтрализации
- Вопросы для самопроверки
- 10.5. Технологии социальной помощи престарелым и инвалидам
- Список рекомендуемой литературы
- 10.7. Технология профилактики девиантного поведения
- Вопросы для самоконтроля
- 10.8. Социальное прогнозирование и методика его внедрения
- 10.9. Основные модели технологии социальной поддержки за рубежом
- Список рекомендуемой литературы
- 10.10. Основные положения нормативно-правовых документов по проблемам
- Вопросы для самопроверки
- 11.2. Классификация подходов и школ менеджмента
- Контрольные вопросы и задания
- Список рекомендованной литературы
- 11.4. Функции менеджмента
- 11.5. Коммуникации в управлении
- 11.6. Сущность и особенности управленческих решений
- Контрольные вопросы
- Список рекомендуемой литературы
- 11.8. Психологические аспекты менеджмента
- 11.9. Имидж менеджера
- Контрольные вопросы и задания
- Список рекомендуемой литературы
- Список рекомендуемой литературы
- 12.2. Технологии в сфере актерского мастерства
- 12.3. Современные режиссерские технологии
- 12.4. Особенности применения театральных технологий в социально-культурной сфере
- Глава XIII
- 13.1. Этнокультурное образование: сущность, функции, понятия и социальный аспект
- 13.2. Научные подходы к разработке и использованию этнокультурных технологий в учебном процессе
- 13.3. Освоение этнокультурных технологий на музыкальных отделениях многоуровневой системы образования
- 13.4. Технологические приемы организации практики
- Список рекомендуемой литературы
- Глава I. Сущность и специфика современных социально-культурных технологий
- Глава II. Технологии информационно-познавательной и просветительной деятельности в сфере культуры
- Глава III. Технология самодеятельного творчества и любительских объединений
- Глава IV. Технология рекреационно-оздоровительной
- Глава XI. Технология менеджемента
- Глава XII. Современные театральные технологии
- Глава XIII. Современные этнокультурные технологии