79 .,..
Кроме того, последовательный гносеологический подход ведет к отождествлению понятий творчества и деятельности, ибо получается, что в конечном счете вся человеческая деятельность носит творческий характер. Тогда какая-либо самостоятельная методологическая роль категории творчества неизбежно теряется и оно становится простым синонимом понятия «деятельность».
Основой для отождествления творчества и деятельности может быть как социальный оптимизм, так и пессимизм («творчество» дьявольских сил). Позиция оптимизма делает своей опорой факты поступательного характера исторического развития общества. Известные периоды застоя и упадка, имевшие место в прошлом, относительно быстро преодолевались в ходе общественного прогресса. Однако из этого едва ли правомерно делать вывод о тождестве родовой деятельности человека с творчеством и прогрессом, ибо в природе общественной формы движения материи вряд ли заложена программа, которая фатально и однозначно предопределяет ее развитие исключительно в сторону постоянного прогресса. Мыслимы различные пути развития общества, не исключающие, следовательно, и его антигуманные варианты. Человеческая деятельность далеко не всегда заключается в поиске и утверждении новых и прогрессивных ценностей. Мало того, она нередко проявляется в деятельности, поддерживающей косное, устаревшее и реакционное, поскольку может питаться как прогрессивными, так и регрессивными источниками.
Второе серьезное возражение против гносеологизации творчества исходит из неправомерности отнесения к нетворческим старым проблемам (задачам), которые могут быть решены новым и лучшим способом, использованием полезной идеи на практике. В теоретико-познавательном аспекте категории творчества обычно противопоставляют понятия алгоритма и стереотипа, шаблона или рутины. Такое противополагание вынуждает последовательно мыслящих ученых сделать вывод о том, что в принципе не существует и не может существовать ни методов, ни методологии творчества. В действительности дело обстоит совсем иначе, ведь подлинно творческие способности - это алгоритм конкретной деятельности, работающий эффективнее и продуктивнее своих неалгоритмических аналогов.
80
Указанные нами трудности и противоречия, возникающие в случае гносеологического подхода к творчеству, стимулировали интерес исследователей к его аксиологической интерпретации, которая заключается в понимании творчества как прогрессивной деятельности. Обладая позитивной социальной значимостью, творчество всегда противостоит деятельности с отрицательным знаком. Активность, ставящая своей целью модернизацию и упрочение отживших социальных ценностей, по своей сущности, выражает общественный регресс. Правда, возникает вопрос относительно того, куда отнести результаты деятельности реакционных сил, выражающиеся в самых различных формах (своеобразные экономические и политические, нравственные и правовые отношения, философские и религиозные системы, кодексы и традиции), тем более, если они возникли впервые.
Безусловно, было бы ошибочно отказывать такого рода явлениям в известной инициативности, новизне и полностью отрицать их творческий характер. Однако едва ли современная философская теория выиграет от признания творчеством не только прогрессивного, но и реакционного. При такой постановке вопроса получилось бы, что творчество, представляя собой мощный фактор развития материальной и духовной культуры, вместе с тем способно быть выражением деградации и разложения. Конечно, не раз в истории человечества продукты его деятельности направлялись на разрушение культурных ценностей. Подлинное же творчество не может не служить обществу, не быть истинно гуманистическим. В силу приведенных соображений необходима последовательно аксиологическая интерпретация творчества как позитивной, культурной и прогрессивной деятельности.
Насколько подходит в качестве соотносительного с категорией творчества термин «нетворчество», который нередко встречается в философской и иной литературе? Он не является удачным в силу того, что понятие нетворчества в строгом смысле слова обозначает такую сферу деятельности, которая находится за пределами творческой деятельности и вследствие этого не может быть стороной ее внутреннего противоречия. Поэтому необходимо подобрать более адекватное и притом аксиологиче-
81
ское понятие, способное эффективно отразить внутреннее противоречие общественной деятельности.
Иными словами, задача состоит в том, чтобы выделить такие соотносительные понятия, которые смогли бы зафиксировать диалектически противоречивый характер однотипной деятельности людей в условиях существования различных (а порой и диаметрально противоположных) общественных систем.
Ведь одни и те же виды активности (научной, технической и т.п.) противостоят друг другу в зависимости от того, интересам каких социальных сил они служат. Одни и те же процессы и продукты человеческой деятельности (например, военная техника) могут служить делу защиты мира и стабильности, или, напротив, способны представлять угрозу мировому или региональному сообществу.
Трудности с подбором полноценного эквивалента антиподу творчества привели к тому, что в качестве такового называются самые различные понятия, порой имеющие определенный фило-софско-мировоззренческий статус, а нередко им не обладающие. Творчеству противополагают реиродуктивность и застой, простые исполнительские и узкоспециализированные операции, нетворчество и антитворчество и т.д. На обыденном уровне подобное противопоставление имеет известное значение.
Вместе с тем философско-методологический анализ должен теоретически обосновать и доказать, действительно ли какое-либо из вышеперечисленных понятий является в полной мере коррелятивным творчеству, либо они противостоят последнему в каких-то частных и специальных видах общественных связей.
Наиболее точно аксиологически-противоречивое содержание передается словосочетанием «творчество - контртворчество».
Приставка «контр» является универсальной формой для обозначения альтернативы любым оценкам, языковой эквивалент которых почему-либо не сложился. Необходимо также учесть, что до настоящего времени ни философская, ни научно-формальная логика оценочного сознания в достаточной мере не разработана, в результате чего не только нормы разговорного языка, но и специальная научно-философская терминология формируются стихийно. Целый ряд ключевых оценочных и диалектически противоположных понятий давно сложились и вы-
82
держали проверку временем. Для них использование приставки «контр» не требуется. Это, в частности, такие категории социальной философии, эстетики и этики, как прогресс - регресс, богатство - бедность (нищета), высший - низший, оптимизм - пессимизм, положительный - отрицательный, правда - ложь, прекрасное - безобразное, добро - зло, праведный - грешный.
Другие категориальные пары традиционно используют приставку «контр»: революция - контрреволюция, культура - контркультура и т.п. И, наконец, у ряда важных аксиологических понятий языковые нормы еще не сложились. Поэтому нам порой приходится употреблять термины, которые вполне удачными не являются (так, в оппозиции творчеству используются понятия нетворчества и антитворчества, репродуктивности и шаблона и многие другие). Во всех случаях, когда общепризнанный коррелят понятия отсутствует, целесообразно употреблять приставку «контр».
Анализ особенностей ее использования в современном разговорном, литературном и специальном языках показывает наличие трех вариантов подобного употребления. Во-первых, ряд терминов носит ярко выраженную классово-аксиологическую направленность (революция - контрреволюция); во-вторых, используются термины, которые не обязательно имеют классовый смысл, хотя и являются аксиологическими (культура - контркультура, субъект - контрсубъект, агент - контрагент, атака -контратака, деятельность - контр деятельность); в-третьих, у некоторых терминов возможно нулевое оценочное содержание (контр-адмирал, контроктава). Совершенно очевидно, что третий (нулевой) вариант употребления языковой приставки «контр» прямого отношения к логике оценочного сознания не имеет.
Понятия творчества и контртворчества есть конкретизация наиболее общих аксиологических категорий прогресса и регресса применительно к сфере человеческой деятельности.
Анализ творчества в единстве с его антиподом позволяет выявить и диагностировать общественную значимость и социально-классовую направленность динамичных общественных связей. Вся человеческая история определялась, определяется и будет определяться борьбой и сотрудничеством между силами прогресса и регресса, социальными субъектами с большим и
83
меньшим творческим потенциалом. При этом взаимосвязь между субъектами творчества и контртворчества диалектична.
При неблагоприятном развитии в целом прогрессивных социальных систем в них могут заметно усилиться факторы контртворческого характера, нарастать элементы консерватизма и антигуманизма. Примеры подобной эволюции имеются во всех общественно-экономических формациях. Ни творчество, ни контртворчество не представляют собой в рамках реального социума безоговорочно прямолинейного пути, полностью исключающего возможности его развития в противоположном направлении. Конкретные черты творческой и контртворческой деятельности всегда есть результат столкновения и взаимодействия многих поступков и операций различных субъектов, обусловле-ных как внутренним, так и международным балансом сил.
Противоречивость человеческой деятельности заключается и в том, что с ростом интеграционно-глобальных процессов многие ее результаты начинают тиражироваться в общепланетарном масштабе и одновременно с этим снижаются их глубина и оригинальность. «Композитор был более творческой личностью, нежели «музыкальный программист», так же, как художник в сравнении с компьютерным графиком», - пишет В.А. Кутырев [2]. Иными словами, усиление репродуктивного характера современной общественной деятельности нередко рассматривается, во-первых, как снижение ее творческого уровня, и, во-вторых, как нарастание ее пассивного характера [3, с. 26].
Приведенные утверждения не представляются бесспорными, ведь снижение творческой глубины, равно как и активности восприятия человеком каждого отдельного массово-тиражируемого художественного, научного и иного продукта, сопровождается, во-первых, невиданным ростом числа его потребителей, сопоставимых с населением всей планеты.
Тем самым снижение творческой значимости каждого отдельного массового продукта (телесериалов, комиксов и т.д.) может быть до определенной степени компенсировано в количественном плане. Речь идет о том, что к образцам современной материальной и духовной культуры, пусть и далеким от элитарных, приобщается все население планеты. С этой точки зрения,
84
само по себе неглубокое отдельное произведение компьютерной графики, музыки и т.д. способно сыграть роль вполне творчески-активного и глубоко позитивного фактора в масштабах всего мира, учитывая общий уровень духовного развития шестимиллиардного населения нашей планеты. Следует признать, что лидером массовых коммуникаций стали ныне, прежде всего, США, наводнившие мир кино- и телепередачами, видеофильмами крайне убогого антиэстетического содержания, что существенно влияет на духовную культуру молодежи.
Относительно программ подобного рода, зачастую, вообще нельзя говорить как о «творческих» или «культурных». Ибо это типичная контркультура, контрдеятельность, отличающаяся духовным примитивизмом и отражающая процесс цивилизацион-ной деградации Запада. Между тем передовые и гуманистические образцы массовой культуры не могут рассматриваться как продукты пониженной культурной и творческой активности.
Итак, основное диалектическое противоречие общественной деятельности заключается в борьбе между творчеством и контртворчеством. Творчество есть прогрессивная деятельность, напротив, контртворчество отличает регрессивная направленность. На примере анализа категории творчества весьма реально высвечиваются все недостатки ее расширительного и нестрогого употребления, а также тупики гносеологизма.
Контрольные вопросы
1 Дайте определение понятиям «творчество» и «контртворчество». 2. Какую роль играет творчество в контексте теории деятельности?
Список рекомендуемой литературы
Булычев И.И. Основы философии, изложенные методом универсального логического алгоритма. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 1999.
Кутырев В.А. Естественное и искусственное: борьба миров. Н.-Новгород, 1994.
Симкин Г.Н. Атомы поведения или этология культуры // Человек. № 2. 1990.
Х5
- 1.1. Основные задачи и направления социально-культурной деятельности
- 1.2. Сущность социально-культурных технологий
- Контрольные вопросы
- Список рекомендуемой литературы
- 1.4. Средства, формы и методы
- Контрольные вопросы
- Список рекомендуемой литературы
- 2.5. Современные информационно-просветительные технологии
- Контрольные вопросы
- Список рекомендуемой литературы
- Глава III
- 3.1. Самодеятельное творчество как часть народной художественной культуры
- Контрольные вопросы
- Список рекомендуемой литературы
- 3.3. Категория творчества в контексте теории деятельности
- 79 .,..
- 3.4. Творчество и мастерство как факторы формирования личности
- Список рекомендованной литературы
- Список рекомендованной литературы
- 3.7. Виды клубов по интересам и любительских объединений
- Контрольные вопросы
- Список рекомендуемой литературы
- 3.8. Киноклуб как форма социально-культурной деятельности и разновидность любительского объединения
- Контрольные вопросы
- Список рекомендуемой литературы
- Глава IV
- 4.1. Понятие игры и игровой деятельности
- 4.2. Классификация игр
- Список рекомендованной литературы
- Глава V
- 5.1. Сущность и особенности межличностного общения в сфере свободного времени
- 5.2. Стили и виды педагогического общения
- Список рекомендуемой литературы
- 5.4. Основные единицы коммуникативного общения
- 5.5. Техника коммуникативного общения
- 5.6. Технологические приемы организации
- Социально-культурной сферы
- Вопросы для самоконтроля
- 6.1. Влияние современной социокультурной ситуации на развитие личности подростка
- Список рекомендуемой литературы
- Список рекомендованной литературы
- Список литературы
- Глава VII ц технология молодежного досуга
- 7.1. Молодежная культура как феномен сферы свободного времени
- Вопросы и задания
- 7.3. Молодежная субкультура
- Список рекомендуемой литературы
- 7.4. Неформальные объединения молодежи в социальной жизни общества
- Список рекомендуемой литер атуры
- 7.5. Ориентиры молодежной культуры досуга в XXI веке
- 7.6. Методика и организация воспитательной работы детских и молодежных общественных объединений
- Вопросы и задания
- Глава VIII
- 8.1. Основные подходы к организации досуга пожилых людей
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- 8.2. Технологии досуговой деятельности старших возрастных групп населения в России
- Вопросы для самопроверки
- 8.3. Особенности организации досуговой деятельности лиц среднего и пожилого возраста в европейских странах
- Вопросы для самопроверки:
- Литература
- Глава IX
- 9.2. Функции семьи и их реализация в сфере досуга
- 9.3. Современные подходы к организации семейного досуга
- Список рекомендованной литературы
- 9.4. Роль современной социокультурной ситуации в организации досуга семьи
- 9.5. Технология культурно-досуговой деятельности с семьей
- Вопросы для самопроверки
- 10.2. Принципы и методы социальной работы
- Вопросы для самопроверки
- Список рекомендуемой литературы
- Вопросы для самоконтроля
- Список рекомендуемой литературы
- 10.4. Характеристика источников социальной незащищенности и практика их нейтрализации
- Вопросы для самопроверки
- 10.5. Технологии социальной помощи престарелым и инвалидам
- Список рекомендуемой литературы
- 10.7. Технология профилактики девиантного поведения
- Вопросы для самоконтроля
- 10.8. Социальное прогнозирование и методика его внедрения
- 10.9. Основные модели технологии социальной поддержки за рубежом
- Список рекомендуемой литературы
- 10.10. Основные положения нормативно-правовых документов по проблемам
- Вопросы для самопроверки
- 11.2. Классификация подходов и школ менеджмента
- Контрольные вопросы и задания
- Список рекомендованной литературы
- 11.4. Функции менеджмента
- 11.5. Коммуникации в управлении
- 11.6. Сущность и особенности управленческих решений
- Контрольные вопросы
- Список рекомендуемой литературы
- 11.8. Психологические аспекты менеджмента
- 11.9. Имидж менеджера
- Контрольные вопросы и задания
- Список рекомендуемой литературы
- Список рекомендуемой литературы
- 12.2. Технологии в сфере актерского мастерства
- 12.3. Современные режиссерские технологии
- 12.4. Особенности применения театральных технологий в социально-культурной сфере
- Глава XIII
- 13.1. Этнокультурное образование: сущность, функции, понятия и социальный аспект
- 13.2. Научные подходы к разработке и использованию этнокультурных технологий в учебном процессе
- 13.3. Освоение этнокультурных технологий на музыкальных отделениях многоуровневой системы образования
- 13.4. Технологические приемы организации практики
- Список рекомендуемой литературы
- Глава I. Сущность и специфика современных социально-культурных технологий
- Глава II. Технологии информационно-познавательной и просветительной деятельности в сфере культуры
- Глава III. Технология самодеятельного творчества и любительских объединений
- Глава IV. Технология рекреационно-оздоровительной
- Глава XI. Технология менеджемента
- Глава XII. Современные театральные технологии
- Глава XIII. Современные этнокультурные технологии