Глава IX
ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ СЕМЕЙНОГО ДОСУГА
9.1. Семья как социальный институт и малая социальная группа
Отечественная философская мысль определяет семью как ячейку общества и важнейшую форму организации личного быта, основанную на супружеском союзе и родственных связях.
В Словаре русского языка СИ. Ожегова под семьей понимается группа живущих вместе близких родственников или объединение людей, сплоченных общими интересами. При этом семьянином является человек, обладающий определенными качествами, необходимыми для семейной жизни.
Видный специалист в изучении семьи А.Г. Харчев определяет семью как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малой социальной группы, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, в которой обусловлена потребность общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.
Современные исследователи семьи А.И. Антонов и В.М. Мед-ков понимают под семьей основанную на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества-родительства-родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи.
Разных авторов объединяет взгляд на семью как основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей.
Тем не менее, в рассмотренных дефинициях семьи исследователи в качестве семьеобразующих отношений выделяют различные стороны семейной жизни. Разнообразие подходов к оп-
287
ределению понятия «семьи» дают основания представлять ее как сложное, социальное образование, сочетающее в себе свойства социальной структуры и малой группы.
На сегодняшний день исследователи осуществляют классификацию семей по следующим признакам:
по количеству детей: бездетная семья, малодетная и многодетная семья;
по составу, неполная семья, отдельная, простая или нук-леарная, сложная (семья нескольких поколений), большая семья, материнская семья, семья повторного брака;
по структуре, с одной брачной парой, с детьми или без детей, с одним из родителей супругов и другими родственниками, с двумя и более брачными парами с детьми или без детей, с одним из родителей супругов и других родственников или без них, с матерью (отцом) с детьми, с одним из родителей и другими родственниками и т.д.;
по структуре лидерства в семье, эгалитарные (демократические) и традиционные, авторитарные семьи;
по однородности социального состава: в зависимости от наций; уровня образования, профессии и т.д., т.е. социально гомогенные (однородные) и гетерогенные (неоднородные) семьи;
по семейному стажу: молодожены, молодая семья, семья среднего супружеского возраста, старшего супружеского возраста, пожилые супружеские пары;
по качеству отношений и атмосфере в семье: благополучная, устойчивая, неблагополучная, педагогически слабая, нестабильная, дезорганизованная семья;
по географическому признаку: городская, сельская, отдаленная семья (проживающая в труднодоступных районах);
по особым условиям семейной жизни: студенческая семья, «дистантная» семья, «внебрачная» семья;
по характеру проведения досуга: открытые и закрытые (ориентированные на внутридомашний досуг);
по состоянию психологического здоровья: здоровая семья, невротическая семья, виктимогенная семья.
Определение семьи включает множество укладов. Социологи и антропологи сравнивают семейную структуру в разных об-
288
ществах по шести параметрам: форме семьи, форме брака, образцу распределения власти, выбору партнера, местожительства, а также происхождению и способу наследования имущества.
В общей системе родственных отношений существуют два основных типа семейной структуры:
Нуклеарная семья состоит из взрослых родителей и детей, которые от них зависят.
Расширенная семья (в отличие от первого типа семейной структуры) включает нуклеарную семью и многих родственников, например, дедушку и бабушку, внуков, дядю, тетю, двоюродных братьев и сестер.
В большинстве обществ нуклеарная семья считается важным и основным социальным объединением.
Таким образом, семьи бывают различными и по количеству входящих в семью членов, и по взаимоотношениям между членами, и по количеству (отсутствию) детей, и по раду других признаков, но проблемы существуют буквально во всех типах семей и эти проблемы по мере возможности необходимо решать, так как роль семьи в современных исторических условиях крайне велика.
- 1.1. Основные задачи и направления социально-культурной деятельности
- 1.2. Сущность социально-культурных технологий
- Контрольные вопросы
- Список рекомендуемой литературы
- 1.4. Средства, формы и методы
- Контрольные вопросы
- Список рекомендуемой литературы
- 2.5. Современные информационно-просветительные технологии
- Контрольные вопросы
- Список рекомендуемой литературы
- Глава III
- 3.1. Самодеятельное творчество как часть народной художественной культуры
- Контрольные вопросы
- Список рекомендуемой литературы
- 3.3. Категория творчества в контексте теории деятельности
- 79 .,..
- 3.4. Творчество и мастерство как факторы формирования личности
- Список рекомендованной литературы
- Список рекомендованной литературы
- 3.7. Виды клубов по интересам и любительских объединений
- Контрольные вопросы
- Список рекомендуемой литературы
- 3.8. Киноклуб как форма социально-культурной деятельности и разновидность любительского объединения
- Контрольные вопросы
- Список рекомендуемой литературы
- Глава IV
- 4.1. Понятие игры и игровой деятельности
- 4.2. Классификация игр
- Список рекомендованной литературы
- Глава V
- 5.1. Сущность и особенности межличностного общения в сфере свободного времени
- 5.2. Стили и виды педагогического общения
- Список рекомендуемой литературы
- 5.4. Основные единицы коммуникативного общения
- 5.5. Техника коммуникативного общения
- 5.6. Технологические приемы организации
- Социально-культурной сферы
- Вопросы для самоконтроля
- 6.1. Влияние современной социокультурной ситуации на развитие личности подростка
- Список рекомендуемой литературы
- Список рекомендованной литературы
- Список литературы
- Глава VII ц технология молодежного досуга
- 7.1. Молодежная культура как феномен сферы свободного времени
- Вопросы и задания
- 7.3. Молодежная субкультура
- Список рекомендуемой литературы
- 7.4. Неформальные объединения молодежи в социальной жизни общества
- Список рекомендуемой литер атуры
- 7.5. Ориентиры молодежной культуры досуга в XXI веке
- 7.6. Методика и организация воспитательной работы детских и молодежных общественных объединений
- Вопросы и задания
- Глава VIII
- 8.1. Основные подходы к организации досуга пожилых людей
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- 8.2. Технологии досуговой деятельности старших возрастных групп населения в России
- Вопросы для самопроверки
- 8.3. Особенности организации досуговой деятельности лиц среднего и пожилого возраста в европейских странах
- Вопросы для самопроверки:
- Литература
- Глава IX
- 9.2. Функции семьи и их реализация в сфере досуга
- 9.3. Современные подходы к организации семейного досуга
- Список рекомендованной литературы
- 9.4. Роль современной социокультурной ситуации в организации досуга семьи
- 9.5. Технология культурно-досуговой деятельности с семьей
- Вопросы для самопроверки
- 10.2. Принципы и методы социальной работы
- Вопросы для самопроверки
- Список рекомендуемой литературы
- Вопросы для самоконтроля
- Список рекомендуемой литературы
- 10.4. Характеристика источников социальной незащищенности и практика их нейтрализации
- Вопросы для самопроверки
- 10.5. Технологии социальной помощи престарелым и инвалидам
- Список рекомендуемой литературы
- 10.7. Технология профилактики девиантного поведения
- Вопросы для самоконтроля
- 10.8. Социальное прогнозирование и методика его внедрения
- 10.9. Основные модели технологии социальной поддержки за рубежом
- Список рекомендуемой литературы
- 10.10. Основные положения нормативно-правовых документов по проблемам
- Вопросы для самопроверки
- 11.2. Классификация подходов и школ менеджмента
- Контрольные вопросы и задания
- Список рекомендованной литературы
- 11.4. Функции менеджмента
- 11.5. Коммуникации в управлении
- 11.6. Сущность и особенности управленческих решений
- Контрольные вопросы
- Список рекомендуемой литературы
- 11.8. Психологические аспекты менеджмента
- 11.9. Имидж менеджера
- Контрольные вопросы и задания
- Список рекомендуемой литературы
- Список рекомендуемой литературы
- 12.2. Технологии в сфере актерского мастерства
- 12.3. Современные режиссерские технологии
- 12.4. Особенности применения театральных технологий в социально-культурной сфере
- Глава XIII
- 13.1. Этнокультурное образование: сущность, функции, понятия и социальный аспект
- 13.2. Научные подходы к разработке и использованию этнокультурных технологий в учебном процессе
- 13.3. Освоение этнокультурных технологий на музыкальных отделениях многоуровневой системы образования
- 13.4. Технологические приемы организации практики
- Список рекомендуемой литературы
- Глава I. Сущность и специфика современных социально-культурных технологий
- Глава II. Технологии информационно-познавательной и просветительной деятельности в сфере культуры
- Глава III. Технология самодеятельного творчества и любительских объединений
- Глава IV. Технология рекреационно-оздоровительной
- Глава XI. Технология менеджемента
- Глава XII. Современные театральные технологии
- Глава XIII. Современные этнокультурные технологии