7.1. Молодежная культура как феномен сферы свободного времени
Культуре имманентно присуща способность к «омоложению». Эта особенность лежит в основе процессов ее изменчивости, динамики и тесно связана с проблемой преемственности поколений. От того, какие ценности предпочтет молодежь, во многом будет зависеть то, каким будет общество, какое будущее его ждет.
Интерес к предпочтениям молодежи смело можно отнести к вечным: «Нынешняя молодежь привыкла к роскоши, она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших. Дети спорят с родителями, жадно глотают еду и изводят учителей», - сетовал Сократ еще в 470 году до Рождества Христова.
Молодежная проблематика в современной науке актуализировалась в середине 50-х годов XX века. В 1956 году вышла монография израильского социолога С. Эйзенштдта «От поколения к поколению», которая содержала теоретические положения по проблеме гомогенных возрастных групп молодежи в сфере свободного времени.
Причину образования «peer group»1 С. Эйзенштдт видел в антагонизме между социальными ориентациями семьи и вторичных общественных структур, присущих современному индустриальному обществу. Вследствие этого семья утрачивает свою главенствующую роль первичной инстанции социализации. В большей мере ее берут на себя «peer group», которые рассматриваются как неформальные возрастные молодежные группы свободного времени. В дальнейшем интерес к проблемам культурного времяпрепровождения молодежи, ее досугу возрастает.
Досуг - самая доступная сфера для молодежи, необходимая социальная площадка для своих конкретных дел, так как по сво-
1 Слово «peer» этимологически восходит к лат. «par» - равный, причем в Данном случае имеется в виду равенство не только по возрасту, но и по социальному статусу, и по взглядам, ценностям и формам поведения.
235
ему статусу молодежь не принадлежит еще к миру взрослых, поэтому изучение молодежной культуры тесно связано с ценностями, поведением, активностью молодежи в сфере свободного времени. Ценностная система, которая складывается в молодежной культуре сегодня, через определенное время становится основой ориентации общества в целом, «омоложения» ядра его культуры. Таким образом, проблема свободного времени и досуга, как его специфической части, носит социальный характер.
Человек и время - понятия неразрывные. Люди всегда стремились к целесообразной и организованной во времени деятельности, пытаясь учитывать его и беречь. К этому принуждала и приучала сама жизнь, природа и вся окружающая действительность, подчиненная определенным социальным и биологическим ритмам.
Современные исследования проблем свободного времени связаны в первую очередь с его рациональным использованием и организацией, что органически связано с совершенствованием и ростом экономического и культурного потенциала общества. Задача рационализации свободного времени, способов рационального проведения досуга может быть поставлена и решена лишь при учете целого ряда обстоятельств, связанных со способом включения личности в жизнь общества, ее функционированием в социальной системе и личным осознанием времени.
Задача рационального использования времени носит конкретно-исторический характер. В древности и даже еще в средние века индивид, жизнь которого была неразрывно слита с жизнью первичного коллектива, не чувствовал себя обладателем времени. Ощущение времени, как принадлежащего отдельной личности и подлежащему сознательному регулированию, возникла, как предполагают ученые, на рубеже феодализма и капитализма. Этому способствовала система частного предпринимательства, расширившая экономическую свободу личности и повысившая ее ответственность за повседневное поведение. В этот период, в соответствии с требованием протестантской этики, труд выступал как жизненное призвание, а игры и развлечения считались не только не рациональными, но греховными. Рационализация времени связывается, прежде всего, с его продуктивностью.
236
Однако уже в христианстве возможность осмысления времени и индивидуального выбора обусловливается не только экономической целесообразностью, но и культурой. В идеологии просветителей свободный выбор между добром и злом стал рассматриваться как нравственный атрибут личности. Соответственно время человека характеризуется через нравственный выбор. В дальнейшем, по мере технизации и интенсификации деятельности, формирования целостного личного самосознания принципы рационального времяпользования были распространены на досуг. Потребность рационализации досуга вытекает не из стремления получить большую прибыль, увеличить производство, а из ценностных ориентации. Сегодня эта потребность связана, прежде всего, с пониманием свободного времени как пространства индивидуального развития и социального формирования личности. Такой краткий экскурс позволяет в общем виде представить свободное время как конкретный исторический комплекс общественно-культурных явлений с многообразными социальными функциями, обусловленными как объективными, так и субъективными факторами.
Довольно часто в литературе понятие «свободное время» используется как синоним «досуг». Категория «свободное время» представляет собой более широкое по своей структуре и содержанию понятие, по отношению к которому досуг относится, как часть к целому. Если свободное время отождествляется с внерабочим временем в целом, то под досугом следует понимать лишь ту часть этого времени, которая остается за вычетом из него всех необходимых затрат на естественные биологические и физические потребности. Таким образом, досуг оказывается частью бюджета свободного времени личности в строгом собственном смысле этого слова.
Свободным временем человек может располагать по собственному усмотрению, но его бюджет и содержательная характеристика обусловлены уровнем материального производства, характером производственных отношений, общим состоянием культуры данного общества, социально-демографической характеристикой индивида.
237
Социальная сущность и значение свободного времени, как определенной фазы в жизнедеятельности человека, характеризуется:
формой социального бытия, имеющей конкретно-исторический характер, обусловленной уровнем материального производства, характером производственных отношений и общим состоянием культуры данного общества;
сущностью данной формы бытия - свободное волеизъявление людей, свободная деятельность, обусловленная не естественной необходимостью добывания средств к существованию, а внутренними социальными потребностями совершенствования физических, нравственных и интеллектуальных сил человека;
частью личного времени человека, объем, содержание и структура которого обусловлены социально-демографической характеристикой и уровнем индивидуальной культуры.
Английский социолог СБ. Линдер указывает на поверхностность распространенного мнения, согласно которому с ходом научно-технического прогресса у людей появляется все больше свободного времени. Это мнение возникло потому, считает Линдер, что экономисты до сих пор рассматривали свободное время лишь как производственное.
Между тем, с возрастанием массы потребительских товаров и услуг увеличивается необходимое время для потребления. В связи с этим возникает общий дефицит времени, развертывается «борьба за время», которая порождает спешку, сокращает и рационализирует общение, обнажает целенаправленность и утилитарность даже неформальных приятельских отношений. Мы вынуждены читать ради выгоды, общаться ради контактов, иметь lanch для заключения контракта, играть в мяч для поддержания коллектива, проводить досуг для укрепления семьи.
С другой стороны, исследователи обращают внимание на избыток свободного времени. При этом многие из них отмечают, что наличие избытка свободного времени имеется у некоторых малокультурных групп населения. По мнению Б.А. Грушина, недостаток времени - самая главная причина низкого уровня культуры свободного времени. Согласно социологическим исследованиям люди с низким культурным уровнем проведения свободного времени жалуются на нехватку времени. Неспособ-
238
ность освоить свободное время приводит к росту явлений антикультуры. Таким образом, рационализация свободного времени -вечно актуальная проблема. Сегодня эта проблема связана, прежде всего, с нехваткой времени, которая в свою очередь обусловлена интенсификацией всех видов деятельности, а также нерациональной организацией элементов образа жизни, связанной с низким уровнем культурного развития самой личности.
Вопросы и падания
Какое определение Вы могли бы дать своему личному свободному времени, исходя из общей характеристики социальной сущности свободного времени? Продолжите: мое свободное время это ...
Социальной сущностью свободного времени является «свободная деятельность» человека. Свобода - одна из неоспоримых человеческих ценностей, в которой человек реализует свое внутреннее богатство. Однако, самые радикальные умы, выступавшие в защиту этой «святыни», полагали, что свобода не абсолютна.
а) Чем, на Ваш взгляд, обусловлено волеизъявление человека в сво бодное время?
б) В чем Вы видите отличие свободы от своеволия?
Какие социальные и индивидуально-личностные факторы способствуют (или не способствуют) рациональной организации свободного времени.
Приведите пример идеальной рационализации свободного времени. В какой степени соответствует этот пример организации Вашего личного свободного времени.
Список рекомендуемой литературы
Воробьев СВ. Молодежная субкультура как специфическая часть культуры общества. Н. Новгород, 1991.
Грушин Б.А. Свободное время. Актуальные проблемы. М., 1967.
Гришенко Ж.М., Поликарпов В.А. Самоопределение молодежи в условиях перестройки: опыт социальной типологии / Социологические исследования, 1990. №7.
Григорьева ЕМ. Современная технология социально-культурной деятельности. Учеб.-метод. пособие. Тамбов, 1998.
Дубин Б. Зеркало юности / Свободная мысль. 1993. №9.
Диалог о рок-музыке. М, 1990.
Запесоцкий А., Фаин А. Эта непонятная молодежь. Проблемы неформальных молодежных объединений М., 1990.
239
7.2. Сущность, основные понятия молодежной культуры
Проблемы свободного времени следует рассматривать в тесной связи с конкретной фазой жизни, в которой формируется личность: детство, юность, зрелость и старость. В каждом из этих периодов так или иначе имеется фаза свободного времени, в связи с чем возникают специфические проблемы. Роль периода юности в сфере свободного времени является темой множества исследований и размышлений. Трудности с молодежью, существующие на протяжении веков, часто состоят в стремлении к значительному расширению сферы развлечений за счет сферы исполнения непреложных обязанностей, протестуя против дисциплины и принуждения.
Юность - это период учебы и подготовки к общественной жизни. В современном обществе социализация молодежи протекает большей степени вне первичного института опеки - семьи. В настоящее время более значительную роль играют в этом процессе социальные институты: школа, вузы, СМИ, учреждения социокультурной сферы, группы сверстников (peer droup) и др.
В современных условиях молодежь резко противопоставляет ценность свободного времени, проводимого в семье или в местах, где осуществляется заметный контроль со стороны старшего поколения, ценности времени, проводимого вне контроля, главным образом, в группах сверстников. Свободное время молодежи имеет свои культурные особенности, определяющиеся биологическими, психологическими, социальными характеристиками
Характеристика молодежи достаточно изучена в отечественной и зарубежной литературе. Молодежь - эмоциональна, интеллектуально восприимчива, физически активна и подвижна, склонна к игровой деятельности. Для нее характерен альтруизм, что способствует непринужденному вхождению в культурную общественную среду; легкостью сближения со сверстниками, что становится важнейшим «группообразующим фактором». Акселерация, с одной стороны, отодвижение брачного возраста на более поздние сроки и связи с увеличение периода подготовки к профессиональному труду, с другой, расширяют потенциальные возможности молодежи для культурного времяпровождения.
240
Социальный статус молодежи позволяет характеризовать ее как не самостоятельную. Вопреки такому представлению, сама молодежь настойчиво стремится к обособлению. Чтобы утвердить статус своей самостоятельности, молодежь прибегает к различным «неформальным» организованным методам сопротивления против такого «непризнания». Иногда она вторгается в область политики, но больше всего проявляет себя в области культуры.
В окружении себе подобных молодежь накапливает знания о культурной жизни и к этим знаниям вписывает свое понимание, уточняет свои предпочтения, выявляет своих кумиров, постигает групповые нравы, сравнивает и сопоставляет их с нравами взрослых, с которыми они часто бывают не согласны. При этом молодежь формирует свои гипотезы, часто иллюзорные, и в соответствии с собственным пониманием или непониманием совершает поступки, строит свой образ и стиль жизни. Из этого складывается то. что называется молодежной культурой.
Возникновение обособленной молодежной культуры является результатом индустриального развития общества и иных факторов. Среди этих факторов еще в 1969 году С. Лем обозначил быстрое, благодаря НТР, достижение обществом высокого уровня материального благосостояния. Резкое снижение сопротивления внешней среды создало определенный «люфт», свободный от выполнения необходимых биологических действий от ежедневной борьбы за существование. Постепенно этот «люфт» начал заполняться случайными, избыточными образцами поведения, и прежде всего со стороны молодежи. За спиной молодых людей, обретших свободу от пожизненного труда, - мощный пласт многовековой культуры, который и служит основным материалом для построения молодежной культуры. Лем рассматривает молодежную культуру как имманентный феномен культурно-исторического процесса, с необходимостью возникающий в обществе, достигшем высокого материального благосостояния. Никогда общество не могло предложить молодежи столь массовые формы свободного времяпрепровождения, какие возникли в индустриальных странах «массового потребления». В отличие от прежних социально обусловленных форм досуга современные в большей степени затрагивают художественно-эстетические переживания и ориентированы на специфическое восприятие молодежи.
241
Стержневым элементом в отечественной молодежной культуре оказалось удовлетворение музыкально-развлекательных потребностей. В структуре досуговых интересов современной молодежи среди 12 видов досуга 5 оказались наиболее предпочтительными и они связаны с восприятием музыки. Шествие рок-музыки по российской земле оформилось в рок движение. Рок-музыка в нашем отечестве являла собой вызов окружающему миру, и молодежь использовала ее как средство противопоставить себя, свое мироощущение идеалам старших поколений. Причины же, вызвавшие молодежное культурное движение, еще до конца не выявлены.
Зарубежные исследователи, в частности Т. Парсонс отмечают следующие специфические проявления молодежной культуры:
стремление выработать автономные формы поведения и независимые от взрослых формы мышления и выйти из-под контроля взрослых;
резко критическое отношение к традиционным ценностям образа жизни;
«открытость» по отношению к новым ценностям и ценностным ориентациям;
двойственность (амбивалентность) психических переживаний, связанных с маргинальностью, и неоднозначность противоречивых соотношений чувств любви и ненависти [2].
Немецкий исследователь молодежной культуры Гугенбергер основные проявления молодежной культуры охарактеризовал как коллективный «нарциссизм», безучастное сосуществование с общественной культурой, антиурбанистический эффект утомленных групп.
К. Кенистон отмечает, что для взрослых обычно допущение: молодежь ведет себя сумасбродно, эксцентрично, неправильно потому, что таков возраст. Но сегодня такое поведение - основа молодежной культуры. Ценности молодежной культуры действительно отличаются от ценностей доминирующей в обществе культуры. Но ценностная специфика каждой из функционирующих молодежных культур признается лишь на время до приобретения общественного статуса.
242
Охарактеризованные проявления молодежной культуры позволяют отметить, что молодежная культура как феномен общественной культуры представляет собой сложное, противоречивое образование, обособившееся в системе культуры общества. При этом место молодежи в общественной жизни, ее отношение к ценностям культуры общества, традициям, зависит от происходящих на каждом данном историческом этапе социокультурных процессов. Это высказывание находит подтверждение у Айзен-штадта, который писал, что появление формализованных и воз-растно-однородных групп в обществе тем выше, чем более закрытыми или недоступными для молодежи являются его ведущие социальные институты и чем менее эффективно семья, как институт социализации. Таким образом, дистанцированность от общественной жизни и вытеснение молодежи в культурно-досуговую область не всегда зависят от нее самой. Но в зависимости от того, какое место занимает молодежь в жизни общества, складывается и ее отношение к господствующим в обществе ценностям. Отношение к ним может быть как пассивным, некритическим, так и оценивающим, вплоть до отрицания. Рассмотрение сущностных проявлений молодежной культуры позволяет перейти к рассмотрению проблемы дефиниции данного понятия. В этом направлении предпринят целый ряд попыток. Рассмотрим некоторые из них. Одним из так называемых широких определений является следующее: «Молодежная культура - это часть общей культуры общества». Данное определение указывает на соотношение молодежной культуры и общества, как части к целому, без содержательной характеристики указанных явлений и взаимосвязей. Более определенную характеристику молодежной культуры содержит другое определение: «Современная молодежная культура - довольно сложное, социально духовное образование, включающее в себя научное мировоззрение, правовые, политические, нравственные, художественные познания, культурную общность мышления, чувств, быта, досуга» [10]. Тем не менее, это определение не позволяет увидеть разницу между молодежной культурой и культурой общества, которое также является «сложным социально духовным образованием». Наиболее полным и содержательным, на наш взгляд, определением являет-
243
ся следующее: «Молодежная культура - это исторически сложившееся и обособившееся в культуре общества сложное противоречивое социально-культурное образование со специфическими ценностями, нормами, образцами поведения, носителями которых является молодежь как специфическая социально-демографическая группа».
- 1.1. Основные задачи и направления социально-культурной деятельности
- 1.2. Сущность социально-культурных технологий
- Контрольные вопросы
- Список рекомендуемой литературы
- 1.4. Средства, формы и методы
- Контрольные вопросы
- Список рекомендуемой литературы
- 2.5. Современные информационно-просветительные технологии
- Контрольные вопросы
- Список рекомендуемой литературы
- Глава III
- 3.1. Самодеятельное творчество как часть народной художественной культуры
- Контрольные вопросы
- Список рекомендуемой литературы
- 3.3. Категория творчества в контексте теории деятельности
- 79 .,..
- 3.4. Творчество и мастерство как факторы формирования личности
- Список рекомендованной литературы
- Список рекомендованной литературы
- 3.7. Виды клубов по интересам и любительских объединений
- Контрольные вопросы
- Список рекомендуемой литературы
- 3.8. Киноклуб как форма социально-культурной деятельности и разновидность любительского объединения
- Контрольные вопросы
- Список рекомендуемой литературы
- Глава IV
- 4.1. Понятие игры и игровой деятельности
- 4.2. Классификация игр
- Список рекомендованной литературы
- Глава V
- 5.1. Сущность и особенности межличностного общения в сфере свободного времени
- 5.2. Стили и виды педагогического общения
- Список рекомендуемой литературы
- 5.4. Основные единицы коммуникативного общения
- 5.5. Техника коммуникативного общения
- 5.6. Технологические приемы организации
- Социально-культурной сферы
- Вопросы для самоконтроля
- 6.1. Влияние современной социокультурной ситуации на развитие личности подростка
- Список рекомендуемой литературы
- Список рекомендованной литературы
- Список литературы
- Глава VII ц технология молодежного досуга
- 7.1. Молодежная культура как феномен сферы свободного времени
- Вопросы и задания
- 7.3. Молодежная субкультура
- Список рекомендуемой литературы
- 7.4. Неформальные объединения молодежи в социальной жизни общества
- Список рекомендуемой литер атуры
- 7.5. Ориентиры молодежной культуры досуга в XXI веке
- 7.6. Методика и организация воспитательной работы детских и молодежных общественных объединений
- Вопросы и задания
- Глава VIII
- 8.1. Основные подходы к организации досуга пожилых людей
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- 8.2. Технологии досуговой деятельности старших возрастных групп населения в России
- Вопросы для самопроверки
- 8.3. Особенности организации досуговой деятельности лиц среднего и пожилого возраста в европейских странах
- Вопросы для самопроверки:
- Литература
- Глава IX
- 9.2. Функции семьи и их реализация в сфере досуга
- 9.3. Современные подходы к организации семейного досуга
- Список рекомендованной литературы
- 9.4. Роль современной социокультурной ситуации в организации досуга семьи
- 9.5. Технология культурно-досуговой деятельности с семьей
- Вопросы для самопроверки
- 10.2. Принципы и методы социальной работы
- Вопросы для самопроверки
- Список рекомендуемой литературы
- Вопросы для самоконтроля
- Список рекомендуемой литературы
- 10.4. Характеристика источников социальной незащищенности и практика их нейтрализации
- Вопросы для самопроверки
- 10.5. Технологии социальной помощи престарелым и инвалидам
- Список рекомендуемой литературы
- 10.7. Технология профилактики девиантного поведения
- Вопросы для самоконтроля
- 10.8. Социальное прогнозирование и методика его внедрения
- 10.9. Основные модели технологии социальной поддержки за рубежом
- Список рекомендуемой литературы
- 10.10. Основные положения нормативно-правовых документов по проблемам
- Вопросы для самопроверки
- 11.2. Классификация подходов и школ менеджмента
- Контрольные вопросы и задания
- Список рекомендованной литературы
- 11.4. Функции менеджмента
- 11.5. Коммуникации в управлении
- 11.6. Сущность и особенности управленческих решений
- Контрольные вопросы
- Список рекомендуемой литературы
- 11.8. Психологические аспекты менеджмента
- 11.9. Имидж менеджера
- Контрольные вопросы и задания
- Список рекомендуемой литературы
- Список рекомендуемой литературы
- 12.2. Технологии в сфере актерского мастерства
- 12.3. Современные режиссерские технологии
- 12.4. Особенности применения театральных технологий в социально-культурной сфере
- Глава XIII
- 13.1. Этнокультурное образование: сущность, функции, понятия и социальный аспект
- 13.2. Научные подходы к разработке и использованию этнокультурных технологий в учебном процессе
- 13.3. Освоение этнокультурных технологий на музыкальных отделениях многоуровневой системы образования
- 13.4. Технологические приемы организации практики
- Список рекомендуемой литературы
- Глава I. Сущность и специфика современных социально-культурных технологий
- Глава II. Технологии информационно-познавательной и просветительной деятельности в сфере культуры
- Глава III. Технология самодеятельного творчества и любительских объединений
- Глава IV. Технология рекреационно-оздоровительной
- Глава XI. Технология менеджемента
- Глава XII. Современные театральные технологии
- Глава XIII. Современные этнокультурные технологии