11.9. Имидж менеджера
Создание привлекательного имиджа является частью культуры делового общения. «Имидж» - это английское слово, которое означает «образ», «ореол». Образ - это одна из основных категорий психологии; это мысленная картинка, возникающая в сознании человека в результате непосредственного или опосредованного отражения действительности.
Имидж - это сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа, эмоционально окрашенный образ кого-либо, чего-либо.
415
;,.j Понятие имиджа включает в себя не только естественные свойства личности, но и социально выработанные: это связано с внешним обликом и внутренним содержанием человека, его психологическим типом. Следовательно, имидж состоит как минимум из трех компонентов: внешний облик, психологические свойства и социальные задатки.
Имидж менеджера складывается из следующих четырех наиболее важных слагаемых [1]:
/. Профессионализм и компетентность
Менеджер должен быть талантливым. Но на практике из 100 человек только один способен проявить свой талант. Остальные 99 в основном всю жизнь занимаются не своим делом. Любое общество развивается, поэтому ему всегда нужны профессионализм и компетентность управляющих. Управление требует от менеджера динамизма, быстрой реакции на изменившуюся ситуацию и многое другое. Например, в компании «Дженерал Моторс» к менеджеру предъявляют пять требований. И на первом месте стоит требование компетентности. Каждый менеджер должен точно знать, как выполнить свою работу наилучшим образом, при этом манера выполнения, поведения у каждого своя (нет штампа). Эти знания будут получены только тогда, когда менеджер в достаточной степени усидчив и прилежен, чтобы добыть их из книг, достаточно принципиален и самокритичен, чтобы усвоить их из своего опыта и достаточно восприимчив, чтобы извлечь их из опыта других. Менеджер никогда не должен в своей работе учиться на своих ошибках.
2. Нравственная надежность менеджера
Сегодня в нашем обществе людей, про которых можно сказать: это «человек чести», осталось единицы.
Собственно говоря, для нравственного человека жить по моральным заповедям, ценностям, проверенным человеческим опытом, является просто необходимостью. Безнравственный же человек всегда находится в плену у собственных страстей и его идеал - вседозволенность.
Нашему обществу необходим нравственно надежный менеджер, способный на самосовершенствование и прежде всего -духовное. Его внимание должно занимать все богатство челове-
416
ческой культуры, т.е. он должен, просто обязан, иметь широкие
гуманитарные знания.
3. Гуманитарная образованность менеджера
У любого человека есть свое жизненное, мировоззренческое
кредо. Менеджер, формируя свое мировоззренческое кредо,
должен прежде всего обращать внимание на такие гуманитарные
ценности, как.
социальная защищенность людей;
их здоровье;
экологическая безопасность;
духовное богатство людей.
Наша система образования долгое время готовила управленцев-технократов, т.е. руководителей, забывавших во имя плана о бесценности жизни каждого из подчиненных.
Американский ученый-психолог Доннел в течение пяти лет исследовал 2,5 тысячи руководителей и выявил 5 причин, почему руководители взбираются вверх по лестнице карьеры, а затем падают:
их толкает вверх стремление получать более высокое жалование, а не забота о процветании организации;
их слишком волнуют символы их положения (машина, дом и т.д.);
они думают, прежде всего, о собственных интересах (плохой руководитель заботиться о себе, хороший - о «своих людях»);
они самоизолируются, уменьшая круг своего общения;
5) они скрывают свои мысли и чувства от подчиненных. Недостаточная гуманитарная образованность отрицательно
сказывается на человеке. Например, глаз японца различает около 47 оттенков цвета, а глаз русского способен только на 7. Это следствие снижения у нас уровня гуманитарного воспитания: за период, начиная с 40-х годов и до сегодняшнего момента, количество гуманитарных предметов в школах уменьшилось на 1/3.
Благодаря гуманитарной культуре человек приобретает возможность вбирать в себя различную информацию, подвергая ее чувственной рациональной обработке. Эта культура в той же Японии считается важнейшим компонентом внутреннего мира менеджера, составляющей его имиджа.
417
4. Менеджер обязан быть психотехнологом
Психотехнология - это наука о практическом использовании психологических техник управления людьми.
Как наука, психотехнология имеет своим объектом психику человека, которая рассматривается как динамическая система, обеспечивающая взаимодействие человека с окружающей средой.
Психологическая деятельность менеджера реализуется в системе управленческого общения и представляет собой систему взаимосвязанных, внутренне не мотивированных, психотехник. Психотехника представляет собой систему взаимосвязанных операций, направленных на изменение операций, состояний, мотивов, установок и т.д. у личности, на которую оказывает воздействие менеджер. Он должен рассматривать психотехнологию как систему практических действий, которые опираются на системный анализ общения. Определив основные составляющие, можно попытаться создать имидж. В основу формирования имиджа положены следующие принципы:
принцип повторения, который опирается на свойства человеческой памяти: хорошо запоминается та информация, которая повторяется. Людям требуется время, чтобы сделать воспринятое сообщение своим. А многократное повторение адаптирует психику человека;
принцип «двойного вызова» означает, что восприятие сообщения осуществляется не только и не столько разумом. Важнейшую роль играют подсознательные психические процессы, эмоциональная сфера психика. Чтобы побудить человека к действию, надо сделать ему «двойной вызов», т.е. обратиться к сознанию и подсознанию.
Следовательно, секрет воздействия имиджа - в обращении к бессознательному - недоступному, но реальному.
Имидж, как и реклама, воздействует по формуле Aida, где A {attention) - привлечение внимания; i (intevest) - пробуждение интереса к имиджу; Д (demand) - возбуждение потребности осуществить действие; A (action) - побуждение к совершению действий.
Таким образом, чтобы иметь привлекательный имидж, руководитель должен обладать следующими достоинствами:
- быть всесторонне образованным;
418
использовать те моральные ценности, которые являются «золотым фондом» человечества;
уметь воздействовать, влиять на людей,
быть лидером.
Один из первых отечественных специалистов по имиджиро-ванию В.М. Шепель выделяет три группы качеств, обладание которыми дает шансы решить проблему имиджа [2].
Первая группа характеризуется такими природными качествами, как: коммуникабельность (способность легко сходиться с людьми), эмпатичность (способность к сопереживанию), рефлексивность (способность понять другого человека), красноречивость (способность воздействовать словом).
Эти качества можно обозначить обобщенным понятием «умение и желание нравиться».
Во вторую группу входят характеристики личности как следствие ее образования и воспитания. К ним относятся нравственные ценности, психическое здоровье, владение набором че-ловековедческих технологий (межличностное общение, деловой спич, умение преодолевать конфликтные ситуации).
К третьей группе следует отнести то, что связано с жизненным и профессиональным опытом личности. Особенно следует выделить интуицию в ситуации общения. Самоуверенность и стандартность поведения чаще всего воспринимаются отрицательно. Имидж - результат умелой ориентации в конкретной ситуации, правильный выбор своей модели поведения.
Гете говорил, что «поведение - это зеркало, в котором каждый показывает самого себя». Человек осваивает те модели поведения, которые приносят ему успех. Не следует забывать, что при выборе модели поведения мы не столько зависим от самих себя, сколько от многих внешних обстоятельств. Чем ниже жизненный уровень общества, тем больше его граждане озабочены бытовыми нуждами. В обществах с высоким жизненным уровнем люди предрасположены к решению духовно значимых проблем. Однако и в первом, и во втором случае большое значение имеет духовная активность людей. Духовно ослабленный человек наиболее зависим от внешних условий.
419
Личный имидж - это средовое явление. Он выступает как людское признание, как оценочное отношение какой-то группы или слоя людей. Не исключено, что та или иная людская среда может иметь не самый лучший вкус, воспитанность, эрудицию и профессионализм. В подобных случаях создающему свой имидж нельзя терять голову и идти на поводу у толпы. Конечно, надо считаться с мнением окружающих, но не обманываться им, а поэтому постоянно ставить перед собой высокую планку в культуре, эрудиции и профессионализме. Появление этих качеств, всегда впечатляюще действует на людей.
Удачный имидж - это способность человека внушить окружающим, что носитель этого имиджа является воплощением в себе только положительных качеств. Понятно, что только на хорошей внутренней основе легче построить привлекательный имидж.
А) Велика роль одежды в представлении человека. Умение подобрать одежду, а еще важнее - носить ее по-хорошему манерно составляет важную часть имиджирования. По одежде можно судить о вкусах человека, его материальном и социальном положении. Это своеобразная визитная карточка.
Существует несколько назначений одежды, например, социально-ролевое. На ряде предприятий имеется фирменная одежда. Она характеризуется не только определенным фасоном, но и разнообразием цвета. На таких предприятиях по рабочей одежде можно легко отличить рабочих от служащих.
Есть салонная одежда - для официальных встреч - это фрак и смокинг. Так, во фраке без пальто или плаща по улицам не ходят, а смокинг не надевается на мероприятия, начинающиеся до 17 часов (многие отечественные эмигранты в поисках работы за границей не раз убеждались, насколько они нелепо выглядели на визите у работодателя в мятом и без галстука костюме).
Существуют еще и классический, традиционный, экстравагантный стили, и каждый из них, дополняя друг друга, все же уместен каждый в своем конкретном случае, включает в себя элементы, характерные только для него.
Еще Ж. Сименон в своих рассказах показывал, насколько одежда преображает людей, какой несет в себе информативный потенциал, характеризующий личность.
420
Другое назначение одежды - функциональное. Куда вы идете -на работу, в гости, официальный прием? Неприлично пойти в ресторан в спортивной одежде. Как говорится - всему свое время.
Существует такое понятие - одеваться со вкусом. Оно универсально по своей трактовке, ибо вкусы людей зависят от многих обстоятельств. Среди них ведущая роль отводится общей культуре, материальным возможностям, возрасту.
Имеется некий стандарт «хорошего вкуса». Чтобы его выдержать, надо при выборе одежды и ее ношении принимать во внимание эстетику времени, социальный статус.
Б) украшения, аксессуары.
Предназначение украшений - придавать человеку некий шарм. Ношение украшений - это показатель не материальных возможностей, а культуры и изысканности.
Специалисты по имиджу считают, что деловой человек обязательно должен иметь кожаный, желательно темно-коричневый атташе-кейс, пишущую ручку достойного класса, очки, которые действительно придают лицу деловое выражение, авторитетность. Оправа к ним должна быть пластмассовой или роговой. Не стоит носить на рабаге темные очки, тшс как человек в таких очках, как показывают исследования, не вызывает должного доверия.
Итак, существует множество мелочей, которые придают вашему образу и стилю индивидуальность и которые незаменимы для делового человека.
Список рекомендованной литературы
Психология управления. Курс лекций. М., 1997.
Практическая психология для менеджеров. М., 1996.
11.10. Социально-психологический климат в коллективе
В современных условиях развития общества постоянно растет интерес, и не только среди социальных психологов, социологов, но и практических работников к явлению, которое получило название морально-психологического, нравственного или социально-психологического климата коллектива.
421
Этой теме посвящено большое количество публикаций, в которых рассматриваются как общие вопросы, связанные с характеристикой природы, роли и факторов климата, так и специальные вопросы данной проблемы: регулирование и управление, формирование и совершенствование социально-психологического климата коллектива.
Социально-психологический климат - это не только проблема сегодняшних социально-психологических сложностей прогресса, но и одновременно и проблема решения завтрашних перспективных задач, связанных с моделированием новых, более совершенных, чем прежде, человеческих отношений и человеческих общностей.
Не только в социологии, но и в психологии, утвердилась точка зрения, согласно которой главной структурной образующей СПК является настроение. А.Н. Лутошкин в своей книге «Психологический климат первичного производственного коллектива» писал, что психологический климат коллектива - это общий настрой коллектива, в котором соединяются настроения людей, их душевные переживания и волнения, отношения людей друг к другу, к работе, к окружающим событиям. Главным, что образует психологический климат, является эмоциональное состояние или настроение коллектива. Настроение - это как бы итог всех событий, происходящих вокруг человека, которые отражаются в его чувствах, отношениях, переживаниях.
Таким образом, климат коллектива представляет собой преобладающий и относительно устойчивый психический настрой коллектива, который находит многообразные формы проявления во всей его жизнедеятельности.
Одной из сторон здорового психологического климата является организация материального и морального стимулирования работников. Требование соблюдения принципа единства материальных и моральных стимулов к труду подтверждается самой жизнью. Необходимо иметь в виду, что само материальное поощрение имеет свою нравственную оценку. Материальное вознаграждение, полученное в коллективе, предстает не только как материальное вознаграждение, но и как признание заслуг данного работника перед коллективом, как благодарность коллектива за добросовестный труд.
422
Возрастание моральных стимулов идет не за счет умаления роли материальных стимулов, а наряду с ними. Необходимо постоянно иметь в виду, что преуменьшение, а тем более игнорирование моральных стимулов, способствует раздуванию (особенно у менее сознательной части работников) психологии корыстолюбия, неверия в высокие нравственные качества людей. Поэтому очень важно, как уже отмечалось, чтобы материальное поощрение применялось наряду с общественным признанием заслуг работников, с широким моральным стимулированием. Важное значение имеет своевременность поощрения. Это благотворно скажется на социально-психологическом климате коллектива и будет способствовать развитию творческого подхода к делу.
В тесной связи с правильным использованием материальных и моральных стимулов для формирования здорового психологического климата в коллективе находится работа по воспитанию дисциплины труда.
Дисциплина и организованность - важнейшие показатели жизнедеятельности коллектива. Дисциплина и организованность отражают социально-психологический климат коллектива. И здесь поучителен опыт замечательного педагога А.С. Макаренко. Учитывая, что дисциплина и труд - решающие условия успешного воспитания в коллективе, он продумал систему аргументов, подтверждающих их необходимость для каждого человека и творческой жизни человека, творческой жизни коллектива:
дисциплина нужна коллективу для того, чтобы он быстрее достигал поставленных целей;
дисциплина необходима, чтобы каждый отдельный человек развивал умение преодолевать препятствия и совершать трудную работу;
в каждом коллективе дисциплина должна быть поставлена выше интересов его отдельных членов;
дисциплина украшает коллектив и каждого члена коллектива;
дисциплина есть свобода, она ставит личность в более защищенное, более свободное положение и создает уверенность в своем праве и своих возможностях;
423
- дисциплина проявляется не только тогда, когда человек делает что-либо приятное, но и когда он выполняет что-либо тяжелое, неожиданное, требующее большого напряжения, потому что убежден в необходимости и полезности этого для коллектива.
Огромной силой, цементирующей коллектив, от которой зависит социально-психологический климат в нем, выступает сформированное и функционирующее на основе общественных отношений коллективное мнение работающих в коллективе.
Коллективное мнение - это сложившаяся на основе общности интересов, целей и задач коллектива в процессе общения его членов совокупность относительно устойчивых (в отличие от коллективного настроения) представлений о всех сторонах жизни и деятельности данного коллектива и его членов: характере взаимоотношений между людьми, деятельности общественных организаций, условиях и характере труда, социально-бытовых условиях и т.д.
Формирование общественного мнения в коллективе - весьма сложный процесс, ибо оно складывается прежде всего на основе общих экономических и идеологических факторов, действующих в обществе. В то же время на него оказывают влияние взаимоотношения работников данного коллектива, уровень мышления членов коллектива, их эмоциональное состояние и т.д.
А.К. Уледов выделяет три этапа формирования общественного мнения:
на первом - люди непосредственно переживают событие, рассуждают о нем, оценивают его. Это период возникновения представлений в сфере индивидуального сознания;
на втором - мнение переступает границы индивидуального сознания и захватывает сферу общественного сознания. Это этап живого обмена между людьми представлениями, взглядами и оценками;
третий этап - объединение различных мнений вокруг основных точек зрения по предмету обсуждения и формулирование общего мнения.
Как показывает практика, где выше степень развития общественного мнения, эффективнее внедряются и закрепляются более
424
прогрессивные формы взаимоотношений между людьми, там последовательнее ведется борьба за утверждение нравственных принципов, против всех отрицательных явлений, там здоровый климат.
Одной из закономерностей развития общества является преемственность традиций. В традициях проявляется устойчивость, они выступают в качестве своеобразного условия дальнейшего совершенствования общества.
Традиции выступают как фактор здорового психологического климата в коллективе. Что же такое традиции? На поставленный вопрос нельзя ответить категорично. При существующем разночтении в определении понятия «традиции» весьма сложно определить основные направления их исследования. Так, в словаре по этике они определяются как разновидность обычая, отличающаяся особой устойчивостью и направленными усилиями людей сохранить неизменными унаследованные от предыдущих поколений формы поведения.
В энциклопедическом словаре говорится, что в качестве традиций выступают определенные общественные установления, нормы поведения, идеи, обычаи, обряды и т.п.
Традиция (от лат. слова - передача, предания) - это естественный коммуникативный механизм общества. От того, насколько эффективно он работает, во многом зависят последующие успехи в развитии человечества. Через традиции осуществляется материализация духовных достижений общества. Например, нравственные традиции по своей сути есть концентрация морального опыта старших поколений, своеобразное общее достояние людей. Через них осуществляется коммуникативная функция морали - передача духовных ценностей и опыта от поколения к поколению.
Традиции наряду с общественным мнением и настроениями образуют систему наиболее устойчивых социально-психологических состояний, в единстве характеризующих общественную психологию социальных групп, трудовых коллективов, различных неформальных объединений. Традиции являются также одним из элементов общего социально-психологического механизма организации людей и их поведения. Чем локальнее социальная сфера, тем значительнее в ней роль таких социально-
425
психологических состояний, как групповое настроение, общественное мнение, морально-психологическая атмосфера, традиции.
Нельзя обойти стороной и эмоции, как фактор психологического состояния человека. Психологическое состояние человека -это внутренние переживания, которые выражают его отношение к фактам, явлениям и сопровождаются чувственным тоном. Все, что происходит с нами и вокруг нас - не проходит мимо, а вызывает эмоциональное отношение, т.е. отношение человека к миру проявляется в форме эмоций - сильного чувства, проявляющего в сильном возбуждении или наоборот. Иногда даже разум не способен взять верх над эмоциями. Эмоциональное возбуждение мобилизуют силы человека, он иногда может сделать нечто невозможное, «прыгнуть выше головы» - такова сила эмоционального состояния человека.
В последнее время появилось много публикаций, рассматривающих проблему эмоций человека. В одном из источников, а именно в книге Б.И. Додонова «Эмоции как ценность», дана следующая классификация эмоций:
Альтруистические эмоции (альтруизм - лат. «добро». «нежность») - это потребность в оказании помощи, покровительства; это чувство нежности, участия, умиления, жалости, чувство ответственности за кого-либо;
коммуникативные эмоции (коммуникация - связь, общение) - основываются на потребности в общении, желании поделиться переживаниями, найти отклик на свои переживания, чувство обожаемости кого-либо;
глорические эмоции (глория - лат «слава») - связаны с потребностями в самоутверждении; основная цель - пожинание славы, стремление завоевать почет;
пугнические эмоции (пугна - лат. «борьба») - это потребность в преодолении опасности и далее возникновение интереса к борьбе; это чувство спортивного азарта, чувство сильного эмоционального напряжения (этим отличаются каскадеры, альпинисты, которые не могут жить без трудностей;
романтические эмоции - представляют собой волнующее чудо окружающего мира, чувство значительности происходящего, ожидание некого ч}'да;
426
гностические эмоции (гкосис - лат. «знание») - представляют собой интеллектуальное чувство; чувство нового, в котором хочется отыскать знакомое, привычное, понятное. Это стремление преодолеть противоречие, радость открытия;
эстетические эмоции - в основе которых - жажда красоты, чувство возвышенного и величественного, чувство волнующего драматизма («сладкая боль», «горьковатость - приятное чувство одиночества»);
гедонистические эмоции (гедонизм - греч. «удовольствие») - связаны с удовольствием потребностей в душевном комфорте: приятно от вкусной пищи, тепла и т.д. Это чувство безмятежности (например, приятное бездумное возбуждение на танцах);
акизитивные эмоции (акузацьон - франц. «приобретение») - связаны с чувством, которое возникает от приобретения каких-то вещей, коллекционирования и т.д.
10) праксические эмоции (Пракситель - древнегреческ. скульптор, мраморные статуи которого отличаются чувственной красотой, одухотворенностью) - возникают от процесса работы, которая доставляет удовольствие Это любование своим трудом, ощущение удовлетворенности от своей работы.
Таким образом, знание о возможном эмоциональном состоянии конкретного человека позволяет правильно регулировать взаимоотношения в коллективе, проводить профилактические меры по улучшению СПК его членов.
Особую роль среди всех других факторов формирования социально-психологического климата коллектива играют отношения руководства и подчинения, весь комплекс функций, выполняемых р5'ководителем. Руководитель должен уметь создавать в своем коллективе здоровый социально-психологический климат, подавая подчиненным личный пример скромности, человечности, справедливости, тактичного обращения с людьми, простоты и аккуратности. Все это, разумеется, должно осуществляться не за счет снижения требовательности к подчиненным, послабления в вопросах дисциплины или создания панибратских отношений. Высокая требовательность к людям есть признак уважения к ним, проявления веры в их силы и способности
427
Соблюдение должностной субординации - непреложное условие правильных взаимоотношений между подчиненным и руководителем. Вместе с тем, субординация не исключает внимания к подчиненному, заботы о нем.
Кроме того, учет особенностей темперамента и конкретных психологических состояний подчиненных является важным элементом в работе руководителя. В результате - такт, чувство меры, выработка наиболее деликатной линии поведения по отношению к людям.
- 1.1. Основные задачи и направления социально-культурной деятельности
- 1.2. Сущность социально-культурных технологий
- Контрольные вопросы
- Список рекомендуемой литературы
- 1.4. Средства, формы и методы
- Контрольные вопросы
- Список рекомендуемой литературы
- 2.5. Современные информационно-просветительные технологии
- Контрольные вопросы
- Список рекомендуемой литературы
- Глава III
- 3.1. Самодеятельное творчество как часть народной художественной культуры
- Контрольные вопросы
- Список рекомендуемой литературы
- 3.3. Категория творчества в контексте теории деятельности
- 79 .,..
- 3.4. Творчество и мастерство как факторы формирования личности
- Список рекомендованной литературы
- Список рекомендованной литературы
- 3.7. Виды клубов по интересам и любительских объединений
- Контрольные вопросы
- Список рекомендуемой литературы
- 3.8. Киноклуб как форма социально-культурной деятельности и разновидность любительского объединения
- Контрольные вопросы
- Список рекомендуемой литературы
- Глава IV
- 4.1. Понятие игры и игровой деятельности
- 4.2. Классификация игр
- Список рекомендованной литературы
- Глава V
- 5.1. Сущность и особенности межличностного общения в сфере свободного времени
- 5.2. Стили и виды педагогического общения
- Список рекомендуемой литературы
- 5.4. Основные единицы коммуникативного общения
- 5.5. Техника коммуникативного общения
- 5.6. Технологические приемы организации
- Социально-культурной сферы
- Вопросы для самоконтроля
- 6.1. Влияние современной социокультурной ситуации на развитие личности подростка
- Список рекомендуемой литературы
- Список рекомендованной литературы
- Список литературы
- Глава VII ц технология молодежного досуга
- 7.1. Молодежная культура как феномен сферы свободного времени
- Вопросы и задания
- 7.3. Молодежная субкультура
- Список рекомендуемой литературы
- 7.4. Неформальные объединения молодежи в социальной жизни общества
- Список рекомендуемой литер атуры
- 7.5. Ориентиры молодежной культуры досуга в XXI веке
- 7.6. Методика и организация воспитательной работы детских и молодежных общественных объединений
- Вопросы и задания
- Глава VIII
- 8.1. Основные подходы к организации досуга пожилых людей
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- 8.2. Технологии досуговой деятельности старших возрастных групп населения в России
- Вопросы для самопроверки
- 8.3. Особенности организации досуговой деятельности лиц среднего и пожилого возраста в европейских странах
- Вопросы для самопроверки:
- Литература
- Глава IX
- 9.2. Функции семьи и их реализация в сфере досуга
- 9.3. Современные подходы к организации семейного досуга
- Список рекомендованной литературы
- 9.4. Роль современной социокультурной ситуации в организации досуга семьи
- 9.5. Технология культурно-досуговой деятельности с семьей
- Вопросы для самопроверки
- 10.2. Принципы и методы социальной работы
- Вопросы для самопроверки
- Список рекомендуемой литературы
- Вопросы для самоконтроля
- Список рекомендуемой литературы
- 10.4. Характеристика источников социальной незащищенности и практика их нейтрализации
- Вопросы для самопроверки
- 10.5. Технологии социальной помощи престарелым и инвалидам
- Список рекомендуемой литературы
- 10.7. Технология профилактики девиантного поведения
- Вопросы для самоконтроля
- 10.8. Социальное прогнозирование и методика его внедрения
- 10.9. Основные модели технологии социальной поддержки за рубежом
- Список рекомендуемой литературы
- 10.10. Основные положения нормативно-правовых документов по проблемам
- Вопросы для самопроверки
- 11.2. Классификация подходов и школ менеджмента
- Контрольные вопросы и задания
- Список рекомендованной литературы
- 11.4. Функции менеджмента
- 11.5. Коммуникации в управлении
- 11.6. Сущность и особенности управленческих решений
- Контрольные вопросы
- Список рекомендуемой литературы
- 11.8. Психологические аспекты менеджмента
- 11.9. Имидж менеджера
- Контрольные вопросы и задания
- Список рекомендуемой литературы
- Список рекомендуемой литературы
- 12.2. Технологии в сфере актерского мастерства
- 12.3. Современные режиссерские технологии
- 12.4. Особенности применения театральных технологий в социально-культурной сфере
- Глава XIII
- 13.1. Этнокультурное образование: сущность, функции, понятия и социальный аспект
- 13.2. Научные подходы к разработке и использованию этнокультурных технологий в учебном процессе
- 13.3. Освоение этнокультурных технологий на музыкальных отделениях многоуровневой системы образования
- 13.4. Технологические приемы организации практики
- Список рекомендуемой литературы
- Глава I. Сущность и специфика современных социально-культурных технологий
- Глава II. Технологии информационно-познавательной и просветительной деятельности в сфере культуры
- Глава III. Технология самодеятельного творчества и любительских объединений
- Глава IV. Технология рекреационно-оздоровительной
- Глава XI. Технология менеджемента
- Глава XII. Современные театральные технологии
- Глава XIII. Современные этнокультурные технологии