Социально-культурной сферы
Социально-культурная сфера - главная сфера общения. В другой сфере, например, на работе, общение, как правило, жестко регламентировано. Именно в социально-культурной сфере личность имеет возможность действовать в своих собственных интересах, тогда как в сфере профессиональной деятельности она служит интересам всего общества и нередко государства, а в бытовой сфере - кроме того, и обеспечивает свое биологическое существование. Конечно, для многих людей эти сферы сливаются, работа и отдых воспринимаются такими субъектами как деятельность в одном и том же русле, но таких счастливчиков не так много. Поэтому личность использует досуг как средство доступа к тем ценностям, которые невозможно получить в процессе труда.
В социально-культурной сфере обнаруживается истинный облик личности, ее сущность. Досуговая деятельность в гораздо большей степени, нежели профессиональная, выявляет иерархию ценностей субъекта, его отношение к вопросу о смысле жизни, цели человеческого существования. Поэтому работники клубов и других досуговых учреждений должны сами иметь развернутые и прочувствованные представления об основных экзистенциальных проблемах. Только в этом случае они будут способствовать осознанию ценности жизни у субъектов досуговой деятельности, особенно подростков и молодежи. Ведь не секрет, что главная причина алкоголизма и наркомании - зтрата смысла жизни.
В теории социально-культурной деятельности рассматриваются такие формы межличностного общения, как повседневное, игровое, творческое, интимно-дружеское и т.д. Изучаются специфика общения детей, подростков, молодежи, людей среднего и пожилого возраста; технологии общения в различных социально-культурных условиях (клубы и Дома культуры, посиделки, салоны и гостиные, клубные кафе, театры-клубы, подростковые клубы и клубы молодежи, семейные вечера и клубы ветеранов и т.п.); технологии организации деятельности и общения людей при проведении различных мероприятий. Например,
193
Э.В. Соколов так сгруппировал ситуации общения по степени серьезности их содержания: беседа, отдых, развлечения, праздник. Чтобы беседовать, надо знать предмет разговора, уметь слушать и говорить. Во время отдыха, игр, на празднике главным становится непринужденность, чувство юмора.
Технология как алгоритм, ведущий к цели, как четкая совокупность и последовательность методов, форм, приемов, средств воздействия распадается на ряд конкретных взаимосвязанных технологических компонентов: диагностики, планирования, первоначального этапа работы и общения, создании ситуации успеха, коррекции, предупреждения и решения конфликтов, регулирования профессионального самочувствия.
При разработке конкретных технологий учитываются прежде всего цель и задачи, содержание деятельности и общения, все связи и контакты, распределение ролей, ресурсное и нормативное обеспечение, анализ результатов. Так, в жизнедеятельности подростковых клубов по месту жительства главными являются следующие компоненты:
взаимодействие подростковых клубов со всеми учебно-воспитательными, культурными, правозащитными, оздоровительными учреждениями, находящимися в микрорайоне;
диагностика социального положения каждого подростка, посещающего клуб (дети, переданные под опеку, дети-инвалиды, подростки из «трудных семей», правонарушители);
выявление сущности социальных проблем каждого подростка, знание того, кому и какая помощь, прежде всего, нужна;
проектирование педагогами совместно с детьми и их родителями конкретных мер, направленных на решение выявленных проблем, накопление банка коллективных идей;
совместное планирование достижения общей цели, поиск оптимальных способов решения общей задачи (например, через «мозговую атаку»);
включение подростков в различные виды деятельности: спортивно-туристическую, художественно-эстетическую, оздо-ровительно-валеологическую, образовательную, коммуникативную, культурно-досуговую, социально-педагогическую, прикладное творчество, техническое творчество;
194,, .
распределение ролей, поиск исполнителей коллективной деятельности, включение желающих в работу с подростками, самих подростков в работу с младшими, больными, пожилыми людьми;
ресурсное и нормативное обеспечение жизнедеятельности клуба;
наблюдение и коррекция групповой и индивидуальной деятельности подростков, апробация механизмов реализации задуманного;
взаимная помощь и поддержка;
анализ результатов, совместное оценивание деятельности, переживание успехов и неудач;
организация диалогического общения, положительно-эмоциональных доверительных отношений. Ориентация в общении с подростками на высшие нравственные ценности.
Технология развития социальной защищенности подростков девиантного поведения включает в себя прежде всего следующие задачи: формирование моральных представлений и понятий, снижение эмоционального напряжения, развитие способности понимать состояние другого человека и умение выразить свои мысли, передать свое эмоциональное состояние, обучение саморелаксации. Основные этапы технологии: знакомство с подростком и определение конкретной ситуации условий социального развития; изучение социальной среды и ближайшего окружения, т.е. социальная диагностика; анализ информации, проектирование и планирование направлений, форм, методов и средств работы и общения с подростком; коррекция (игротерапия, арттера-пия, музыкотерапия. хоротерапия, цветотерапия, библиотерапия, трудотерапия и т.п.),
М. Садовский и С. Семенов предложили технологию окультуривания подростков, у которых жизнь в детстве была крайне однообразной и потому у них снижена социальная компетентность, утеряна способность к маневру, отсутствуют представления о средствах коммуникации, об эффективных способах разрешения конфликтов. Главная задача - помочь подросткам приобрести более разнообразный социальный опыт, расширить рамки социальной компетенции. Принципы работы: 1. Включение рефлексии, т.е. приобретение подростками навыков осмысления ситуации и собст-
195
венного поведения в течение прожитого дня. 2. Безоценочность в подходе к анализу поведения подростка. Совершенный поступок обсуждается как сделанный выбор одного из возможных вариантов поведения, рассматриваются позитивные и негативные следствия этого выбора и альтернативные способы поведения в данной ситуации, более подходящие. При этом необходимо отчуждение ситуации совершения поступка, что позволяет снять эмоциональное напряжение и психологическую защиту. 3. Создание успешности подростку в различных видах деятельности при включении его в широкий круг социальных отношений. 4. Четвертый принцип предполагает формировать нормативность поведения подростка при помощи образцов, демонстрируемых педагогами в отношении к детям и друг другу. Цель - вывести подростка из позиции ребенка в позицию взрослого. Это значит не только присвоить новые способы общения, взаимодействия с окружающими, присущие взрослым (аргументирование просьб и требований, выбор интонаций и т.п.), но и принять на себя ответственность за совершаемые действия и поступки.
Ответственность за внедрение новых технологий социально-культурной деятельности несут не только работники данной сферы, но и руководители образовательных учреждений, воспитатели. Именно на базе образовательных учреждений за последние годы созданы десятки общественных центров, работающих по оригинальным технологиям: социально-педагогическая служба «Доверие», «Забота», «Милосердие», «Школа социальных инициатив», «Школа малышей», «Школа выживания», «Фотоателье на дом}'». «Общественная парикмахерская», «Сладкий стол», «Модельный дом ДИМСИ» и др.
Социально-культурная сфера существует в конкретном общественном механизме и функционирует как его часть. Общество навязывает личности определенные стандарты поведения, которые иной раз могут способствовать разрушению самого общества. Стихийный процесс формирования массовых предпочтений нуждается в контроле со стороны учреждений культуры, которые значительно ослабили свою роль в последние десятилетия. Необходимо повышение воспитательной роли данных учреждений, которые должны руководствоваться идеалами формирова-
196
ния свободной личности, которая послужит фундаментом сво-■бодного общества. Недостаток государственного финансирования способствует тому, что данная работа держится только на энтузиазме работников социально-культурной сферы.
Существующие формы досугового общения необходимо совершенствовать, повышать их уровень. В противном случае общество неминуемо ждет деградация.
- 1.1. Основные задачи и направления социально-культурной деятельности
- 1.2. Сущность социально-культурных технологий
- Контрольные вопросы
- Список рекомендуемой литературы
- 1.4. Средства, формы и методы
- Контрольные вопросы
- Список рекомендуемой литературы
- 2.5. Современные информационно-просветительные технологии
- Контрольные вопросы
- Список рекомендуемой литературы
- Глава III
- 3.1. Самодеятельное творчество как часть народной художественной культуры
- Контрольные вопросы
- Список рекомендуемой литературы
- 3.3. Категория творчества в контексте теории деятельности
- 79 .,..
- 3.4. Творчество и мастерство как факторы формирования личности
- Список рекомендованной литературы
- Список рекомендованной литературы
- 3.7. Виды клубов по интересам и любительских объединений
- Контрольные вопросы
- Список рекомендуемой литературы
- 3.8. Киноклуб как форма социально-культурной деятельности и разновидность любительского объединения
- Контрольные вопросы
- Список рекомендуемой литературы
- Глава IV
- 4.1. Понятие игры и игровой деятельности
- 4.2. Классификация игр
- Список рекомендованной литературы
- Глава V
- 5.1. Сущность и особенности межличностного общения в сфере свободного времени
- 5.2. Стили и виды педагогического общения
- Список рекомендуемой литературы
- 5.4. Основные единицы коммуникативного общения
- 5.5. Техника коммуникативного общения
- 5.6. Технологические приемы организации
- Социально-культурной сферы
- Вопросы для самоконтроля
- 6.1. Влияние современной социокультурной ситуации на развитие личности подростка
- Список рекомендуемой литературы
- Список рекомендованной литературы
- Список литературы
- Глава VII ц технология молодежного досуга
- 7.1. Молодежная культура как феномен сферы свободного времени
- Вопросы и задания
- 7.3. Молодежная субкультура
- Список рекомендуемой литературы
- 7.4. Неформальные объединения молодежи в социальной жизни общества
- Список рекомендуемой литер атуры
- 7.5. Ориентиры молодежной культуры досуга в XXI веке
- 7.6. Методика и организация воспитательной работы детских и молодежных общественных объединений
- Вопросы и задания
- Глава VIII
- 8.1. Основные подходы к организации досуга пожилых людей
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- 8.2. Технологии досуговой деятельности старших возрастных групп населения в России
- Вопросы для самопроверки
- 8.3. Особенности организации досуговой деятельности лиц среднего и пожилого возраста в европейских странах
- Вопросы для самопроверки:
- Литература
- Глава IX
- 9.2. Функции семьи и их реализация в сфере досуга
- 9.3. Современные подходы к организации семейного досуга
- Список рекомендованной литературы
- 9.4. Роль современной социокультурной ситуации в организации досуга семьи
- 9.5. Технология культурно-досуговой деятельности с семьей
- Вопросы для самопроверки
- 10.2. Принципы и методы социальной работы
- Вопросы для самопроверки
- Список рекомендуемой литературы
- Вопросы для самоконтроля
- Список рекомендуемой литературы
- 10.4. Характеристика источников социальной незащищенности и практика их нейтрализации
- Вопросы для самопроверки
- 10.5. Технологии социальной помощи престарелым и инвалидам
- Список рекомендуемой литературы
- 10.7. Технология профилактики девиантного поведения
- Вопросы для самоконтроля
- 10.8. Социальное прогнозирование и методика его внедрения
- 10.9. Основные модели технологии социальной поддержки за рубежом
- Список рекомендуемой литературы
- 10.10. Основные положения нормативно-правовых документов по проблемам
- Вопросы для самопроверки
- 11.2. Классификация подходов и школ менеджмента
- Контрольные вопросы и задания
- Список рекомендованной литературы
- 11.4. Функции менеджмента
- 11.5. Коммуникации в управлении
- 11.6. Сущность и особенности управленческих решений
- Контрольные вопросы
- Список рекомендуемой литературы
- 11.8. Психологические аспекты менеджмента
- 11.9. Имидж менеджера
- Контрольные вопросы и задания
- Список рекомендуемой литературы
- Список рекомендуемой литературы
- 12.2. Технологии в сфере актерского мастерства
- 12.3. Современные режиссерские технологии
- 12.4. Особенности применения театральных технологий в социально-культурной сфере
- Глава XIII
- 13.1. Этнокультурное образование: сущность, функции, понятия и социальный аспект
- 13.2. Научные подходы к разработке и использованию этнокультурных технологий в учебном процессе
- 13.3. Освоение этнокультурных технологий на музыкальных отделениях многоуровневой системы образования
- 13.4. Технологические приемы организации практики
- Список рекомендуемой литературы
- Глава I. Сущность и специфика современных социально-культурных технологий
- Глава II. Технологии информационно-познавательной и просветительной деятельности в сфере культуры
- Глава III. Технология самодеятельного творчества и любительских объединений
- Глава IV. Технология рекреационно-оздоровительной
- Глава XI. Технология менеджемента
- Глава XII. Современные театральные технологии
- Глава XIII. Современные этнокультурные технологии