logo
Uchebnik_Sovremennye_tekhnologii_v_SKD

1.1. Основные задачи и направления социально-культурной деятельности

Современная трактовка понятия социально-культурная дея­тельность (ее сути, задач и содержания) является производной от понятий «культурная деятельность», «социальная работа», «со­циальная педагогика», в то же время она отражает эволюцию такого явления, как культурно-просветительная работа.

Культурная деятельность - это деятельность, направлен­ная на создание, сохранение, распространение культурных цен­ностей и приобщение к ним различных слоев населения.

Социальная работа - деятельность по оказанию помощи отдельным людям, группам или общностям в реализации их ма­териальных и духовных потребностей, обеспечивающая возмож­ность их полноценного функционирования в обществе в качестве его субъектов.

Социальная педагогика сегодня интерпретируется как тео­рия социального воспитания человека на протяжении всех эта­пов его жизненного пути, как педагогический компонент соци­альной работы.

Социально-культурная деятельность соответственно мо-

жет быть определена как интегративная многофункциональная

сфера деятельности, одна из составляющих социальной работы; ее

целью являются организация рационального и содержательного

досуга людей, удовлетворение и развитие их культурных потреб-

ностей, создание условий для самореализации каждой отдельной

личности, раскрытия ее способностей, самосовершенствования и

любительского творчества в рамках свободного времени.

Педагогический аспект социально-культурной деятельности заключается в регулировании процессов социализации и индиви­дуализации человека, то есть в социальном воспитании и разви-

6

тии. осуществляемых в формах досуговой деятельности и направ­ленных на решение следующих культурно-воспитательных задач:

Сегодня социально-культурная деятельность может рас­сматриваться как самостоятельная подсистема общей системы социализации, социального воспитания и образования людей. Она является важнейшей функцией государственных и негосу­дарственных структур, сферой приложения усилий многочис­ленных общественных движений и инициатив, средством ис­пользования свободного времени различными группами населе­ния [5, с. 12].

Эволюция культурно-просветительной работы, ее трансфор­мация в социокультурную деятельность в сегодняшнем ее пони­мании начались еще в шестидесятые-семидесятые годы. Являв­шаяся в течение десятилетий одной из сторон культурно-организаторской и культурно-воспитательной деятельности со­ветского государства, инструментом партийно-идеологического влияния на массы, культурно-просветительская работа, исчерпав авторитарно-принудительные средства организации досуговой деятельности, вынуждена была все в большей мере апеллировать к инициативе и самодеятельности самого населения. В начале восьмидесятых она уже интерпретировалась как «педагогически организованная самодеятельность (свободная деятельность) на­селения с целью воспитания гармонично развитой личности» [5, с. 13], что, по сути дела, означало движение от субъект-объект­ной к субъект-субъектной модели организации досуга. И хотя

7

оно было еще во многом декларативным и по-прежнему подчи­нялось жесткому административному регламенту, тем не менее в практике культурно-просветительной работы стал накапливаться опыт новых отношений между культурой и человеком, опыт действительной, а не навязанной свыше и потому зачастую по­казной самодеятельности.

Стали возникать инициативные движения, любительские объединения, клубы по интересам. К сожалению, многие культ­просветработники оказались к этому не готовы и не могли оказать поддержки инициативе «снизу» квалифицированной и действенной помощью. Привычные методы культпросветработы с новой ауди­торией, не желавшей ощущать себя объектом воспитания, а тем более идеологической обработки, были отвергнуты. У этой ауди­тории были свои идеи, свои осмысленные потребности и интересы.

Добровольные любительские объединения явились формой включения в сферу культурно-досуговой деятельности неорди­нарно мыслящих, образованных, талантливых людей, испыты­вавших потребность в творчестве, в самореализации и самоут­верждении, в содержательном, развивающем досуге в кругу еди­номышленников. В такой аудитории «массовику-затейнику» яв­но было нечего делать. И это стало еще одним важным фактором эволюции устаревшей модели культурно-просветительской, ор-ганизационно-досуговой работы.

Современная социально-культурная деятельность не просто шире и многогранней прежней культурно-просветительной. Прин­ципиально то, что в ее основе лежит уже упомянутая выше субъ­ект-субъектная модель организации культуры, досуга, просве­щения [5, с. 15]. В соответствии с нею социальный работник (со­циальный педагог) выступает в качестве компетентного посредника между культурой и человеком или общностью людей, стимули­рующего активность и самодеятельность каждого из участников досугового объединения. Наиболее адекватной для такого типа со­циально-педагогического взаимодействия является педагогика со­трудничества, правда, не столько ее дидактические идеи, сколько сам принцип партнерства и совместного движения к цели.

Задачи, а тем более конкретное содержание социально-культурной деятельности, не являются неизменными, раз и на-

8

всегда данными. Они отражают динамику общественной жизни, диктуются ее потребностями, особенностями социокультурного развития. Каковы же наиболее значимые особенности и тенденции, характеризующие современную социокультурную ситуацию?

С одной стороны, сравнивая ее с периодом пятнадцати-двадцатилетней давности, очевиден прогресс, который выража­ется в демократизации и обновлении общества, формировании нового общественно-государственного механизма регулирования культурной жизни; в раскрепощении сознания людей и высво­бождении их социальной активности и инициативы. В свою оче­редь это стимулировало увеличение общественного и коммерче­ского секторов организации досуга, рост предприимчивости и самостоятельности людей, расширение диапазона видов и форм культурно-досуговой деятельности.

Особенно важным представляется изменение отношения к самому досугу: признание его самоценности, освобождение от узкоутилитарной ориентации на воспроизводство средствами рекреации эффективного, высокопроизводительного работника.

Однако нужно признать, что пик общественной активности и инициативы в досуговой сфере пришелся на последние «пере­строечные» годы. Сегодня наблюдается заметный спад, резче обо­значились негативные тенденции, поначалу не вызывавшие осо­бого беспокойства, возникли трудноразрешимые проблемы, пре­жде всего экономического характера, и даже кризисные явления.

В результате хронического недофинансирования тяжелые времена переживают музеи, библиотеки, клубные учреждения. Закрываются и перепрофилируются кинотеатры, отменяются театральные гастроли. Увеличивается, особенно в провинции, разобщенность широкой публики и большого искусства. Оно вынужденно становиться все более элитарным, так как доступ к нему зачастую затруднен даже для самых верных его ценителей. Причем речь идет не только об опере, балете или высокохудоже­ственных литературных изданиях, альбомах репродукций, но даже о достойного уровня кинематографе. Увы, сегодняшний книжный «бум» - это «бум» ширпотреба, а перенасыщение рын­ка аудио- и видеокассетами - триумф масскульта.

9

Шоу-бизнес, оккупировавший с помощью средств массовой информации практически все культурное пространство, делает ставку, прежде всего на молодежь, с одной стороны, потакая еще не сложившимся вкусам, а с другой - «замораживая» их на уров­не самой низкопробной «попсы». Профанация высокой культуры (изложение «Преступления и наказания» на шестнадцати стра­ницах - далеко не самый яркий тому пример) опять-таки в пер­вую очередь оказывает влияние на молодежь.

Вообще роль искусства в современной жизни заметно уменьшилась, особенно искусства, требующего от аудитории определенной интеллектуальной активности и эстетической ис­кушенности. Общая тенденция на «снижение» культуры, ее вы­теснение поп-культурой сопровождается размыванием ценност­ной иерархии в художественной сфере. Падение престижа серь­езного искусства отмечается даже в высокообразованных кругах общества, что заставляет в который раз задаться вопросом: како­вы все-таки критерии образованности?

«Обладание книгами и журналами, знание литературных но­винок перестало быть модным в среде технической, естествен­нонаучной и даже большей части гуманитарной интеллигенции; стало не стыдно признаваться в любви к детективам, порнорома­нам и нелюбви к умному (от которого «устали»)», - пишет кри­тик М. Золотоносов [3, с. 22]. А тех, для кого общение с «ум­ным» искусством было не модой, а действительно потребностью, оказалось меньше, чем думалось.

Однако они есть, и без преувеличения - это духовный капитал общества, связующее звено, обеспечивающее культурную преем­ственность поколений. Сегодня наша интеллигенция (только не следует путать ее с так называемым средним классом, ориенти­рованным в большей мере на престижные ценности быта и качест­венную массовую культуру, чем на высокое искусство), именно интеллигенция в ее традиционном понимании (школьные учителя, врачи, инженеры, научные сотрудники, вузовские преподаватели, музейные и библиотечные работники и другие) оказалась не только материально, но и морально в довольно унизительном положении. Она нуждается в социальной помощи и защите, хотя в общепринятом смысле объектом социальной заботы считаются

К)

совсем уж малообеспеченные слои населения, инвалиды, небла­гополучные контингенты, маргинальные группы.

В данном же случае речь идет о категории людей относи­тельно благополучных, хорошо образованных, отличающихся достаточно высоким духовным потенциалом, чьи интересы нуж­даются в защите особого рода - социокультурной, так как эти люди оказались в ситуации прогрессирующего сужения куль­турного пространства своей жизнедеятельности.

Не по своей воле им от многого приходится отказываться, во многом себя ограничивать. Недоступными становятся книги, журналы, газеты, которые выписывались в течение десятилетий, даже не очень дальние поездки, не говоря о путешествиях, хо­рошие фильмы. Последние - в силу того, что в провинции их просто негде посмотреть. Поэтому у образованных, интелли­гентных людей нередко возникает ощущение «выпадения» из сферы культуры. Следует признать, что это проблема, которая нуждается в осмыслении в координатах социокультурной дея­тельности, и особенно актуальна она для провинции.

Сложившаяся ситуация находится в несомненном противо­речии с принятыми в 1992 году Основами законодательства Рос­сийской Федерации о культуре, в которых среди прочих провоз­глашаются и такие права человека, как право на культурную деятельность; право на личную культурную самобытность, право на приобщение к культурным ценностям, право на гу­манитарное и художественное образование: а также право создавать общественные объединения в области культуры [1, с. 391-392].

В свое время противоречие между реальными интересами определенной части населения и неспособностью официальных социально-культурных институтов их удовлетворить побудило население к самоорганизации в любительских объединениях. Сегодня инициативы энтузиастов часто не могут реализоваться из-за отсутствия материальной базы и финансовой поддержки. Немало уже существующих любительских формирований, клу­бов по интересам, творческих студий прекратили свою деятель­ность, распались по названным причинам. Вот почему столь важной задачей социокультурной работы в современных услови-

11

ях является защита прав человека на доступ к культурным цен­ностям, на полнокровное участие в культурной жизни и удовле­творение его запросов в сфере досуга. Реализация этих прав яв­ляется для многих людей одним из условий сохранения их чело­веческого достоинства и ощущения полноты жизни.

Суть социальной работы, как известно, заключается в том, что она создает условия для достойной жизни человека как субъ­екта общества, содействует его полноценному социальному функционированию, в том числе и в области культуры и досуга, помогает удовлетворить разнообразные как материальные, так и духовные интересы. «Невозможность для человека удовлетво­рить свои потребности, ущемление социальных потребностей, состоящее в дефиците общения, образования, доступа к профес­сии, социальных услуг, - это сфера компетенции социального работника» [7, с. 38]. В этом плане социокультурная деятель­ность закономерно рассматривается как одно из важных направ­лений социальной работы.

Как указывается в Основах законодательства Российской Федерации о культуре, человек имеет право на получение худо­жественного образования, что, по сути, является для него усло­вием доступности (в смысле понимания) и притягательности высших ценностей культуры. Для художественно необразован­ного человека признанных шедевров искусства просто не суще­ствует. Между тем способность наслаждаться творениями миро­вой художественной культуры является свидетельством духов­ного богатства человека как личности.

Защита права человека на приобщение к высшим художест­венным ценностям подкрепляется предоставлением ему возмож­ности художественного образования. Естественно, прежде всего имеется в виду подрастающее поколение. К сожалению, массовая школа с этой задачей в целом справляется неудовлетворительно. Дисциплины художественно-эстетического цикла по-прежнему являются второстепенными по сравнению с другими, так назы­ваемыми ведущими предметами. Даже литература редко где преподается как искусство, а не историко-социологический курс. К тому же традиционные учебные предметы - литература, музы­ка, изобразительное искусство - сегодня уже не в состоянии мо-

12

делировать художественное образование молодого человека аде­кватно реальной ситуации его контактов с миром искусства, где доминирующее значение приобрели экранные виды художест­венной культуры.

Что же касается возможностей внеурочных, досуговых форм художественного воспитания, дополнительного образования, то они используются явно недостаточно и не всегда компетентно. Кроме того, наличие права на художественное образование вовсе не обязывает им воспользоваться. От своих прав человек может и отказаться. Сфера досуга, как известно, - сфера свободного выбора. Поэтому решающим здесь становится мастерство педа­гога-воспитателя, специалиста по организации досуговой дея­тельности: сумеет ли он сделать ценности культуры и искусства притягательными для подростка, для молодого человека, сможет ли он пробудить к ним интерес? Не навязать и тем самым вну­шить отвращение, а помочь открыть для себя ранее неведомую область, даже не культуры, а жизни.

В известном смысле социальному педагогу-организатору до­суговой деятельности сложнее, чем учителю, чей предмет явля­ется обязательным. Да и школьно-урочная дидактика в культур-но-досуговой деятельности, которая по определению является свободной и добровольной, не работает. Речь, естественно, идет не о талантливых учителях, умеющих увлечь, «заразить» своих учеников любовью к искусству, - у таких социальный педагог может многое почерпнуть. Но и у них решающим является не особая методика, а личное, даже личностное отношение к искус­ству, богатство духовного мира.

Характеризуя столь нелестно современную социокультур­ную ситуацию, отметим, что дело здесь отнюдь не в предвзятом отборе исключительно негативных моментов. Безусловно, мож­но привести немало фактов, демонстрирующих сегодняшние культурные достижения, поиски и обретения. Не оскудела земля наша талантами и подвижниками, людьми творческими и нерав­нодушными. Дело в другом. Будущий социальный педагог-специалист по организации культурно-досуговой деятельности или менеджер социально-культурной сферы нуждается в ясном понимании ее проблем и тех условий, в которых ему предстоит

13

работать. Они должны з^еть реально оценивать трудности, ко­торые придется преодолевать, и четко представлять себе весь комплекс стоящих перед ними задач.

Назовем еще раз те из них, которые диктуются особенностя­ми современной ситуации и конкретизируют основные направ­ления и содержание социально-культурной деятельности:

Контрольные вопросы

  1. Что понимают под социально-культурной деятельностью?

  1. Назовите наиболее значимые особенности и тенденции, которые ха­рактеризуют современную социокультурную ситуацию.

  1. В чем заключается суть и основное назначение социальной работы?

  1. Дайте характеристику основным направлениям и содержанию социально-культурной деятельности.

14

Список рекомендуемой литературы

  1. Арнольдов А.И. Введение в культурологию. М: Народ. Академия культуры и общечеловеч. ценностей, 1993.

  2. Закон Российской Федерации - Основы законодательства Российской Федерации о культуре // Ведомости съезда народных депутатов Рос­сийской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. № 46. М., 1992.

  3. Золотоносов М. Наш прекрасный новый мир // Моск. новости. 1995, 20-27 авг.

  4. Ионин Л.Г. Культура на переломе // Социол. исследования. 1995. № 2. С. 41-46.

  5. Киселева ТТ., Красилъников Ю.Д. Основы социально-культурной дея­тельности. М.: Изд-во Моск. ун-та культуры, 1995.

  1. Михайлова Л.Н. Социология культуры. М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999.

  1. Теория и методика социальной работы / ИГ. Зайнышев и др.: В 2 ч Ч. 1. М.: «Союз», 1994.

  1. Триодин В.Е. Клуб и свободное время. М: Профиздат, 1982.