7.4. Неформальные объединения молодежи в социальной жизни общества
Потребность самовыражения, самоутверждения и общения на основе единства взглядов, интересов сверстников привела к появлению в различных социально-возрастных группах неформальных объединений. В основе большинства неформальных группировок и объединений лежит стихийно-групповое общение. Несмотря на то, что эти группировки существуют независи-
249
мо от официальных объединений и организаций, определенная часть этих группировок сотрудничает с ними.
Анализ объективных и субъективных факторов появления различных группировок молодежи свидетельствует о наличии в молодежной среде иногда диаметрально противоположных взглядов на окружающий мир, действительность, общество и нравственные ценности. Необходимо отметить, что основная часть молодежи, входящей в неформальные объединения, имеет позитивную направленность своих действий, что требует широкой поддержки этой деятельности со стороны официальных учреждений. В первую очередь это относится к объединениям социальных инициатив, экологического и историко-культурного движения.
Серьезные упущения в культурно-воспитательной работе по месту жительства, работы и учебы привели к распространению в обществе примитивного вкуса, пошлости, росту алкоголизма, наркомании, преступности. Если обратиться к данным социологического опроса 1999 года, проведенного среди подростков и молодежи в возрасте от 14 до 25 лет в г. Тамбове Центром медицинской профилактики, ТМО «Психиатрия-наркология», при участии кафедры социально-культурной деятельности, то можно увидеть, что из 500 опрошенных 35,8% респондентов уже пробовали наркотические вещества: из них юноши - 25,3%, и девушки -10,5%. И если у девушек первое употребление наркотиков происходило в возрасте 15-17 лет, то у юношей - в 11-14 лет. Были даже зафиксированы случаи употребления наркотических средств в 7-8-летнем возрасте.
Особенно большие недостатки видны в семейном воспитании, которое не могут заменить ни школьные, ни внешкольные учреждения. Данные исследований в различных регионах страны свидетельствуют, что неблагополучие в семьях, безответственность к родительским обязанностям, отсутствие у родителей времени на воспитание детей становятся основными причинами аморальных проявлений у молодежи. Семья слабо воспитывает трудолюбие, растит иждивенцев, потребителей, запросы молодежи растут год от года. Отсутствие контактов с родителями, снижение их авторитета в глазах молодежи приводит к бездуховности, эгоизму, жестокости.
250
Немалую роль играет и процесс отчуждения части молодежи от традиционных институтов социализации, которые наряду со школой и другими учебными и культурно-досуговыми учреждениями снизили свое влияние на молодежь. Отсюда и стремление молодежи к самореализации через группировки, кампании и объединения.
Данные социологического исследования, проведенного весной 2000 года в некоторых школах города Тамбова, свидетельствуют, что 35% опрошенных нами школьных педагогов однозначно квалифицировали любую досуговую деятельность подростков вне Школы и семьи как отрицательно влияющую на их поведение и воспитание. Это при условии, что сами подростки в 96% случаев считали ее для себя необходимой, а 32% подростков пояснили, что именно неформальное общение в досуговой среде позволяет им легче переносить трудности, невзгоды, конфликты и другие негативные моменты, связанные с взаимоотношениями в семье, педагогами. Среди подростков с девиангаым поведением об этом заявили почти 80% опрошенных респондентов.
Велика роль социально-психологических факторов вступления молодежи в неформальные группировки. Психологическая зависимость, подражание лидеру группы с твердым характером, волей и авторитетом в сочетании со стремлением уйти от опеки и контроля родителей, школы, являются основными причинами прихода молодежи, особенно подростков в антисоциальные группы.
Существуют различные подходы к типологии неформалов. Так, например ВТ. Лисовский подразделяет неформальные группы на:
общественно-политические;
социально-культурные, творческие (художественные, театральные, клубы по интересам);
прикладного характера (клубы самодеятельных инициатив);
клубы социальной помощи;
религиозные и полурелигиозные;
правозащитные группы и объединения;
спортивные;
спортивные и музыкальные фанаты;
асоциальные в сфере свободного времени (панки, металлисты, рокеры и т.п.);
251
антисоциальные (национал-социалистические, хулиганствующие и др.);
националистические;
этические (или социально-психологической направленности, семейные, родительские клубы);
историко-патриотические.
Среди группировок асоциальной направленности можно выделить следующие:
Случайная группа, в нее входят молодые люди, лишенные самоконтроля, склонные к дракам на улице и в общественных местах, жестоким избиениям взрослых, сделавших замечание, и способные к актам вандализма. Это моталки - противостоящие друг другу группировки, организованные по территориальному принципу. У каждой моталки есть свой условный знак, которым они помечают дома и улицы, «принадлежащие» группе. Уличные -группировки с предельно низким общим уровнем развития, которые общаются на почве пьянства, токсикомании и сексуальной развращенности.
Группа переродившегося интереса, к ним относятся спортивные и музыкальные «фанаты», слепо поклоняющиеся своим «кумирам», «рокеры», для которых нормой является езда на мотоцикле со скоростью 150 км/час на заднем колесе в ночное время. Другое их название «ночные всадники». Противоречивость групп «ночных всадников» заключается в том, что, с одной стороны, в своем большинстве это обычно ребята, жаждущие приключений, общения, а с другой, идущие на нарушение общественного порядка.
Ретретистская группа, члены этой группы считают себя невинной жертвой каких-то враждебных сил, чаще всего со стороны взрослых и для них характерно стремление ухода от настоящей действительности. Это панки у которых довольно низкий уровень трудолюбия, крайне высокое самомнение о своих творческих способностях. Хайрасты - (системные люди»), -члены этой группы путешествуют по стране без денег, потребляют наркотики, бездельничают, занимаются «свободной любовью». Вседозволенность и распущенность - их основное кредо. Пацифисты - отличительными признаками этой группы явля-
252
ются моральная незрелость, потребительский подход к жизни. Баба - члены этой группы пассивны, проповедуют смирение и ничегонеделание, что приводит к пьянству и наркомании.
Преступная группа, эти группы создаются осознанно для совершения преступлений. К ним относятся: теляги, которые объединены к «блатной жизни» и во всем стремятся копировать преступный элемент. Фашиствующие группировки. Это особо опасная группа, для которой характерна железная воля, дисциплина, культ насилия, вандализм, особая агрессивность.
Остановимся более подробно на причинах появления и развития группировок с антисоциальной направленностью. В стихийно возникающих в некоторых микрорайонах группировках с хулиганскими установками с наибольшей полнотой проявляется групповой эгоизм, юношеская тяга к коллективным действиям. Особо важную роль в организации и деятельности этих антисоциальных групп играют лидеры, чаще всего бывшие преступники. Немало написано о «казанском феномене». Долгие годы подростковая преступность в Казани привлекала внимание многочисленных комиссий, которые стараются оказать помощь различным учреждениям города в решении проблемы растущей подростковой преступности.
Тамбовская область тоже не является исключением. По данным социологических исследований, проведенных в последние годы в Тамбовской области, было зафиксировано более 40 видов различных неформальных объединений, как уже сформировавшихся, так находящиеся в стадии формирования сегодня в пределах нашей области особое распространение получили объединения по месту жительства, как стихийные общности сверстников, складывающиеся по территориальному принципу. В основном возрастной состав колеблется от 13 до 25 лет. Первую возрастную группу составляют подростки от 13-14 до 18-19 лет, вторую - молодые люди от 19-20 до 23-25 лет, называемые на их жаргоне «стариками». Через эти объединения проходят до 80% юношей. Корни многих объединений по территориальному признаку уходят в историю. Социальный состав этих группировок довольно широк, от учащихся школ, ПТУ, техникумов до сту-
253
дентов вузов. Эти группировки объединяют в основном юношей и их влияние на девушек незначительно.
Любопытно отметить, что различные территориальные группировки делят сферы своего влияния в Тамбове следующим образом: «Бугор», «Центр», «Юг», «Монастырь», «Автовокзал», «Белый бак», «Пехотка», «Летка», «Шацкая», «Авангард», и пригороды: «Ласки», «Полынки», «Перикса», «Пригородный лес», «Донское», «Строитель», «Бокино» и другие. Для Моршан-ска характерны такие территории, как: «Вокзал», «Привокзал», «Центр», «Базево», «Громок», «Химмаш», «Климовка», «Со-ловьевка», «Коршуновка», «Америка», «Устье», а в городе Рас-сказове: «Большие дома», «Арженка», «Дубняк», «Чибизовка», «Малыцина», «Лесные», «Восточные», «Платоновка», «Совхоз» и другие.
Основное содержание деятельности территориальных группировок - это совместное проведение свободного времени. Процветают в этих группировках пьянство, токсикомания, сексуальная распущенность и отличаются они агрессивностью по отношению к другим объединениям молодежи. Эти группировки диктуют молодежи антисоциальные нормы поведения, поэтому часто происходят территориальные конфликты, которые возникают на танцах, дискотеках, в местах массового скопления молодежи. Процветает в этих группировках определенная система подавления более слабых сильными, различные формы самосуда. Лидеры территориальных группировок являются некоронованными королями улиц и микрорайонов. Чаще всего лидеры - бывшие уголовники и преступники - имеют определенные клички и используют в поведении и жаргоне элементы преступного мира.
Наибольшую опасность для нашего общества представляет деятельность группировок фашиствующей молодежи. Бездумное увлечение определенной части молодежи фашистской символикой и атрибутикой иногда сопровождается противонравствен-ными действиями, насилием, жесткостью. И несмотря на то, что сами подростки называют эти действия играми, прежде всего в них надо видеть уголовщину и вызов нравственным принципам демократического общества. Фашистские группировки крайне малочисленны на фоне неформального движения в целом и ре-
254
цидивы их появления зафиксированы, прежде всего, в крупных городах.
Исследователи пытаются определить причины участия молодежи в неформальных группировках. Главная причина заключается в общих просчетах в политическом, гражданственном, нравственном, патриотическом и интернациональном воспитании молодежи. Противоправные действия являются и откликом на социальную незащищенность, и ущемленность в правах молодежи. Согласно данным социологов, только 17% молодежи считают, что они имеют право участвовать в управлении государством, так как молодежь была практически выключена из участия в политической жизни страны. Много недостатков в заполнении свободного времени молодежи. О каком духовном росте можно говорить, если большинство школьников и молодежи ничего не читают.
Анкетирование, проведенное среди участников некоторых неформальных объединений, показало, что большинство участников их отмечает формализм, фальшь, бездуховность, показуху в работе с молодежью социальных институтов (семья, школа, училище, вуз и др.)
Нельзя требовать решения проблем только от правоохранительных органов, в работу должны включаться общественные организации, профсоюзы, трудовые коллективы, учебные заведения и культурно-досуговые в особенности.
Необходимо создание эмоционально-привлекательной альтернативы антисоциальному движению.
Необходимо выработать четко выраженную стратегию и тактику в отношении неформальных объединений молодежи.
Чаще всего в отношении к молодежным группировкам виден поверхностный, недеффиренцированный подход. Нельзя видеть только отрицательные стороны в неформальном движении, надо пресечь равнодушие со стороны социальных институтов к неформалам, так как они являются носителями не только отрицательных, но и положительных тенденций.
К сожалению, пока трудно противостоять неформалам, т.к. мы отстаем в осмыслении и прогнозировании явлений молодежной среды.
255
Основная задача заключается в том, чтобы вывести неформальные объединения на поверхность, научиться работать с неформалами не формально. Особое внимание должно быть уделено формированию личности молодежи, т.к. необходимо избежать социальной пассивности значительной части молодого поколения. Активизация самой личности, самостоятельность в освоении и осмыслении знаний, критический подход к различным точкам зрения могут способствовать повороту неформального движения к активному участию в положительной практической деятельности.
Несмотря на то, что современная молодежь вырабатывает и усваивает жизненные установки и ценности в сложной социальной обстановке, характеризующейся трудностями и противоречиями как субъективными, так и объективными, есть много путей социальной активизации молодежи.
Основные стратегические задачи социализации личности молодого человека заключаются в:
усилении самодеятельных начал в деятельности подростков и молодежи;
повышении политической культуры молодежи;
развитии творческого потенциала и активности личности;
осуществлении индивидуального воздействия на отдельную личность с учетом специфики его интересов, потребностей и психологических данных.
- 1.1. Основные задачи и направления социально-культурной деятельности
- 1.2. Сущность социально-культурных технологий
- Контрольные вопросы
- Список рекомендуемой литературы
- 1.4. Средства, формы и методы
- Контрольные вопросы
- Список рекомендуемой литературы
- 2.5. Современные информационно-просветительные технологии
- Контрольные вопросы
- Список рекомендуемой литературы
- Глава III
- 3.1. Самодеятельное творчество как часть народной художественной культуры
- Контрольные вопросы
- Список рекомендуемой литературы
- 3.3. Категория творчества в контексте теории деятельности
- 79 .,..
- 3.4. Творчество и мастерство как факторы формирования личности
- Список рекомендованной литературы
- Список рекомендованной литературы
- 3.7. Виды клубов по интересам и любительских объединений
- Контрольные вопросы
- Список рекомендуемой литературы
- 3.8. Киноклуб как форма социально-культурной деятельности и разновидность любительского объединения
- Контрольные вопросы
- Список рекомендуемой литературы
- Глава IV
- 4.1. Понятие игры и игровой деятельности
- 4.2. Классификация игр
- Список рекомендованной литературы
- Глава V
- 5.1. Сущность и особенности межличностного общения в сфере свободного времени
- 5.2. Стили и виды педагогического общения
- Список рекомендуемой литературы
- 5.4. Основные единицы коммуникативного общения
- 5.5. Техника коммуникативного общения
- 5.6. Технологические приемы организации
- Социально-культурной сферы
- Вопросы для самоконтроля
- 6.1. Влияние современной социокультурной ситуации на развитие личности подростка
- Список рекомендуемой литературы
- Список рекомендованной литературы
- Список литературы
- Глава VII ц технология молодежного досуга
- 7.1. Молодежная культура как феномен сферы свободного времени
- Вопросы и задания
- 7.3. Молодежная субкультура
- Список рекомендуемой литературы
- 7.4. Неформальные объединения молодежи в социальной жизни общества
- Список рекомендуемой литер атуры
- 7.5. Ориентиры молодежной культуры досуга в XXI веке
- 7.6. Методика и организация воспитательной работы детских и молодежных общественных объединений
- Вопросы и задания
- Глава VIII
- 8.1. Основные подходы к организации досуга пожилых людей
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- 8.2. Технологии досуговой деятельности старших возрастных групп населения в России
- Вопросы для самопроверки
- 8.3. Особенности организации досуговой деятельности лиц среднего и пожилого возраста в европейских странах
- Вопросы для самопроверки:
- Литература
- Глава IX
- 9.2. Функции семьи и их реализация в сфере досуга
- 9.3. Современные подходы к организации семейного досуга
- Список рекомендованной литературы
- 9.4. Роль современной социокультурной ситуации в организации досуга семьи
- 9.5. Технология культурно-досуговой деятельности с семьей
- Вопросы для самопроверки
- 10.2. Принципы и методы социальной работы
- Вопросы для самопроверки
- Список рекомендуемой литературы
- Вопросы для самоконтроля
- Список рекомендуемой литературы
- 10.4. Характеристика источников социальной незащищенности и практика их нейтрализации
- Вопросы для самопроверки
- 10.5. Технологии социальной помощи престарелым и инвалидам
- Список рекомендуемой литературы
- 10.7. Технология профилактики девиантного поведения
- Вопросы для самоконтроля
- 10.8. Социальное прогнозирование и методика его внедрения
- 10.9. Основные модели технологии социальной поддержки за рубежом
- Список рекомендуемой литературы
- 10.10. Основные положения нормативно-правовых документов по проблемам
- Вопросы для самопроверки
- 11.2. Классификация подходов и школ менеджмента
- Контрольные вопросы и задания
- Список рекомендованной литературы
- 11.4. Функции менеджмента
- 11.5. Коммуникации в управлении
- 11.6. Сущность и особенности управленческих решений
- Контрольные вопросы
- Список рекомендуемой литературы
- 11.8. Психологические аспекты менеджмента
- 11.9. Имидж менеджера
- Контрольные вопросы и задания
- Список рекомендуемой литературы
- Список рекомендуемой литературы
- 12.2. Технологии в сфере актерского мастерства
- 12.3. Современные режиссерские технологии
- 12.4. Особенности применения театральных технологий в социально-культурной сфере
- Глава XIII
- 13.1. Этнокультурное образование: сущность, функции, понятия и социальный аспект
- 13.2. Научные подходы к разработке и использованию этнокультурных технологий в учебном процессе
- 13.3. Освоение этнокультурных технологий на музыкальных отделениях многоуровневой системы образования
- 13.4. Технологические приемы организации практики
- Список рекомендуемой литературы
- Глава I. Сущность и специфика современных социально-культурных технологий
- Глава II. Технологии информационно-познавательной и просветительной деятельности в сфере культуры
- Глава III. Технология самодеятельного творчества и любительских объединений
- Глава IV. Технология рекреационно-оздоровительной
- Глава XI. Технология менеджемента
- Глава XII. Современные театральные технологии
- Глава XIII. Современные этнокультурные технологии