logo
Uchebnik_Sovremennye_tekhnologii_v_SKD

10.2. Принципы и методы социальной работы

Одно из центральных мест в содержании социальной работы принадлежит принципам и методам воздействия субъекта на объект, которые обеспечивают ее научность.

Принципы социальной работы - это основополагающие идеи, положения, правила и нормы поведения органов социальной работы. В учебно-методическом плане целесообразно объеди­нить все принципы социальной работы в три группы (социально-политические, организационные, психолого-педагогические). К первой группе могут быть отнесены: гуманизм и демократизм социальной работы; взаимодействие содержания и форм социаль­ной работы с конкретными условиями жизнедеятельности лич­ности, социальной группы; законность и справедливость и др. Принцип гуманизма предполагает признание человека высшей ценностью, его достоинства и гражданских прав, создание усло­вий свободного и всестороннего проявления способностей лич­ности. Демократизм социальной работы требует умения уста­навливать психологический контакт с клиентом, соблюдения норм и правил общения, уважения и внимания к личности. Наря­ду с гуманизмом и демократизмом одним из важнейших прин­ципов социальной работы является ее тесная связь с конкретны­ми условиями жизнедеятельности людей (единство теории и практики). Принцип законности предполагает строгое исполне-

328

ние законов и основанных на них правовых актов всеми государ­ственными органами, должностными лицами, общественными организациями и гражданами.

Успешное воплощение мер, направленных на социальную защиту населения, во многом определяется соблюдением в соци­альной работе организационных принципов. Социально-техно­логическая компетентность - один из важнейших принципов, сущность которого состоит в глубокой осведомленности соци­ального работника об условиях и технологии решения возни­кающих проблем и умении грамотно реализовать свои знания на практике. К этому же разряду принципов относится и стимули­рование - побуждение человека к осознанному, заинтересован­ному проявлению активности в реализации его энергии, способ­ностей, нравственного и волевого потенциала. Важным органи­зационным принципом социальной работы является контроль и проверка исполнения, смысл которых заключается в обеспечении реализации гарантированных государством мер по социальной защите различных групп населения.

Большое место в теории и практике социальной работы от­водится психолого-педагогическим принципам, которые по су­ществу выражают основные требования к формам и методам со­циальной работы. Среди психолого-педагогических принципов особо следует выделить дифференцированный подход к людям, который предполагает установку на максимальный и конкрет­ный учет специфики интересов, актуальных потребностей, тра­диций, вкусов и привычек личности в социальной работе. Важ­ное значение в этой группе имеют принципы целенаправленно­сти и комплексного подхода к решению социальных проблем.

В социальной работе на современном этапе сложилась сис­тема методов, классификации которых зависят от признаков, положенных в их основание (степень общности, сфера примене­ния, содержание и характер деятельности и др.). Анализ практи­ческой деятельности органов социальной защиты населения по­зволяет выделить три основные группы методов социальной ра­боты: социально-экономические, организационно-распоряди­тельные и психолого-педагогические.

329

Группа социально-экономических методов объединяет все те способы и приемы, с помощью которых специалисты соци­альной работы оказывают воздействие на материальные, нацио­нальные, семейные и другие социальные интересы и потребно­сти клиентов. Данные методы используются в форме натураль­ной и денежной помощи; установления льгот и единовременных пособий и компенсаций; морального поощрения, санкций и др.

Отличительной чертой организационно-распорядительных методов является их прямой характер воздействия. К этой группе методов можно отнести регламентирование, нормирование и ин­структирование. Регламентирование - довольно жесткий способ организационной методики, заключающийся в разработке и вве­дении в действие различных положений, обязательных для испол­нения (приказы, инструктирование, штаты и др.). Нормирование и инструктирование являются менее жесткими способами органи­зационного воздействия. Сущность нормирования - в определе­нии и установлении нормативов в деятельности человека. Инст­руктирование в социальной работе обычно имеет форму консуль­тационной, информационной и методической помощи клиенту, направленной на защиту его гражданских прав и свобод.

К организационно-распорядительным методам социальной ра­боты также относятся подбор и расстановка кадров, метод требова­ний, критики и самокритики, контроль и проверка исполнения.

В практике социальной работы широкое распространение получили психолого-педагогические методы. Сознание челове­ка является высшим регулятором его поведения и действий. Убеждение, как главный метод развития духовного мира лично­сти, реализуется в практике социальной работы в различных, формах (разъяснение, совет, рекомендация, положительный пример или опыт и др.). В данном случае от социального работ­ника требуется умение и способность воздействовать не только на личность, но и на окружающую его микросреду. Для этого используются социально-психологические методы воздействия (социологические исследования, наблюдение, внушение, информи­рование, гуманизация условий труда и быта, расширение возмож­ностей индивида для проявления творческих возможностей и др.).

330

Социальная работа требует комплексного использования всех групп методов социальной работы. Связь методов социаль­ной работы с принципами невозможно рассматривать в отрыве от ее целей и задач. Существенное различие между методами и принципами социальной работы состоит в том, что принципы постоянны и носят обязательный характер, а методы - более подвижны и зависят от изменения социальных условий.

Современная система методов также многообразна, как и сама система знаний об окружающем мире. Без умения исполь­зовать выявленные закономерности, опыт, накопленный предше­ствующими поколениями и современниками, невозможно ус­пешно решать задачи, возложенные на социальную работу.