logo
Uchebnik_Sovremennye_tekhnologii_v_SKD

3.4. Творчество и мастерство как факторы формирования личности

Существенным фактором, оказывающим воздействие на со­циально-культурные процессы в художественной культуре об­щества и сферу творческой активности масс, является самодея­тельность как общественно историческое явление. Основными признаками самодеятельного художественного творчества явля­ются ориентация на форму бытования профессионального ис­кусства, фольклора, организованного и неорганизованного лю­бительства. Рассматривая самодеятельное художественное твор­чество, необходимо подробнее раскрыть понятия «творчество» и «мастерство», которые являются его основными составляющи­ми. Каковы же «корни» творчества и мастерства?

В основе творчества и мастерства заложен природный талант личности любителя. Мастерство - умение овладеть каким-либо ремеслом, применяя опыт предшественников. Можно быть мастером, но не быть творцом. Творчество -это свободное выражение своей индивидуальности, результа­том которого может быть нечто качественно новое Именно творческий потенциал личности и потребность самоорганизации, самоактулизации движет врожденным свойством людей к резуль­тату творческого саморазвития. Творческий потенциал в отличие от уровня мастерства личности не зависит от социальных усло­вий - в этом их принципиальное различие. Поэтому творчество является условием становления личности, в котором возникают и удовлетворяются ее нравственно-эстетические потребности. Твор­чество - «вечный двигатель» к порождению нового. Острая об­щественная потребность повышения уровня духовного развития личности наиболее ярко проявляется в потоке народного художе­ственного творчества, которое проходит несколько начальных этапов. Среди них можно выделить «примитив», «наивное твор­чество» и «самодеятельное творчество любительской деятель­ности». Эти формы базируются на общечеловеческих ценностях и, затрагивая духовную сферу личности, формируют готовность к гуманным поступкам, гуманистическим отношениям. Каждого человека в процессе его жизненного пути увлекает какая-либо

86

идея, стремление к реализации «себя». Это имеет как отрицатель­ные (в некоторых случаях), так и положительные стороны. Стрем­ление к нравственному результату через эстетические особенно­сти «увлеченности» обязательно даст положительный эффект, да­же если это увлечение будет на уровне примитивизма.

Организованные и стихийно возникающие формы люби­тельских занятий искусством через сохранение этнокультурных традиций, а также развитие самодеятельного творчества масс являются наиболее актуальными и необходимыми для рассмот­рения в современной социально-культурной сфере. В основе данного процесса лежит способность подрастающего поколения к эстетическому восприятию тех норм и ценностей, которые на­полнены значимым содержанием, основанным на опыте поколе­ний. Такая личность готова к социальным действиям, в том чис­ле к действиям, происходящим в организованном и неорганизо­ванном свободном времяпрепровождении. Основным связую­щим звеном здесь является духовно-эмоциональное общение. Результатом самодеятельности является оригинальность, но­визна «для себя», даже если она не имеет значение «для других». Художественная самодеятельность - это огромный вклад в развитие творчества разных уровней общественной значимо­сти. Это представление касается всех видов самодеятельного творчества: научного, технического, художественного, которые реализуются в художественно-эстетическом, прикладном твор­честве, спортивно-туристическом, оздоровительно-валеологиче-ском, культурно-образовательном, психолого-коммуникативном, техническом, военно-патриотическом, эколого-природоведческом, досуговом и социально-педагогическом направлениях. Функцией творчества является развитие, движение человеческого общест­ва, прогресс. Тем не менее, каждый человек имеет талант, кото­рый по-своему индивидуален, самобытен и неповторим.

Само понятие «творчество» еще с древнейших времен имело обозначение «Божественная деятельность». Начиная с эпохи Возрождения и появления первых исследований и изобретате­лей, понятие «творчество» открывает возможность возвеличива­ния человека в ранг творца и в искусстве. Особенно это относит­ся к эпохе романтизма. В XX веке понятие «творчество» (эпитет

87

«творческий») стало применяться к различным видам жизнедея­тельности человека (профессиональной деятельности, общению, управлению и др.). Появились такие определения, как творческая экспрессия, творческое отношение, творческое развитие, творче­ская личность. Наряду с этим, в 20-х годах XX века наблюдалось многообразие форм организации творческой деятельности масс, что способствовало изменению и традиционных форм самодея­тельного творчества. В это же время создается множество люби­тельских объединений, студий, кружков, стремительно стала развиваться художественная самодеятельность (агитколлективы, изостудии, музыкальные коллективы, певческие кружки, агитсуды, литмонтажи, театральные студии - постановки клубных опе­ретт, говорящий хор - коллективная декламация и пр.).

Современные аспекты рассмотрения феномена творчества (процесс, результат, совокупность факторов, определяющих со­циальный климат человеческой деятельности, соединение инди­видуальных особенностей субъекта) привели в 30-40-е годы к развитию эвристики - методологии творческой деятельности. Этому предшествовали работы многих ученых, в числе которых были: Декарт, Паппа, Лейбниц, Больцано, Буль, Пойа и др.

К началу XXI века творчество становится объектом особого изучения по возможностям развития творческих предрасположе­ний и умений людей. В вузах появляются новые предметы «Пе­дагогика творчества», «Психология творчества», программы курса «Общие вопросы природы одаренности», «Диагностика одаренности», «Развитие творческих способностей у детей», «Психологические требования к учителю и воспитателю одарен­ных детей» и т.п. Важность рассмотрения проблемы происхож­дения одаренности (роль природного и социального) касается творческих групп художественной деятельности (литературной, изобразительной, музыкальной, хореографической и др.), кото­рые используют и вносят множество путей, способствующих созданию творческого эмоционального подъема. Так, в краткой литературной энциклопедии охарактеризованы пять главных комплексов в художественном творчестве. Это искусство: слова, воображения, звуков (музыка), вещей (архитектура и приклад­ные искусства), зрелищные искусства. Ведь каждому возрасту

88

присуще свое личностное новообразование творческого развития, и в этом большую роль может сыграть мастерство руководителя, лидера коллектива и группы. A.M. Горький писал, что талант развивается из чувства любви к делу, возможно даже, что талант в сущности его - и есть любовь к делу, к процессу работы... Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд - даже самый гру­бый - возвышается до творчества.

Следовательно, творчество выражается не только в удовле­творении потребности быть личностью, но и является условием ее становления. А для этого руководителям творческих групп, любительских объединений необходимо знать и применять принципы педагогики и психологии творчества. Так среди наи­более значимых принципов Г.Н. Алова отмечает следующее:

Понятие «творчество» основывается, прежде всего, па том, что творчество - это появление чего-то нового приме­нительно ко всем процессам жизни человека.

На протяжении долгого пути развития, становления и воз­рождения культуры народов постоянно происходило отдельное угасание некоторых видов и форм народного художественного

89

творчества. Замена традиционных видов искусства новыми тех­нологическими и художественными приемами не всегда и не везде несла в себе разрушение уже созданного. Мастерство творца было основой научения. Эта основа способствовала вве­дению самобытности, индивидуальности в творческий процесс последователя (преемника) мастера.

Нельзя не согласиться с высказыванием Е.И. Смирновой, ко­торая говорила, что «...мастерство и творчество взаимосвязаны. Чаще всего творчество возможно на основе мастерства, хотя бы­вают и исключения. Если мастерство - результат школы, трени­ровки, опыта, то творчество как оригинальное, неожиданное, не­стандартное решение проявляется необязательно как результат «школы». Творчество детей, художников-примитивистов, науч­ные открытия энтузиастов-любителей подтверждают, что нова­торство возможно и не на основе высокого мастерства» [2, с. 74].