7.6. Методика и организация воспитательной работы детских и молодежных общественных объединений
Организация и методика воспитательной работы молодежных и детских общественных объединений должна быть направлена на стимулирование и развитие социально значимых качеств личности. Для достижения успеха на этом пути часто бывает недостаточно формального соблюдения целей и задач общественного объединения и осуществления деятельности по программам общественного объединения. Требуются определенные условия, которые способствовали бы максимальному проявлению социальной и творческой активности. Осуществление этих задач невозможно без выработки четких представлений у членов организации о социально-культурной среде, государственных и негосударственных формированиях, взаимодействующих с данным общественным объединением, а также без достижения взаимопонимания с конкретными представителями властных, образовательных и воспитательных учреждений. Участник общественного объединения должен иметь вполне определенные представления и отношение к тому досуговому коллективу, в работе которого он принимает участие, а также понимать и принимать то место, которое он в нем занимает.
Руководитель общественного объединения должен выступать не только в роли воспитателя и учителя, но являться прежде всего товарищем, способным помочь каждому участнику общественного объединения, научить новому, способствовать приобретению уникального опыта общения и деятельности в рамках общественного объединения. Соблюдение вышеперечисленных условий, как нам кажется, позволит участнику молодежного или детского общественного объединения оптимальным образом проявлять свою самостоятельность и социально-культурную активность, направленную на преобразование своего города, села, поселка. Одной из главных психолого-педагогических особенностей работы руководителя подобного общественного объединения или же социального педагога (руководителя программы) можно назвать обязательное требование создания атмосферы уверенности в своих силах у всех членов общественного объеди-
260
нения. Практическое осуществление данного положения основывается на поощрении конкретных видов деятельности, в которых добивается тех или иных успехов каждый из членов общественного формирования. Подчас именно в рамках проведения какого-либо мероприятия общественного объединения возникает ситуация первого серьезного успеха личности, что, в свою очередь, ведет к повышению самооценки, способствует преодолению трудностей общения и переходу личности на новую социально-культурную ступень развития. Среди причин, тормозящих развитие личности, можно выделить позицию изгоя (отвергнутого), в которую иногда попадает отдельный член общественного объединения; личностные особенности (характер, темперамент); некоторые заболевания (нарушения нейропсихологического статуса), способные оказать серьезное влияние на процессы общения, деятельности и социального взаимодействия; конфликтные отношения с социальным окружением. Для устранения вышеперечисленных причин, способных оказать отрицательное воздействие на процессы личностного роста и социализации, необходимо проведение комплекса психолого-педагогических мероприятий. Они включают в себя использование элементов арт-терапии, психотренинга, аутогенной тренировки. Для проведения коррек-ционных занятий подойдут не только искусственно созданные условия групповой деятельности. Иногда для этого можно эффективно использовать некоторые значимые события, произошедшие в жизни членов общественного объединения. На таком примере бывает интересно рассмотреть то, какие социально-психологические потребности и установки реализовывал в процессе социального взаимодействия тот или иной участник этой ситуации. На конечном этапе обсуждения руководитель занятия совместно с его участниками приходит к общим выводам относительно мотивов, установок, морально-нравственной атмосферы и тех потребностей, для удовлетворения которых совершали определенные действия участники этого события. Создается альтернативный сценарий развития событий. Такое моделирование разнообразных социально-культурных ситуаций позволяет участникам общественного объединения планировать свое поведение, создает новые социально-психологические установки, спо-
261
собствует осуществлению контроля за процессами удовлетворения потребностей и результатами деятельности. В тех случаях, когда в работе общественного объединения принимают участие профессиональные психологи и социальные педагоги, возможно эффективное применение и других методик совместного проведения досуга.
Обращает на себя внимание тот факт, что одной из принципиальных особенностей работы с теми, кто имеет затруднения в области социально-культурного взаимодействия, является воспитание у них чувства привязанности и доверия к окружающим, а также развитие навыков общения в непривычных ситуациях. Эта работа, как правило, становится частью тех задач, которые ставит перед собой социальный педагог (руководитель программы) в рамках практических занятий по различным направлениям своей деятельности. Хорошо, если это сочетается с получением навыков правовой культуры и творческим подходом к решению трудных жизненных ситуаций. Ясно осознаваемые цели общественного объединения, четкие способы их осуществления, приемы, используемые в работе по программам, становятся примером для многих участников общественного объединения и в некоторых случаях способны выступить основой для выработки собственного мировоззрения. Общение в группе на занятиях общественного объединения должно происходить в форме коллективного диалога, обсуждения или беседы. Во время таких встреч необходима большая опора на личные высказывания участников, это способствует преодолению рецидивов «псевдоинтеллектуальных бесед» в которых отвлеченными рассуждениями прикрываются истинные мотивы поведения.
Иногда возможно возникновение таких ситуаций, в которых один или несколько участников общественного объединения начинают проявлять негативное отношение к занятиям в общественном объединении. Руководитель программы в этом случае может стать заложником своих субъективных представлений о личности этого молодого человека. Для предотвращения подобных тенденций безусловно необходима консультация специалиста-психолога. Чтобы дать возможность социальному педагогу самому оперативно принимать решения в той или иной ситуации.
262
был составлен «Примерный перечень нарушений, связанных с изменениями нейропсихологического статуса».
С другой стороны, учеными давно было замечено, что с наступлением подросткового и юношеского возраста периодически могут возникать ситуации пресыщенности общением. Результатом этого процесса становится стремление к уединению, одиночеству. Подчас, такое самоуглубление способствует формированию навыков самоанализа, компенсации негативных переживаний, общему становлению и развитию личности. Для создания атмосферы уединения, спокойной домашней обстановки в рамках занятий по программам общественного объединения подойдут такие формы работы, как «Вечер встреч», «Домашняя гостиная», «Встреча с друзьями» и другие. Помимо этого, следует определенным образом видоизменить пространство повседневного взаимодействия участников общественного объединения. Если занятия проходят в одной большой комнате, то в ней следует выделить одно или несколько мест, где человек смог бы уединиться. Для более эффективного обучения навыкам саморегуляции, способности противостоять эмоциональным и психофизиологическим перегрузкам полезно выделить отдельное помещение с целью проведения в нем занятий по аутогенной тренировке, медитации и т.п.
Участники общественного объединения и его руководитель должны понимать и то, что далеко не всякая деятельность может способствовать развитию личности. В работе общественного объединения необходим контроль за формированием, реализацией и удовлетворением разнообразных потребностей тех личностей, которые принимают участие в социально организуемой коллективной деятельности. Всякое развитие должно иметь свою основу. Основой развития личности, на наш взгляд, выступает процесс удовлетворения разнообразных потребностей личности. Удовлетворение или неудовлетворение какой-либо из потребностей так или иначе обязательно скажется на результатах процесса социализации в рамках общественного объединения. Как нам кажется, молодежное или детское общественное объединение призвано перевести процесс спонтанного удовлетворения потребностей и формирования мотивов деятельности в акт осоз-
263
нанного принятия решения на основе сопоставления всех «за» и «против», и, как следствие, трансформировать развитие личности в рамках общественного объединения в саморазвитие личности.
Изначально побудительным мотивом организации молодежного или детского общественного объединения становится осознанное стремление к изменениям в своей жизни. Группа молодых людей начинает понимать, что по отдельности они уже не могут эффективно решать свои личные проблемы. Основным движущим механизмом такого стремления выступают потребности. Говоря точнее, эти молодые люди поднялись до уровня, на котором для развития их личности потребовалось удовлетворение комплекса социогенных потребностей. Однако чаще всего юноша или девушка вступают в уже существующее общественное объединение. Приходя в него, они находятся на различных ступенях развития потребностной сферы. Если это самые простые - биогенные - потребности, то они, скорее всего, будут стремиться к получению безопасности, эмоциональному контакту, двигательной активности или же к пониманию своего места в окружающем их мире. Удовлетворение биогенных потребностей является необходимым условием для начала развития следующих за ними психофизиологических потребностей. По мере удовлетворения большей части психофизиологических потребностей возникают социогенные потребности личности, а затем и духовные. Такой переход может происходить только путем постепенного и последовательного закрепления и удовлетворения потребностей личности на каждом этапе ее развития. Свободное «перескакивание» через некоторые этапы становления личности часто заканчивается соскальзыванием на низшие ступени пирамиды потребностей.
Для составления планов своей работы, написания программ социальный педагог или руководитель общественного объединения должен использовать таблицу классификации потребностей Это позволит прийти к постепенному возвышению потребностной сферы личности в рамках деятельности молодежного или детского общественного объединения. Результатом развития личности станет соотнесение тех качественных изменений, которые происходили в личности под воздействием социализирую-
264
щего влияния работы общественного объединения с общегрупповыми запросами коллектива. Высшей же ступенью развития пирамиды потребностей считается осознанная потребность в творчестве.
Создание и эффективное функционирование любого общественного объединения требуют от его руководителей определения целей и задач, ради которых будет осуществляться вся дальнейшая деятельность. Необходимо четко представлять, кто будет принимать участие в работе общественного объединения, каким будет социальный статус его членов. Помимо этого, надо определить все возможные препятствия на пути к достижению цели, имеющиеся ресурсы, а также разбить весь процесс деятельности на этапы. Независимо от того, на какой стадии становления находится организация, при разработке плана работы полезно образно представлять себе весь процесс деятельности и конечный результат труда.
В процессе создания общественного объединения его организаторам важно иметь представление об организационно-правовых формах, в которых может осуществлять свою деятельность нарождающееся формирование. В законе «Об общественных объединениях» перечисляются следующие организационно-правовые формы общественных объединений:
общественная организация;
общественное движение;
общественный фонд;
общественное учреждение;
орган общественной самодеятельности. Применительно к деятельности в рамках культурно-
досуговой сферы наиболее подходящими и жизнеспособными формами организации общественного объединения можно назвать общественную организацию и орган общественной самодеятельности. В ст.8 закона «Об общественных объединениях» говорится: «Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан».
265
Ст. 12 этого же закона говорит о том, что «Органом общественной самодеятельности является имеющее членства общественное объединение, цель которого не совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания».
Юридическая регистрация общественного объединения поможет в привлечении средств для реализации программ от государственных структур (Комитетов по делам молодежи, Департаментов образования и культуры), негосударственных благотворительных фондов. Как уже говорилось выше, для определения целей и задач общественного объединения необходимо обозначить основные проблемы, над решением которых будет работать организация. Тем самым, инициативная группа по созданию общественного объединения определяет основной круг актуальных потребностей участников. Решить эту проблему можно несколькими способами. Первым можно назвать письменный ответ на вопросы: Чего ты хочешь получить от общественного объединения? Чего ты хочешь сам в данный момент? Что ты можешь дать общественному объединению? Еще одним вариантом получения объективной информации о потребностной сфере членов общественного объединения может стать анализ их личных высказываний. В этом случае требуется обобщить большой эмпирический материал, касающийся тех или иных мнений, суждений, имеющих отношение к работе общественного объединения. Третьим вариантом может стать тестирование, то есть использование широко распространенных формализованных методик изучения личности (Люшер, Айзенк, MMPI и т.д.).
Нельзя забывать о том, что любая организация живет, взаимодействуя с окружающей ее социально-культурной средой, и поэтому представляет собой открытую систему. Вследствие этого необходимо определить факторы, оказывающие влияние на деятельность организации. Их можно разделить на внешние и внутренние. К внутренним факторам, действующим в молодежной или детской общественной организации, можно отнести со-
266
циально-психологическую атмосферу коллектива, уровень развития навыков социально-культурного взаимодействия участников общественного объединения, половозрастные, социально-экономические и иные составляющие социально-культурного портрета членов общественного объединения, роль руководителя общественного объединения, программно-методические особенности деятельности организации и реализация в их рамках принципа возвышения потребностей. Внешние факторы социально-культурной среды - особенности взаимодействия с властными структурами (администрациями различных уровней на местах, представителями учреждений культуры, образования, воспитания), совместное с Комитетами по делам молодежи определение приоритетов детской и молодежной политики, потенциальные члены организации (студенты, школьники, рабочая и сельская молодежь), другие молодежные организации, законодательная база деятельности общественных объединений.
После определения внутренних и внешних факторов, оказывающих воздействие на деятельность организации, необходимо выделить приоритеты в работе общественного объединения. Это позволит более эффективно использовать в управлении организацией материальные и духовные ресурсы. Важно помнить, что выживает та организация, которая сможет адекватным образом реагировать на внутренние и внешние изменения окружающей среды, поэтому следует разбить обе группы факторов (внешние и внутренние) на те, которые способствуют выполнению основных целей и задач в общественном объединении, и те. которые им препятствуют. Все вышеперечисленные моменты необходимо учитывать при составлении программ общественного объединения.
Особо следует отметить факторы внутренней и внешней субкультуры, способные оказать существенное влияние на процессы эффективной работы организации. В научной литературе считается признанным фактом интегративная функция культуры. Под этим подразумевается ее способность объединять, направлять, а иногда и координировать процессы совместной деятельности, создавать некое ментальное поле, заставлять действовать множество людей как единый организм. Члены общественного объединения приходят в него, будучи уже подвергнуты определенному
267
воздействию, подчас нескольких культур. Помимо той культуры, которая пропагандируется сейчас в рамках официальной культурной политики государства, существует еще, по крайней мере, несколько особых культурных направлений (субкультур). Среди них можно назвать традиционную городскую культуру, народную или сельскую культуру, молодежную субкультуру. Каждое из этих направлений в различной степени оказывает воздействие на подрастающее поколение. Однако в первую очередь, это, конечно, относится к разнообразным направлениям молодежной субкультуры. Приходя в организацию и принося с собой те или иные культурные представления, молодые люди создают в рамках деятельности общественного объединения новые, иногда принципиально отличные от уже существующих культурные стереотипы поведения. Возникает, так называемая, корпоративная культура, появляются новые традиции, обряды и ритуалы. Принципиально важное значение имеет тот факт, принимаются или не принимаются в рамках новой культурной среды основные цели и задачи организации, как определяется ее основная миссия, какие основополагающие ценности принимаются большей частью членов организации. Для этого также необходимо периодически проводить определенные исследования социально-культурной среды внутри организации. По результатам этих исследований все организационные ценности должны быть распределены по степени важности и определены приоритеты. Как показывает опыт, главные организационные ценности должны быть обязательно продекларированы в уставе организации. Подчас, именно на их основе принимаются важнейшие решения в кризисные моменты деятельности объединения. В некоторых организациях введена традиция создания собственной истории организации, в которой фиксируются важнейшие мероприятия, их участники и результаты. Выше уже упоминались специфические обряды, ритуалы и традиции различных организаций. Особо интересными могут быть обряд вступления в организацию, традиция совместно отмечать знаменательные даты в жизни организации, ритуал вступления в должность нового руководителя организации, а также его выборы.
В рамках реализации корпоративной организационной культуры интересно проследить ее знаковые элементы. К ним относят-
268
ся знаки отличия, элементы одежды, лозунги, плакаты, печатная продукция организации и т.д. Человеческая психология тесно связана со знаково-символическими представлениями и поэтому важно привязывать какой-либо символ к определенной качественной составляющей жизни организации (руки, соединенные в рукопожатии - дружба и коллективизм, весы Фемиды и символическое изображение щита - защита прав и свобод личности).
- 1.1. Основные задачи и направления социально-культурной деятельности
- 1.2. Сущность социально-культурных технологий
- Контрольные вопросы
- Список рекомендуемой литературы
- 1.4. Средства, формы и методы
- Контрольные вопросы
- Список рекомендуемой литературы
- 2.5. Современные информационно-просветительные технологии
- Контрольные вопросы
- Список рекомендуемой литературы
- Глава III
- 3.1. Самодеятельное творчество как часть народной художественной культуры
- Контрольные вопросы
- Список рекомендуемой литературы
- 3.3. Категория творчества в контексте теории деятельности
- 79 .,..
- 3.4. Творчество и мастерство как факторы формирования личности
- Список рекомендованной литературы
- Список рекомендованной литературы
- 3.7. Виды клубов по интересам и любительских объединений
- Контрольные вопросы
- Список рекомендуемой литературы
- 3.8. Киноклуб как форма социально-культурной деятельности и разновидность любительского объединения
- Контрольные вопросы
- Список рекомендуемой литературы
- Глава IV
- 4.1. Понятие игры и игровой деятельности
- 4.2. Классификация игр
- Список рекомендованной литературы
- Глава V
- 5.1. Сущность и особенности межличностного общения в сфере свободного времени
- 5.2. Стили и виды педагогического общения
- Список рекомендуемой литературы
- 5.4. Основные единицы коммуникативного общения
- 5.5. Техника коммуникативного общения
- 5.6. Технологические приемы организации
- Социально-культурной сферы
- Вопросы для самоконтроля
- 6.1. Влияние современной социокультурной ситуации на развитие личности подростка
- Список рекомендуемой литературы
- Список рекомендованной литературы
- Список литературы
- Глава VII ц технология молодежного досуга
- 7.1. Молодежная культура как феномен сферы свободного времени
- Вопросы и задания
- 7.3. Молодежная субкультура
- Список рекомендуемой литературы
- 7.4. Неформальные объединения молодежи в социальной жизни общества
- Список рекомендуемой литер атуры
- 7.5. Ориентиры молодежной культуры досуга в XXI веке
- 7.6. Методика и организация воспитательной работы детских и молодежных общественных объединений
- Вопросы и задания
- Глава VIII
- 8.1. Основные подходы к организации досуга пожилых людей
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- 8.2. Технологии досуговой деятельности старших возрастных групп населения в России
- Вопросы для самопроверки
- 8.3. Особенности организации досуговой деятельности лиц среднего и пожилого возраста в европейских странах
- Вопросы для самопроверки:
- Литература
- Глава IX
- 9.2. Функции семьи и их реализация в сфере досуга
- 9.3. Современные подходы к организации семейного досуга
- Список рекомендованной литературы
- 9.4. Роль современной социокультурной ситуации в организации досуга семьи
- 9.5. Технология культурно-досуговой деятельности с семьей
- Вопросы для самопроверки
- 10.2. Принципы и методы социальной работы
- Вопросы для самопроверки
- Список рекомендуемой литературы
- Вопросы для самоконтроля
- Список рекомендуемой литературы
- 10.4. Характеристика источников социальной незащищенности и практика их нейтрализации
- Вопросы для самопроверки
- 10.5. Технологии социальной помощи престарелым и инвалидам
- Список рекомендуемой литературы
- 10.7. Технология профилактики девиантного поведения
- Вопросы для самоконтроля
- 10.8. Социальное прогнозирование и методика его внедрения
- 10.9. Основные модели технологии социальной поддержки за рубежом
- Список рекомендуемой литературы
- 10.10. Основные положения нормативно-правовых документов по проблемам
- Вопросы для самопроверки
- 11.2. Классификация подходов и школ менеджмента
- Контрольные вопросы и задания
- Список рекомендованной литературы
- 11.4. Функции менеджмента
- 11.5. Коммуникации в управлении
- 11.6. Сущность и особенности управленческих решений
- Контрольные вопросы
- Список рекомендуемой литературы
- 11.8. Психологические аспекты менеджмента
- 11.9. Имидж менеджера
- Контрольные вопросы и задания
- Список рекомендуемой литературы
- Список рекомендуемой литературы
- 12.2. Технологии в сфере актерского мастерства
- 12.3. Современные режиссерские технологии
- 12.4. Особенности применения театральных технологий в социально-культурной сфере
- Глава XIII
- 13.1. Этнокультурное образование: сущность, функции, понятия и социальный аспект
- 13.2. Научные подходы к разработке и использованию этнокультурных технологий в учебном процессе
- 13.3. Освоение этнокультурных технологий на музыкальных отделениях многоуровневой системы образования
- 13.4. Технологические приемы организации практики
- Список рекомендуемой литературы
- Глава I. Сущность и специфика современных социально-культурных технологий
- Глава II. Технологии информационно-познавательной и просветительной деятельности в сфере культуры
- Глава III. Технология самодеятельного творчества и любительских объединений
- Глава IV. Технология рекреационно-оздоровительной
- Глава XI. Технология менеджемента
- Глава XII. Современные театральные технологии
- Глава XIII. Современные этнокультурные технологии