logo
Uchebnik_Sovremennye_tekhnologii_v_SKD

6.1. Влияние современной социокультурной ситуации на развитие личности подростка

В истории развития человечества до недавнего времени сме­на оборудования, материальных и духовных ценностей происхо­дила гораздо медленнее, чем смена поколений людей. Ребенка воспитывали и обучали в соответствии с требованиями сущест­вующей общественной среды и политической установки. Пере­дача опыта в процессе воспитания от более старших к младшим, творение их «по своему образу и подобию» было естественным и целесообразным, поскольку социальный строй, в котором пред­стояло жить ребенку, с небольшими изменениями напоминал ту социальную среду, в которой жили его родители.

Современная ситуация свидетельствует о быстрой смене ус­ловий труда, общественных взглядов и убеждений. Пересматри­ваются многие личностные качества, приоритетные ценности. Поэтому и воспитательную работу должны оценивать ни столько по тому, как полно воспитателям удалось передать молодым свои знания и убеждения, сколько по тому, сумели ли они подго­товить их самостоятельно действовать и принимать решения.

Чтобы жить и успешно трудиться в чрезвычайно мобильном и динамичном обществе ближайшего будущего, индивид должен об­ладать двумя противоположно направленными рядами качеств. С одной стороны, нужно быть личностью, иметь устойчивое мировоз­зрение, социальные и нравственные убеждения, иначе на каждом крутом вираже истории, в сложной жизненной ситуации человек будет, образно говоря, распадаться на составные части или реаги­ровать неврозами. С другой стороны, необходима высокая психоло­гическая лабильность, гибкость, способность усваивать и перераба­тывать новую информацию и создавать нечто новое не только в юности, но и в возрасте, когда мы привыкли обходиться старым багажом. Без этого индивид отстанет от хода истории [3].

198

Формирование тех или иных качеств личности, установок, взглядов и убеждений особенно важно в подростковый период. В этом возрасте происходит социализация человека, осознание се­бя членом определенной культуры, политического строя. Поиск жизненных ценностей и ориентация на них в своих поступках, выработка в соответствии с ними личностных качеств определя­ет позицию ребенка в этом обществе.

Рассмотрим факторы, влияющие на формирование совре­менного подростка. И.С. Кон выделяет несколько важнейших институтов социализации ранней юности: родительская семья, школа, общество сверстников и средства массовой коммуника­ции [2]. Мы считаем целесообразным добавить влияние внешко­льных учреждений досуговой деятельности.

И.С. Кон замечает, что нет практически ни одного социального или психологического аспекта поведения подростков, который не зависел бы от их семейных условий в настоящем или прошлом [2].

К сожалению, в нашей стране отношение родителей к ребенку определяется в зависимости от того, в какой мере ребенок выпол­няет требования родителей. Если подросток плохо учится в школе, то, как правило, и в семье к нему относятся как к неудачнику, ред­ко хвалят, нанося тем самым тяжелые психологические травмы.

Кроме того, психологически опасным представляется отчу­ждение детства от мира взрослых вообще. Ребенок стал как бы чужим, ненужным. У нас наблюдается серьезный дефицит вни­мания, уважения к ребенку, в том числе и со стороны близких людей. Сегодня дети находятся рядом, но не внутри семьи. Ро­дители озабочены тем, как накормить и одеть ребенка, а его про­блемы, переживания, внутренний мир остаются недоступными им.

У взрослых нет времени и желания разбираться, чем и как живет их ребенок. А ведь подростковый возраст, как никакой другой, требует особого отношения, понимания. При нереализо­ванном общении у многих ребят возникает чувство одиночества, доходящее до отчаяния, растет цинизм, теряется уважение к важнейшим человеческим ценностям.

Вторым важнейшим фактором, влияющим на развитие со­временных подростков, является школа. Под словом «школа» понимается не только целенаправленный учебно-воспитатель-

199

ный процесс, но и вся совокупность отношений между учителя­ми и учащимися и отношения учащихся друг с другом.

Как справедливо замечает Д.И. Фельдштейн, «Исторически сложилось так, что основной акцент деятельности нашей школы сделан на обучении, приобретении знаний, а воспитание до сих пор выступает, по сути, побочным продуктом обучения. Такое положение дел обусловлено многими причинами. Во-первых, общей ситуацией, сложившейся в обществе, когда социальная индифферентность, отчужденность от общественных ценностей, некритическое отношение к действительности стали нормой. Во-вторых, установками в области воспитания, когда формирование у учащихся чувства собственного достоинства, ощущение собст­венной значимости, по сути, подменялось воспитанием послу­шания. В-третьих, принципами и методами самого воспитатель­ного процесса, где имеется отработанная система поощрений и наказаний, которая формирует не принципиальность, самостоя­тельность и ответственность, а приспособленчество» [3].

Более того, в школе сами учащиеся ничего не решают. В учебных заведениях создаются такие условия, при которых от ребят требуется не проявление ответственности, а вырабатыва­ются такие качества, как иждивенчество, пассивность, ребенок встает в позицию потребителя.

К сожалению, наша школа совершенно не готовит детей для реальной жизни. Они не включены в различные сферы деятель­ности общества, не вовлечены в обсуждение тех проблем, кото­рыми живут взрослые: экологических, экономических, социально-политических.

Ни родители, ни школа не удовлетворяют в полной мере по­требности ребенка в личном общении, которое необходимо в сложном мире взаимоотношений между людьми. Ребят, особен­но в переходном возрасте, часто волнуют вопросы личной зна­чимости, взаимоотношений между полами, проблемы нравст­венного и этического характера. В этот момент важно наличие старшего товарища, который смог бы помочь подростку в выбо­ре жизненных позиций, его самоопределении.

В подростковом возрасте общество сверстников является ед­ва ли не самым существенным фактором, влияющим на разви-

200

тие, порой превышающим влияние учителей и родителей. По­требность общения со сверстниками возникает очень рано и к подростковому возрасту усиливается. Отсутствие общения с ро­весниками негативно сказывается на развитии коммуникативных способностей детей. И.С. Кон выделяет несколько причин ог­ромного влияния этого фактора [2].

В настоящее время общение подростков принимает зачастую З'родливые формы. Отсутствие элементарной культуры общения, всевозможные комплексы и неумение справиться с ними, желание самоутвердиться, получить признание любыми известными спо­собами толкает зачастую подростков на путь нездорового образа жизни, криминального поведения, путь конфликтов и стрессов.

Отчасти в этом вина состояния современного общества. За несколько лет «шараханий» из одной крайности в другую старые идеалы и принципы были искажены или попросту забыты, а но­вые еще не установились. Многие нравственные качества, такие, как честность, порядочность, в современном обществе как бы нивелировались. Сама новая социальная политика не определи­лась в своих идеалах.

Психологи отмечают, что современные подростки более жестоки и циничны. Нашим подросткам очень не хватает гуман­ности и человечности в отношениях друг к другу. Средства мас­совой информации заставляют смотреть их на жизнь с эгоисти­ческой точки зрения, с позиции «иметь», а не «быть». Качество жизни измеряется ими количеством приобретенных вещей, а не духовных ценностей. Современные подростки очень рано по­знают правила межполовых отношений, но лишь в примитивном их варианте. Плоды этих отношений затем пополняют дома ре­бенка и интернаты.

Средства массовой информации, призванные обогащать ду­ховный мир человека, в нашей стране как будто забыли о своем главном назначении. Из трех основных функций: культурно-про­светительской, информационной и развлекательной, возложен­ной на него, - культурно-просветительной уделяется самое ма­ленькое значение.

ДН. Кондратьев, проанализировав передачи, транслируемые современным телевидением по основным каналам, пришел к вы-

20]

воду, что нашим подросткам практически нечего посмотреть [ 1 ]. Это либо развлекательные передачи, не несущие практически никакого воспитательного значения, либо старые фильмы, во многом потерявшие свою актуальность и в силу этого не способ­ные служить ориентиром в современной жизни. Либо это пере­дачи, ориентированные на взрослых, имеющие слабую эмоцио­нальную окраску. Из этого следует вывод, уже сделанный ранее, -современные подростки оторваны от общества.

Воспитание в эпоху научно-технической революции должно быть прежде всего воспитанием самостоятельности, творческой инициативы и социальной ответственности, которые неотделимы друг от друга. Самостоятельную, творческую личность форми­рует только самостоятельная творческая деятельность. Возмож­ность для такой деятельности могут предоставить воспитатель­ные учреждения досуговой сферы.