Список рекомендуемой литературы
Воронин В. Тренинг делового общения (методические рекомендации). М., 1994.
Имидж лидера. Психологическое пособие доя политиков. М, 1994.
Менеджмент. Учеб. пособие / Под ред. Ж.В. Прокофьевой. М., 2000.
ПарыгинКД. Социально-психологический климат коллектива. Л., 1981.
Психология управления. Курс лекций. М, 1997.
Панфилова АЛ. Деловые беседы. Л., 1989.
Практическая психология для менеджеров. М., 1996.
Сухарева В.А. Этика и психология делового человека. М., 1997.
Стрельцов ЮЛ. Человек в мире общения. М.; МГУК, 2000.
Старобинский Э.Е. Основы менеджмента на коммерческой основе. М., 1994.
ШепельВМ. Имиджелогия: секреты личного обаяния. М, 1994.
428
г YH I СОВРЕМЕННЫЕ
лава All | ТЕАТРАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
12.1. Введение в технологические процессы театрального творчества
Истоки «механического» подхода к разъяснению феномена сценического действа.
В отечественной театральной литературе понятие «технология» появилось в 90-е годы нашего столетия. Однако, несмотря на столь малый срок существования, данный термин объединил множество теоретических подходов к творчеству в сфере театрального искусства, непосредственно связанных с практикой сценических постановок. С момента возникновения театра и по настоящее время эти подходы ставят перед собой задачу сущностного определения сценического представления как такового, законов его формирования и существования.
Еще Аристотель (383-321 до Р.Х.) в «Поэтике» указывал на ведущий, по его мнению, источник, питающий творческого актера - «мимесис» (подражание), а в области театрального действия выделял шесть составляющих: «сказание», «характеры», «речь», «мысль», «зрелище», «музыкальную часть» [1, с. 647, 652]. Все эти элементы, по Аристотелю, должны иметь собственный механизм и набор средств для успешного воздействия на зрителя. Античный мыслитель настаивал на постоянном развитии упомянутых направлений и подчеркивал необходимость их органического сосуществования в границах представления.
Кроме попытки глубокого проникновения в законы творчества, отметим у Аристотеля важную особенность - стремление к наукообразному анализу театрального искусства. Эта особенность послужила основанием формирования «механистического» подхода к определению процесса сценического действия. В современном искусствознании данный подход получил значительное развитие, поскольку присутствует в подавляющем большинстве театроведческих изысканий.
429
Подобную тенденцию констатируем и в сущности театральной практики и педагогики, где наибольший упор делался и делается на усвоение актером (режиссером и т.д.) приемов ремесла, выработанных поколениями мастеров. Все это помогает молодому специалисту овладеть определенным количеством открытых до него приемов и обогатить данную совокупность собственными находками. История театрального искусства отмечает эффект применения актерами и режиссерами наиболее удачных приемов в нескольких спектаклях одного жанра. Актер, в совершенстве овладевший техникой использования тех или иных приемов, получает определенное амплуа (например: трагик, комик, герой, резонер, инженю и т.д.). Подобная дифференциация касается и общих законов существования спектакля. Жанру комедии, например, присущи эффектные трюки, яркие костюмы, динамичные мизан-сценические ходы, а трагедии - монументальность сценических форм (пластика, речь, костюм, сценография) и максимальная унификация персонажей по принципу «отрицательный - положительный». Столетиями формирующиеся в театре подходы к механизму создания спектакля диктуют определенные закономерности сценического воплощения персонажей различного типа (соответствующих амплуа актеров). Черты характера персонажа, согласно традиции, положенной еще античным театром, должны непременно отражаться во внешних формах характерности. Так, например, положительный герой должен быть статен, красив (симметричен), а отрицательный - хром, горбат, кос (асимметричен).
Наиболее четко механический подход к объяснению законов театрального ремесла проявляется у французского просветителя и энциклопедиста Д. Дидро (1713-1784 гг.), который в знаменитом «Парадоксе об актере» пишет: «...Общий неопределенный технический (выделения авт.) язык театра позволяет людям диаметрально противоположных убеждений признавать тут (т.е. в спектакле) свет очевидности» [2, с. 42]. Техницизм здесь представляется условием многогранности восприятия спектакля. Французский мыслитель предлагает введение условной знаковой основы сценического действия, которая в эпоху Станиславского будет стремиться от условности к натурально-символической природе.
430
Театральное искусство XX века ищет новые подходы, приемы, способные разнообразить и развить сценический акт. Так, например, театральная семиология как наука о различении и соединении между собой различных знаков и знаковых систем зародилась во Франции для решения сложной проблемы применения неоднородных знаков в условиях сцены. Она ведет исследование преимущественно в пяти направлениях: а) поиск минимального знака и универсальной семиологической модели; б) определение свойств «автоматизма» и анализ коммуникативной семиологии; в) создание типологии знаковых моделей языка театра; г) разработка проблемы фетишизации кода; д) структурирование знаковых систем [3, с. 301-307]. Поскольку знак видится упрощенным значением фрагмента действительности (явления, предмета, процесса), то весь спектакль может быть представлен как динамичная модель взаимодействия знаков определенного рода. Подобная модель, по сути, есть проявление одной из форм технологического подхода к процессу и результату художественного творчества.
Неоценимый вклад в развитие изучения феномена театра внесла система К.С. Станиславского. Проповедуемая Станиславским эстетика реализма не отвергла механического подхода к театральному искусству, а наиболее последовательно его придерживалась. Константин Сергеевич прямо говорил: о «внутренней» и «внешней» технике актера; о развитии существующего у актера психофизического аппарата путем систематического выполнения тренинга, понимаемого как совокупность различных упражнений и этюдов; о постижении законов сценического существования спектакля и т.д. [4]. В.Э. Мейерхольд продолжил в этом отношении исследование учителя и назвал науку о движении актера на сцене «биомеханикой».
Теоретики и практики театрального искусства часто рассматривают спектакль как механическую модель, способную к художественному отражению действительности. Так, например, М.А. Чехов особо выделяет в структуре осуществления спектакля один из его компонентов - атмосферу. Основным принципом эпического театра Б. Брехта представляется техника дистанцирования актера и образа.
431
Современные отечественные исследователи предлагают собственные модели создания и существования спектакля как результата деятельности единого театрального коллектива. К ним возможно отнести А. Сигалову, А. Васильева, Р. Виктюка, М. Захарова. Они первыми в восьмидесятые годы прошлого века, описывая театральный феномен, ввели новые элементы, его составляющие, объяснить природу которых возможно только паранауч-ным термином «энергетизм». Как и М.А. Чехов, эти режиссеры-практики предлагают оперировать маю изученным, но заявляющим право к существованию явлением, способным расширить поле сценических коммуникаций во время спектакля. Однако все перечисленные выше авторы, употребляя понятие «техника», остерегались пользоваться термином «технология».
В последние десятилетия XX века свойственный нашей технократической эпохе стиль мышления стал более присущ исследователям театрального дела. Это обстоятельство позволило отечественному теоретику П.М. Ершову озаглавить свое сочинение «Технология актерского мастерства» [5]. Одной из особенностей данной научной работы видится стремление автора к раскрытию механизма актерского ремесла путем изображения информационного «поля» спектакля в виде динамичной картины взаимодействия потребностей, а также усилий образов к их удовлетворению. Данный, по сути, академический подход дает актеру и режиссеру возможность более точного понимания сверхзадачи образа и помогает сделать правильный отбор средств и методов в процессе сценического прочтения пьесы.
Позитивный эффект технологического подхода к творчеству в сфере театрального искусства очевиден. Он требует объективного изучения, которое, возможно, будет предпринято в XXI веке.
Изложенные выше наиболее значимые фрагменты теоретических изысканий в области театра убеждают в достаточной правомерности появления в современном театроведении понятий «техника» и «технология». Однако вопрос применения технологического подхода ко всем без исключения театральным практикам, полагаем, в определенной мере, дискуссионным. Это имеет объяснение при рассмотрении процесса творчества как совокупности
432
взаимообусловленных элементов, имеющих рациональную и иррациональную природу. Если к сфере рациональности возможно применить «технический» подход, поскольку она познаваема логически, то явления второго направления, определяемые законами образно-ассоциативного мышления, объяснить «механически» часто не представляется возможным.
К началу XXI века накопился огромный опыт, насчитывающий более чем 2,5-тысячелетнюю историю сценической практики. Однако до сих пор так и не создано наиболее приемлемого учебника по актерскому мастерству и режиссуре, способного охватить все стадии формирования спектакля. Парадоксальность ситуации заключается в том, что развитие театральных традиций (понимаемых как совокупность театральной эстетики, манеры актерской игры и режиссерских приемов) осуществляется посредством усвоения определенных приемов и методов создания спектакля. Но описание всего многообразия сценического опыта, выведение универсальных «рецептов на все случаи жизни», видится определенной проблемой, объединяющей различные причины. Выделим из них наиболее важные:
в отличие от пространственных (живописи, скульптуры и архитектуры) и временных (музыка, литература) видов искусства, имеющих конкретные формы своего проявления, театр относится к синтетическим видам, поскольку объединяет признаки всех существующих искусств;
кроме этого, современным театроведением спектакль видится не как раз и навсегда созданное произведение, а как процесс искусственного моделирования действительности. Он носит характер многоуровневого отражения бытия, что дает возможность его многовариантного развития, как в отношении формы, так и содержания;
спектакль является результатом различного рода коммуникаций. Укажем наиболее устойчивые формы полиэлементарных связей: драматург - режиссер - коллектив театра - актер -зритель. В силу того, что театральное представление понимается как совокупность взаимоопределяющих компонентов, часто носящих случайный характер, выведение единой технологиче-
433
ской системы, обеспечивающей его успешное существование, представляется мало возможным;
• любое произведение искусства, исходя из своего определения, имеет характер уникальности и единичности. Появление множественности однотипных произведений влечет за собой их обесценивание. Создание и повсеместное внедрение единой технологической системы приведет к унификации не только самой деятельности, но и ее результатов, а это недопустимо. Поэтому в настоящее время возможно говорить только о современных технологиях, но никак не о едином технологическом подходе.
История театрального искусства (во всем многообразии теоретических принципов) представляется как комплексное теоретико-практическое овладение техникой актерского мастерства и режиссуры. Современные театральные технологии широко используют достижения в области философии, психологии, социологии, логики, этики, эстетики, аксиологии, антропологии, естествознания и др. А поскольку они ставят объектом своего анализа только человека и его внутренний мир, то это дает возможность рассматривать театр как отражение совокупности антропологических изысканий. Театральные технологии в данном контексте могут быть представлены в виде особой точки зрения на феномен человеческого бытия и определенный способ отображения ее на сцене.
Основные сферы технологического процесса создания произведения театрального искусства
Введение единого технологического подхода, как следствие предполагает выпуск однотипных сценических произведений. Это противоречит основным условиям творчества в сфере искусства. Поэтому при изготовлении одного спектакля или серии различных имеет смысл говорить о едином технологическом процессе. Цель данного процесса, его структура и функциональные различия элементов работают на создание уникального продукта, единственного в своем роде спектакля. При переходе из состояния выпуска одного сценического произведения к другому театральный коллектив должен изменить многие технологические приемы и осуществлять новый спектакль новыми методами
434
и средствами. Подобная смена технологии в реальной театральной практике встречается редко, но современные исследователи подводят к мысли о необходимости ее применения [6, 7. 8].
Современное искусствознание выделяет наиболее общие сферы применения театральных технологий: актерское мастерство, режиссуру и театральную педагогику. Рассмотрим некоторые наиболее заметные технологии.
- 1.1. Основные задачи и направления социально-культурной деятельности
- 1.2. Сущность социально-культурных технологий
- Контрольные вопросы
- Список рекомендуемой литературы
- 1.4. Средства, формы и методы
- Контрольные вопросы
- Список рекомендуемой литературы
- 2.5. Современные информационно-просветительные технологии
- Контрольные вопросы
- Список рекомендуемой литературы
- Глава III
- 3.1. Самодеятельное творчество как часть народной художественной культуры
- Контрольные вопросы
- Список рекомендуемой литературы
- 3.3. Категория творчества в контексте теории деятельности
- 79 .,..
- 3.4. Творчество и мастерство как факторы формирования личности
- Список рекомендованной литературы
- Список рекомендованной литературы
- 3.7. Виды клубов по интересам и любительских объединений
- Контрольные вопросы
- Список рекомендуемой литературы
- 3.8. Киноклуб как форма социально-культурной деятельности и разновидность любительского объединения
- Контрольные вопросы
- Список рекомендуемой литературы
- Глава IV
- 4.1. Понятие игры и игровой деятельности
- 4.2. Классификация игр
- Список рекомендованной литературы
- Глава V
- 5.1. Сущность и особенности межличностного общения в сфере свободного времени
- 5.2. Стили и виды педагогического общения
- Список рекомендуемой литературы
- 5.4. Основные единицы коммуникативного общения
- 5.5. Техника коммуникативного общения
- 5.6. Технологические приемы организации
- Социально-культурной сферы
- Вопросы для самоконтроля
- 6.1. Влияние современной социокультурной ситуации на развитие личности подростка
- Список рекомендуемой литературы
- Список рекомендованной литературы
- Список литературы
- Глава VII ц технология молодежного досуга
- 7.1. Молодежная культура как феномен сферы свободного времени
- Вопросы и задания
- 7.3. Молодежная субкультура
- Список рекомендуемой литературы
- 7.4. Неформальные объединения молодежи в социальной жизни общества
- Список рекомендуемой литер атуры
- 7.5. Ориентиры молодежной культуры досуга в XXI веке
- 7.6. Методика и организация воспитательной работы детских и молодежных общественных объединений
- Вопросы и задания
- Глава VIII
- 8.1. Основные подходы к организации досуга пожилых людей
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- 8.2. Технологии досуговой деятельности старших возрастных групп населения в России
- Вопросы для самопроверки
- 8.3. Особенности организации досуговой деятельности лиц среднего и пожилого возраста в европейских странах
- Вопросы для самопроверки:
- Литература
- Глава IX
- 9.2. Функции семьи и их реализация в сфере досуга
- 9.3. Современные подходы к организации семейного досуга
- Список рекомендованной литературы
- 9.4. Роль современной социокультурной ситуации в организации досуга семьи
- 9.5. Технология культурно-досуговой деятельности с семьей
- Вопросы для самопроверки
- 10.2. Принципы и методы социальной работы
- Вопросы для самопроверки
- Список рекомендуемой литературы
- Вопросы для самоконтроля
- Список рекомендуемой литературы
- 10.4. Характеристика источников социальной незащищенности и практика их нейтрализации
- Вопросы для самопроверки
- 10.5. Технологии социальной помощи престарелым и инвалидам
- Список рекомендуемой литературы
- 10.7. Технология профилактики девиантного поведения
- Вопросы для самоконтроля
- 10.8. Социальное прогнозирование и методика его внедрения
- 10.9. Основные модели технологии социальной поддержки за рубежом
- Список рекомендуемой литературы
- 10.10. Основные положения нормативно-правовых документов по проблемам
- Вопросы для самопроверки
- 11.2. Классификация подходов и школ менеджмента
- Контрольные вопросы и задания
- Список рекомендованной литературы
- 11.4. Функции менеджмента
- 11.5. Коммуникации в управлении
- 11.6. Сущность и особенности управленческих решений
- Контрольные вопросы
- Список рекомендуемой литературы
- 11.8. Психологические аспекты менеджмента
- 11.9. Имидж менеджера
- Контрольные вопросы и задания
- Список рекомендуемой литературы
- Список рекомендуемой литературы
- 12.2. Технологии в сфере актерского мастерства
- 12.3. Современные режиссерские технологии
- 12.4. Особенности применения театральных технологий в социально-культурной сфере
- Глава XIII
- 13.1. Этнокультурное образование: сущность, функции, понятия и социальный аспект
- 13.2. Научные подходы к разработке и использованию этнокультурных технологий в учебном процессе
- 13.3. Освоение этнокультурных технологий на музыкальных отделениях многоуровневой системы образования
- 13.4. Технологические приемы организации практики
- Список рекомендуемой литературы
- Глава I. Сущность и специфика современных социально-культурных технологий
- Глава II. Технологии информационно-познавательной и просветительной деятельности в сфере культуры
- Глава III. Технология самодеятельного творчества и любительских объединений
- Глава IV. Технология рекреационно-оздоровительной
- Глава XI. Технология менеджемента
- Глава XII. Современные театральные технологии
- Глава XIII. Современные этнокультурные технологии