10.10. Основные положения нормативно-правовых документов по проблемам
слабозащищенной категории подростков и молодежи
Положение человека в обществе и государстве, обеспечение свободы человеческой личности - один из коренных вопросов общественно-социального развития. Конституция РФ как Основной Закон государства и общества закрепляет основные характеристики гражданского общества в единстве экономических, социальных и политических отношений (глава 1). Конституция выступает как своего рода «закон законов». Жизнь человека - высшая социальная ценность, которая имеет абсолютное значение. В Конституции Российской Федерации (ст. 21, 22, 23) соблюдены права, обеспечивающие защиту человеческого достоинства, неприкосновенность личности его частной и семейной жизни.
Социальные права, гарантирующие человеку достойную жизнь, защиту от негативного воздействия рынка, закреплены также в Конституции:
право на государственную защиту материнства, детства и семьи (ч. 1 ст. 38);
право на государственную поддержку отцовства, инвалидов и пожилых граждан (ч. 2 ст 7.);
право на жилье (ч. 1 ст. 40), на получение жилища малоимущим гражданам (ч. 3 ст. 40);
право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ч. 3 ст. 41).
В Гражданском кодексе Российской Федерации предусмотрено соблюдение гарантий защиты детей и юношества. Моло-летние граждане (от 6 до 14 лет) могут самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки, но ответственность за них несут родители (ст. 28). Над детьми, не достигшими 14 лет, потерявшими родителей, устанавливается опека (Семейный кодекс РФ, гл. 20 ст. 150). В настоящее время разрабатывается новый Семейный кодекс Российской Федерации, в котором планируется введение специальной главы «Права несовершеннолетних детей».
Жилищный кодекс Российской Федерации определяет категории граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий (ст. 39). Вне очереди обеспечиваются жильем дети,
370
лишившиеся родителей и живущие с опекунами или родственниками, воспитанники детских домов и интернатов. Нуждающиеся в жилье лица получают жилплощадь бесплатно в пределах установленной социальной нормы (не менее 15 кв.м. на человека).
За последние годы Министерством труда и социального развития Российской Федерации установлен ряд льгот и компенсаций по социальной защите детей. Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.97 №1565 утвержден «План действий по улучшению положения детей в РФ на 1998-2000 годы», которые являются продолжением Постановления от 23.08.93 №848 «О реализации Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей». Разработаны федеральные целевые программы «Дети-инвалиды», «Дети Чернобыля», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев», «Дети-сироты» и др.
Обращенность социальной работы к конкретной личности ставит социального работника перед проблемой поиска наиболее эффективных приемов, методов, технологий, направленных на восстановление нарушенных связей между личностью и обществом. В системе рыночных отношений главную функцию социальной защиты берет на себя государство как главный субъект социальной политики и социальной работы.
- 1.1. Основные задачи и направления социально-культурной деятельности
- 1.2. Сущность социально-культурных технологий
- Контрольные вопросы
- Список рекомендуемой литературы
- 1.4. Средства, формы и методы
- Контрольные вопросы
- Список рекомендуемой литературы
- 2.5. Современные информационно-просветительные технологии
- Контрольные вопросы
- Список рекомендуемой литературы
- Глава III
- 3.1. Самодеятельное творчество как часть народной художественной культуры
- Контрольные вопросы
- Список рекомендуемой литературы
- 3.3. Категория творчества в контексте теории деятельности
- 79 .,..
- 3.4. Творчество и мастерство как факторы формирования личности
- Список рекомендованной литературы
- Список рекомендованной литературы
- 3.7. Виды клубов по интересам и любительских объединений
- Контрольные вопросы
- Список рекомендуемой литературы
- 3.8. Киноклуб как форма социально-культурной деятельности и разновидность любительского объединения
- Контрольные вопросы
- Список рекомендуемой литературы
- Глава IV
- 4.1. Понятие игры и игровой деятельности
- 4.2. Классификация игр
- Список рекомендованной литературы
- Глава V
- 5.1. Сущность и особенности межличностного общения в сфере свободного времени
- 5.2. Стили и виды педагогического общения
- Список рекомендуемой литературы
- 5.4. Основные единицы коммуникативного общения
- 5.5. Техника коммуникативного общения
- 5.6. Технологические приемы организации
- Социально-культурной сферы
- Вопросы для самоконтроля
- 6.1. Влияние современной социокультурной ситуации на развитие личности подростка
- Список рекомендуемой литературы
- Список рекомендованной литературы
- Список литературы
- Глава VII ц технология молодежного досуга
- 7.1. Молодежная культура как феномен сферы свободного времени
- Вопросы и задания
- 7.3. Молодежная субкультура
- Список рекомендуемой литературы
- 7.4. Неформальные объединения молодежи в социальной жизни общества
- Список рекомендуемой литер атуры
- 7.5. Ориентиры молодежной культуры досуга в XXI веке
- 7.6. Методика и организация воспитательной работы детских и молодежных общественных объединений
- Вопросы и задания
- Глава VIII
- 8.1. Основные подходы к организации досуга пожилых людей
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- 8.2. Технологии досуговой деятельности старших возрастных групп населения в России
- Вопросы для самопроверки
- 8.3. Особенности организации досуговой деятельности лиц среднего и пожилого возраста в европейских странах
- Вопросы для самопроверки:
- Литература
- Глава IX
- 9.2. Функции семьи и их реализация в сфере досуга
- 9.3. Современные подходы к организации семейного досуга
- Список рекомендованной литературы
- 9.4. Роль современной социокультурной ситуации в организации досуга семьи
- 9.5. Технология культурно-досуговой деятельности с семьей
- Вопросы для самопроверки
- 10.2. Принципы и методы социальной работы
- Вопросы для самопроверки
- Список рекомендуемой литературы
- Вопросы для самоконтроля
- Список рекомендуемой литературы
- 10.4. Характеристика источников социальной незащищенности и практика их нейтрализации
- Вопросы для самопроверки
- 10.5. Технологии социальной помощи престарелым и инвалидам
- Список рекомендуемой литературы
- 10.7. Технология профилактики девиантного поведения
- Вопросы для самоконтроля
- 10.8. Социальное прогнозирование и методика его внедрения
- 10.9. Основные модели технологии социальной поддержки за рубежом
- Список рекомендуемой литературы
- 10.10. Основные положения нормативно-правовых документов по проблемам
- Вопросы для самопроверки
- 11.2. Классификация подходов и школ менеджмента
- Контрольные вопросы и задания
- Список рекомендованной литературы
- 11.4. Функции менеджмента
- 11.5. Коммуникации в управлении
- 11.6. Сущность и особенности управленческих решений
- Контрольные вопросы
- Список рекомендуемой литературы
- 11.8. Психологические аспекты менеджмента
- 11.9. Имидж менеджера
- Контрольные вопросы и задания
- Список рекомендуемой литературы
- Список рекомендуемой литературы
- 12.2. Технологии в сфере актерского мастерства
- 12.3. Современные режиссерские технологии
- 12.4. Особенности применения театральных технологий в социально-культурной сфере
- Глава XIII
- 13.1. Этнокультурное образование: сущность, функции, понятия и социальный аспект
- 13.2. Научные подходы к разработке и использованию этнокультурных технологий в учебном процессе
- 13.3. Освоение этнокультурных технологий на музыкальных отделениях многоуровневой системы образования
- 13.4. Технологические приемы организации практики
- Список рекомендуемой литературы
- Глава I. Сущность и специфика современных социально-культурных технологий
- Глава II. Технологии информационно-познавательной и просветительной деятельности в сфере культуры
- Глава III. Технология самодеятельного творчества и любительских объединений
- Глава IV. Технология рекреационно-оздоровительной
- Глава XI. Технология менеджемента
- Глава XII. Современные театральные технологии
- Глава XIII. Современные этнокультурные технологии