Список рекомендуемой литературы
!. Барулин B.C. Социальная жизнь общества. Вопросы методологии. М, 1987.
Григорьев СИ. Социология и социальная работа. Барнаул, 1991.
Теория и практика социальной работы: проблемы, прогноз, технологии. М, 1992.
Яхил Н. Социология и социальная практика. М, 1984.
10.3. Социальная диагностика и ее значение в социально-культурной сфере
Социальная диагностика - это комплексный процесс научного выявления и изучения многоплановых причинно-следственных связей и взаимоотношений в обществе. Обобщенные результаты исследования социальных процессов составляют «социальный диагноз», т.е. научное заключение о состоянии «социального здоровья» или социальных болезнях рассматриваемого объекта или явления. Общая схема процесса исследования в социальной работе включает в себя следующие элементы: предварительное ознакомление с объектом, проведение общей диагностики, установление основных проблем сферы, проведение социальной (этапной) диагностики, выяснение причин возникновения проблем по сферам, выработка решений, форм и методов внедрения, конечная оценка результатов. Основной целью социальной диагностики является выявление социального содержания факторов, действующих в экономической, психологической, демографической, правовой и других сферах общественной жизни.
Основными методами социологического исследования являются опрос, интервью, анализ документов, измерение, наблюдение и эксперимент. Объектами социальной диагностики являются социальные процессы и социальные отношения, личность, социальные слои и группы, коллективы и другие общности.
Одним из основных методов социальной диагностики является всеобщий метод материалистической диалектики, сущность которого заключается в процессе выявления и осмысления фактов, событий и явлений социальной действительности. В исследовании социальных явлений широко используются аналитический и синтетический методы.
Аналитический метод предполагает такой путь исследования, в котором рассматриваемое событие или явление разлагается на простейшие элементы, составляющие его части, каждая из которых подвергается тщательному анализу. Применение данного метода по мере увеличения дробления (разложения) целого на части позволяет достигать максимально возможного изучения
332
явления (события). Противоположностью аналитического метода являегся синтетический метод познания сущности социальных явлений или происходящих событий. Сущность данного метода состоит в том, что сначала изучению подвергаются простейшие элементы исследуемых социальных объектов, а затем путем накопления необходимой информации, логических сопоставлений и обобщений делаются заключения о состоянии исследуемого явления (от частного к общему).
Сущность аналитического метода - в детальном рассмотрении простейших составляющих события или явления. Синтетический метод дает возможность изучения простейших элементов, а затем путем накопления необходимой информации и логических сопоставлений сделать заключение о состоянии исследуемого явления (процессе исследования от частного к общему).
Каждый из рассмотренных основных методов социальной диагностики и терапии реализуется в свою очередь посредством применения и использования других специальных методов и приемов научного исследования, составляющих целостную систему (методы статического, структурного, факторного, ситуационного анализа, методы моделирования (проектирования) и прогнозирования, измерений и дифференциаций). Их детальное изучение предусматривается в курсе таких учебных дисциплин, как социология, психология, социальное управление и прогнозирование и др. Наиболее частое применение в социальной диагностике нашел метод измерений и дифференциаций (метод качественных оценок), который применяется на заключительной стадии исследования с привлечением группы экспертов. Качественные и количественные оценки экспертами предлагаемых вариантов решений служат основным источником информации. Методика ее обработки и анализа разнообразна (метод парных, множественных сравнений и др.).
Метод парных сравнений состоит в том, что эксперту последовательно предъявляются пары альтернативных проектов решений. Его задача - определить наиболее предпочтительный, с его точки зрения, вариант. Суть метода множественных сравнений заключается в том, что экспертам предъявляются не пары, а три-четыре варианта альтернативных решений. Процедура
333
оценок, как и в предыдущем методе, примерно одинакова, но имеется возможность систематизировать (сгруппировать) варианты решений по их показателям.
Каждый из методов предполагает выбор инструментария социологического исследования, т.е. набор специальных средств и документов, с помощью которых осуществляется сбор и систематизация информации об изучаемом явлении, событии, объекте как на начальном, так и на заключительном этапах работы.
В современном обществе особую значимость приобретает овладение кадрами социальных работников методами и навыками научного диагностирования социальных ситуаций. При осуществлении практических действий в системе социальной защиты населения результаты социальной диагностики играют важную роль. В каждом конкретном случае требуется глубокое понимание природы, характера и сущности, выявление и распознавание наметившихся тенденций социальных процессов, что и составляет основу социальной диагностики.
- 1.1. Основные задачи и направления социально-культурной деятельности
- 1.2. Сущность социально-культурных технологий
- Контрольные вопросы
- Список рекомендуемой литературы
- 1.4. Средства, формы и методы
- Контрольные вопросы
- Список рекомендуемой литературы
- 2.5. Современные информационно-просветительные технологии
- Контрольные вопросы
- Список рекомендуемой литературы
- Глава III
- 3.1. Самодеятельное творчество как часть народной художественной культуры
- Контрольные вопросы
- Список рекомендуемой литературы
- 3.3. Категория творчества в контексте теории деятельности
- 79 .,..
- 3.4. Творчество и мастерство как факторы формирования личности
- Список рекомендованной литературы
- Список рекомендованной литературы
- 3.7. Виды клубов по интересам и любительских объединений
- Контрольные вопросы
- Список рекомендуемой литературы
- 3.8. Киноклуб как форма социально-культурной деятельности и разновидность любительского объединения
- Контрольные вопросы
- Список рекомендуемой литературы
- Глава IV
- 4.1. Понятие игры и игровой деятельности
- 4.2. Классификация игр
- Список рекомендованной литературы
- Глава V
- 5.1. Сущность и особенности межличностного общения в сфере свободного времени
- 5.2. Стили и виды педагогического общения
- Список рекомендуемой литературы
- 5.4. Основные единицы коммуникативного общения
- 5.5. Техника коммуникативного общения
- 5.6. Технологические приемы организации
- Социально-культурной сферы
- Вопросы для самоконтроля
- 6.1. Влияние современной социокультурной ситуации на развитие личности подростка
- Список рекомендуемой литературы
- Список рекомендованной литературы
- Список литературы
- Глава VII ц технология молодежного досуга
- 7.1. Молодежная культура как феномен сферы свободного времени
- Вопросы и задания
- 7.3. Молодежная субкультура
- Список рекомендуемой литературы
- 7.4. Неформальные объединения молодежи в социальной жизни общества
- Список рекомендуемой литер атуры
- 7.5. Ориентиры молодежной культуры досуга в XXI веке
- 7.6. Методика и организация воспитательной работы детских и молодежных общественных объединений
- Вопросы и задания
- Глава VIII
- 8.1. Основные подходы к организации досуга пожилых людей
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- 8.2. Технологии досуговой деятельности старших возрастных групп населения в России
- Вопросы для самопроверки
- 8.3. Особенности организации досуговой деятельности лиц среднего и пожилого возраста в европейских странах
- Вопросы для самопроверки:
- Литература
- Глава IX
- 9.2. Функции семьи и их реализация в сфере досуга
- 9.3. Современные подходы к организации семейного досуга
- Список рекомендованной литературы
- 9.4. Роль современной социокультурной ситуации в организации досуга семьи
- 9.5. Технология культурно-досуговой деятельности с семьей
- Вопросы для самопроверки
- 10.2. Принципы и методы социальной работы
- Вопросы для самопроверки
- Список рекомендуемой литературы
- Вопросы для самоконтроля
- Список рекомендуемой литературы
- 10.4. Характеристика источников социальной незащищенности и практика их нейтрализации
- Вопросы для самопроверки
- 10.5. Технологии социальной помощи престарелым и инвалидам
- Список рекомендуемой литературы
- 10.7. Технология профилактики девиантного поведения
- Вопросы для самоконтроля
- 10.8. Социальное прогнозирование и методика его внедрения
- 10.9. Основные модели технологии социальной поддержки за рубежом
- Список рекомендуемой литературы
- 10.10. Основные положения нормативно-правовых документов по проблемам
- Вопросы для самопроверки
- 11.2. Классификация подходов и школ менеджмента
- Контрольные вопросы и задания
- Список рекомендованной литературы
- 11.4. Функции менеджмента
- 11.5. Коммуникации в управлении
- 11.6. Сущность и особенности управленческих решений
- Контрольные вопросы
- Список рекомендуемой литературы
- 11.8. Психологические аспекты менеджмента
- 11.9. Имидж менеджера
- Контрольные вопросы и задания
- Список рекомендуемой литературы
- Список рекомендуемой литературы
- 12.2. Технологии в сфере актерского мастерства
- 12.3. Современные режиссерские технологии
- 12.4. Особенности применения театральных технологий в социально-культурной сфере
- Глава XIII
- 13.1. Этнокультурное образование: сущность, функции, понятия и социальный аспект
- 13.2. Научные подходы к разработке и использованию этнокультурных технологий в учебном процессе
- 13.3. Освоение этнокультурных технологий на музыкальных отделениях многоуровневой системы образования
- 13.4. Технологические приемы организации практики
- Список рекомендуемой литературы
- Глава I. Сущность и специфика современных социально-культурных технологий
- Глава II. Технологии информационно-познавательной и просветительной деятельности в сфере культуры
- Глава III. Технология самодеятельного творчества и любительских объединений
- Глава IV. Технология рекреационно-оздоровительной
- Глава XI. Технология менеджемента
- Глава XII. Современные театральные технологии
- Глава XIII. Современные этнокультурные технологии