10.5. Технологии социальной помощи престарелым и инвалидам
Изменение социального статуса человека в старости и положение инвалида в обществе, связанное с прекращением или ограничением трудовой и общественной деятельности, порождает серьезные социальные проблемы. Наиболее злободневной из них является ограничение жизнедеятельности пожилых людей и инвалидов и связанная с ней трансформация ценностных ориентиров. В решении этой проблемы первостепенное значение приобретает совершенствование системы социальной реабилитации и
345
социальной помощи престарелым и инвалидам. Понятие «социальная реабилитация» включает в себя комплекс социально-психологических, экономических, политико-правовых, медицинских, профессиональных и других мер, направленных на обеспечение необходимых условий для возвращения этих групп населения к нормальной жизнедеятельности и закрепления их социального статуса на всех уровнях государственной политики.
Социальная помощь - это обеспечение в денежной и натуральной формах, в виде льгот и услуг, предоставляемое с учетом законодательных норм и социальных гарантий, установленных государством для престарелых и инвалидов.
К традиционным формам социального обеспечения относятся денежные выплаты (пенсии, пособия и др.); натуральное обеспечение (продукты, медикаменты, одежда и др.); услуги и льготы; стационарное и нестационарные виды обслуживания. На современном этапе развития экономических отношений важным условием социальной реабилитации данной категории общества является поддержание уровня жизни за счет повышения размеров пенсий. С учетом предложений и возможностей Пенсионного фонда Российской Федерации установлен новый минимальный размер пенсии и введен механизм индексаций пенсий в зависимости от роста цен. В Московской области на базе Пенсионного Фонда России проводится эксперимент по обработке модели будущей Федеральной пенсионной службы как самостоятельной финансово-банковской системы.
В настоящее время развивается сеть негосударственных пенсионных фондов как дополнительный источник социальной защиты пожилых людей. Одной из эффективных мер социальной реабилитации престарелых и инвалидов является их трудовая занятость.
Установлены льготы для предприятий, использующих труд инвалидов. Учреждения и организации, в которых занято 30% инвалидов от общей численности работающих, пользуются правом на льготное налогообложение, свыше 50% - полностью освобождаются от уплаты налогов и платежей. В связи со структурной перестройкой экономики отдается предпочтение созданию новых отраслей, экологически чистых производств (фермерские хозяйства, сферы малого и среднего бизнеса и др.).
ЧДй
Особая роль в системе реабилитации пожилых людей и инвалидов принадлежит медико-социальной реабилитации. Создается сеть федеральных и региональных центров восстановительного лечения, многопрофильной медицинской реабилитации, специализированных санаторно-курортных учреждений и т.д. Новые задачи поставлены и перед Главным управлением медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов (МСЭ, бывшая ВТЭК). В их функции входит разработка индивидуальных программ реабилитации с определением конкретного объема, видов и сроков их осуществления. Механизм социальной зашиты пожилых людей и инвалидов реализуется на государственном (федеральном) и региональном (местном) уровнях. На государственном уровне обеспечивается гарантированное предоставление установленных размеров пенсий, пособий и других видов натурального обеспечения, услуг и льгот. На региональном уровне решаются вопросы дополнительного повышения норм государственного обеспечения нуждающихся нетрудоспособных граждан.
В современных условиях происходит перенос центра тяжести социальной защиты пожилых людей и инвалидов непосредственно на местные органы власти. Во многих регионах установлены льготы по оплате проезда на транспорте пожилых людей и инвалидов. Развивается сеть специальных жилых домов-интернатов для одиноких престарелых и супружеских пар с комплексом служб социально-бытового назначения. Проживание и все виды социальной помощи в домах-интернатах осуществляются бесплатно. Почти в каждом таком учреждении созданы лечебно-трудовые мастерские с различными видами занятости: швейные, галантерейные, сапожные, столярные и др. В сельских домах-интернатах имеются подсобные хозяйства с развитыми формами огородничества, садоводства, пчеловодства и т.д. Развивается система культурно-массовых мероприятий (концерты, экскурсии, спортивно-оздоровительные шоу, тематические вечера, клубы по интересам и т.п.), внедряются бригадные формы организации труда, коллективный и арендный подряд. Важное значение в настоящее время приобретает организация бесплатного питания за счет средств местных бюджетов, территориальных фондов социальной поддержки населения (Иркутская, Магадан-
347
екая, Орловская, Пензенская, Ростовская, Тамбовская и другие области).
Министерством социальной защиты населения Российской Федерации разработаны и внедряются федеральные целевые программы («Социальная защита инвалидов», «Социальная защита пожилых людей» и др.), рассчитанные на развитие маломобильных групп населения. На базе территориальных центров создаются службы срочной социальной помощи для оказания безотлагательных мер, направленных на временное поддержание жизнедеятельности престарелых и инвалидов. Приобретает систематический характер такая форма социального обслуживания, как помощь на дому (с 1987 года).
В России началась реформа всей системы социального страхования, появляются частные пенсионные и страховые фонды, совершенствуется медицинское страхование с установлением дополнительных гарантий для пожилых людей и инвалидов. Необходимо совершенствование правовой основы системы социальной защиты данной категории населения.
Одной из актуальных является проблема подготовки социальных работников с высшим специальным образованием для работы в домах-интернатах и реабилитационных центрах социально-бытовой и социально-психологической адаптации инвалидов и пожилых людей. В 1991 году в ряде вузов страны были открыты факультеты и курсы подготовки специалистов по социальной работе, создан Российский государственный социальный институт, но потребность в квалифицированных социальных работниках еще достаточно велика. Особый спрос на специалистов высокого класса наблюдается в сфере организации социально-культурной деятельности при решении жизненных проблем пожилых людей и инвалидов. Социальный работник в своей профессиональной деятельности может выполнять разные социальные роли: защитника интересов слабозащищенной категории людей, педагога-социолога, эксперта по вопросам социальной и правовой политики, консультанта-психолога и др. Совершенствование системы социальной защиты и социальной поддержки престарелых и инвалидов в современных условиях - необходимая гарантия их социальной реабилитации и обеспечения нор-
348
мальной жизнедеятельности в кризисный переходный период экономических отношений.
Социальная помощь пожилым людям и инвалидам осуществляется в соответствии с действующими в стране законами о пенсионном обеспечении. Постановлением Правительства РФ от 20 мая 1998 года № 463 утверждена «Программа пенсионной реформы в Российской Федерации», в которой дается оценка современного состояния пенсионного обеспечения, намечены основные направления развития концепции реформы, определены источники формирования финансовых ресурсов пенсионной системы, роль персонифицированного учета, даны необходимые рекомендации и разъяснения (см. Бюллетень Минтруда и социального развития РФ, 1998, №6).
Система пенсионного обеспечения представляет собой сложную технологическую цепь, состоящую из целого ряда звеньев - от назначения до выплаты пенсий. Действующим законодательством установлены два вида пенсий: трудовые и социальные. Порядок их исчисления, выплаты, перерасчета, индексации регулируются различными нормативными актами. Право на пенсию по старости на общих основаниях имеют: мужчины - по достижении 60 лет при общем трудовом стаже не менее 25 лет; женщины - по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже 20 лет. На льготных основаниях засчитывается пониженный трудовой стаж в районах Крайнего Севера, в местах с особыми условиями труда. Нормативными актами установлено, что граждане могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на нее, без ограничений каким-либо сроком и независимо от характера занятий ко времени обращения. Выплата пенсий осуществляется за счет Пенсионного фонда Российской Федерации. Трудовые пенсии, назначенные в связи с трудовой или иной общественно полезной деятельностью, подразделяются следующим образом: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет. (Постановление Министерства труда РФ от 22.05.96 №29, ст.ст. 12, 78, 78-2). Согласно действующему законодательству в механизм исчисления пенсий заложен принцип учета длительности трудового стажа. Пенсия по старости определяется в размере 55% заработка и 1% за каждый
349
год общего трудового стажа, превышающего требуемый. Однако размер пенсии не должен превышать 75% заработной платы.
Порядок исчисления пенсий по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет имеет свои особенности. Размер пенсии при полной инвалидности (I-II группы) составляет 75% заработка, при частичной - 30%. Законом поощряется работа пенсионеров по старости и после назначения пенсии путем установки надбавки за каждый проработанный год. Пенсия по старости выплачивается в полном объеме, независимо от того, работает пенсионер или нет. Предусмотрен перерасчет пенсии в связи с увеличением трудового стажа. Размер пенсии за выслугу лет определяется в зависимости от имеющейся выслуги, но не от общего стажа. Среднемесячный заработок при назначении пенсии определяется (по желанию обратившегося за пенсией): за 24 последних месяца работы (службы, кроме срочной военной службы) перед обращением за пенсией либо за любые 60 месяцев работы (службы) подряд в течение всей трудовой деятельности перед обращением за пенсией (ст. 102 гл. VII Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации от 20.05.98). Из числа месяцев, за которые подсчитывается среднемесячный заработок, исключаются (по желанию обратившегося за пенсией) неполные месяцы работы. При этом исключенные месяцы заменяются другими, непосредственно предшествующими избранному периоду или непосредственно следующими за ним.
Пенсионерам, проработавшим после назначения пенсии не менее 24 месяцев с более высоким заработком, пенсия может пере-считываться (по их заявлению). Повышение пенсии предусмотрено:
Героям Советского Союза, Героям РФ, Героям Социалистического Труда и гражданам, награжденным орденом Славы трех степеней - на 50%, но не менее, чем на 100% минимального размера пенсии по старости (ч. 1 ст. 17 Закона);
чемпионам Олимпийских игр - на 50% (ч. 1 ст. 17 Закона);
участникам Великой Отечественной войны - на 100% (ч. 1 ст. 17 Закона);
гражданам - бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, ГЕТТО и других мест принудительного содержания - на 100% минимального размера пенсии по старости (ч. 1 ст. 17 Закона);
350
гражданам, необоснованно репрессированным по политическим мотивам и впоследствии реабилитированным - на 50% минимального размера пенсии по старости (ч. 1 ст. 17 Закона);
инвалидам с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны либо с их последствиями - на 100% минимального размера пенсии по старости (ч. 1 ст. 17 Закона) и др.
Социальные пенсии устанавливаются гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на трудовую пенсию. Пенсионное законодательство обеспечивает право выбора вида пенсии. Право одновременного получения двух пенсий (по старости, за выслугу лет и инвалидности) предоставлено гражданам России, ставшим инвалидами в результате военной травмы. Социальной пенсией обеспечиваются инвалиды I и II групп, в том числе инвалиды с детства; дети-инвалиды до 16 лет; дети в возрасте до 18 лет, потерявшие одного или обоих родителей. Социальная пенсия -это гарантированное государством право пенсионного обеспечения тех граждан, которые по объективным причинам не приобрели необходимого трудового стажа.
Социальная пенсия устанавливается в следующих размерах:
инвалидам с детства I и II групп, детям-инвалидам, а также детям, потерявшим обоих родителей и одинокой матери - в размере минимальной пенсии по старости (ч. 1 ст. 17 Закона);
инвалидам II группы (кроме инвалидов из родителей и гражданам, достигшим 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), - в размере 2/3 минимальной пенсии по старости:
- инвалидам III группы - в размере 1/2 пенсии. Заявление о назначении пенсии рассматривается органом
социальной защиты населения не позднее 10 дней после его поступления со всеми необходимыми документами (ст. 118, гл. IX Закона). Выплата пенсии производится за текущий месяц. Доставка и пересылка осуществляется за счет государства. Суммы назначенной пенсии, не полученные пенсионером своевременно, выплачиваются за прошлое время, но не более чем за три года перед обращением за их получением. Суммы пенсии, не полу-
351
ченные своевременно по вине органов, назначающих или выплачивающих пенсию, выплачиваются за прошлое время без ограничения каким-либо сроком (ст. 123 гл. IX Закона).
В финансовой системе пенсионного обеспечения действуют механизмы компенсации и индексации пенсий в связи с ростом потребительских цен и инфляции. Пенсионное обеспечение осуществляется непосредственно государственными органами социальной защиты населения Российской Федерации и их пенсионными службами. Законодательством определен порядок выплаты пенсий за время пребывания пенсионера в доме для престарелых и инвалидов; в случае лишения свободы по приговору суда и др. Существует судебный порядок разрешения споров в сфере пенсионного обеспечения.
Эффективной формой социального обеспечения населения являются пособия. Особую заботу проявляет государство об охране материнства и детства. Пособие по беременности и родам установлено в размере 100% заработной платы, независимо от трудового стажа матери. С 1993 года выплачиваются «детские» пособия, на детей до 1,5 лет - в размере минимальной заработной платы, до 6 лет - 70%, от 6 до 16 лет - 60%.
В 1,5 раза увеличены пособия на детей одиноким матерям, семьям военнослужащих и семьям, в которых отец уклоняется от уплаты алиментов. Социальные пособия (по временной нетрудоспособности, беременности и родам, по уходу за ребенком, на детей малообеспеченным семьям и др.) выплачиваются за счет Фонда социального страхования, Пенсионного фонда и других внебюджетных фондов. Увеличение размеров пособий предусматривается законодательством с учетом семейного положения и местных условий.
За последние годы принят ряд правовых актов, нацеленных на повышение ответственности предприятий за возмещение ущерба от трудового увечья граждан, определение порядка выплаты пособия по безработице и др. Правительством Российской Федерации принято Постановление «Об утверждении порядка регистрации безработных граждан» от 22.04.97 № 458, разрабатываются программы обеспечения занятости. Государственный фонд занятости населения РФ осуществляет выплату пособий и компенсаций по безработице, стипендий на период прохождения переобучения и переподготовки, оказание материальной помощи и др.
352
В 1995 году была разработана Концепция реформы пенсионного обеспечения в РФ с целью установления критериев и упорядочения пенсионных льгот, выявлен интегральный показатель утраты нетрудоспособности.
Своевременная выплата гражданам пенсий и пособий является одной из важнейших функций системы социального обеспечения.
Вопросы для самоконтроля
Каковы основные проблемы социальной защиты пожилых людей и инвалидов в современных условиях?
Сущность понятий «социальная помощь» и «социальная реабилитация».
Дать характеристику видов пенсионного обеспечения.
Назвать основные условия порядка назначения и выплаты трудовой пенсии.
Сформулировать особенности исчисления социальных пенсий.
Список рекомендуемой литературы
Александрова Г. Годы и заботы. М., 1990.
Бисневска-Рошковска К Новая жизнь после шестидесяти. Пер. с польского. М., 1989.
Гордин В. Чем старость обеспечена? М., 1988.
О пенсионном обеспечении граждан РФ. М., 1992.
Жилая среда для инвалидов. М., 1990.
СонинМ.Я.,ДыскинАА. Пожилой человек в семье и обществе. М, 1984.
Старченко НА, АтиюваЮМ. Врачебно-трудоваяэкспертиза М., 1997.
10.6. Общение как важнейший инструмент технологии социальной работы
К функциям профессионального общения социального работника можно отнести функцию социальной защиты, адаптирующую, целедостигающую, коррекционную, интегративную и др. Социальный работник в общении непосредственно с людьми разных специальных групп обязан:
• оказывать помощь индивидам и группам осознавать и устранять затруднения личного социального, нравственного и экологического характера, создающие атмосферу дискомфорта в обществе;
353
использовать все средства и источники для социальной защиты нуждающихся в этом людей;
выявлять и преодолевать негативные чувства, влияющие на психофизическую атмосферу жизнедеятельности человека;
владеть различными формами общения, выступая в качестве адвоката, психолога-консультанта, менеджера по информации и др.
Особое значение имеют психолого-педагогические факторы различных конкретных форм общения. В работе с клиентом социальный работник должен ориентироваться на индивидуальный подход к каждой отдельной личности с учетом особенностей характера, темперамента, жизненного опыта, социального положения. Социальное общение - это живая, нравственно-эмоциональная основа всех видов социальной работы, направленная на овладение необходимыми навыками, умениями работы с людьми, влияния на них, нахождения оптимальных форм контакта, взаимопонимания.
Практическая сущность общения заключается в умении воздействовать на человека искусством слова, помогая совершенствованию самой личности, созданию нравственно-психологической атмосферы в коллективе, группах и т.д., снятию социальной напряженности. Социальный работник по роду своей деятельности должен быть опытным психологом и талантливым педагогом. Общение - это основа и источник формирования социальной психики. Существует ряд уникальных социально-психологических механизмов общения (заражение, внушение, убеждение-подражание и др.). Деятельный подход применительно к коммуникативной технологии означает, прежде всего, трактовку ее как организации и управления формированием системы социальных позиций, взглядов, оценок, как индивида, так и социальной группы, общества (монологическая, диалогическая, полилогическая формы общения). Общение характеризуется содержанием, функцией, манерой и стилем. Средства общения делятся на пять основных групп:
лингвистические (речевые);
оптико-кинетические или невербальные (жесты, мимика, пантомимика);
354
паралингвистические (качество голоса, его диапазон, тональность и др.);
экстралингвистические (паузы, смех, плач и др.);
пространственно-временные (дистанция, время, место, ситуация общения.
Качество и эффективность словесного воздействия, его коммуникативная действенность зависят от того, насколько социальный работник владеет психотехникой речи (системой индивидуально-психологического управления голосом, дикцией, интонацией, логикой и др.).
В технологии общения нашли широкое применение методика самотестирования (тесты на определение коммуникативных и организаторских способностей, на определение уровня коммуникативных склонностей и др.), методы психодиагностики, разработана классификация функций человека как субъекта общения. Необходимо системное понимание сущности общения, его многофункциональности и деятельностной природы. Рассмотрение технологии общения осложняется различием трактовок самого понятия «общение» (А.С. Золотнякова, А.А. Бодалев, А.А. Леонтьев, В.Н. Панферов и др.). Социально-педагогический подход к анализу сущности общения опирается на его понимание как механизма влияния общества на личность. Психотехника общения развивается на стыке психологии личности и культурологии, социологии и этнологии, театральной педагогики и социально-педагогического тренинга и т.д.
Социальному работнику необходим определенный уровень психологической грамотности для результативного выполнения своих профессиональных обязанностей, связанных с организацией и функционированием социальных служб.
Если исходить из положения о том, что среди профессиональных функций социальных работников важнейшими следует считать оказание психологической поддержки, выполнение посреднических функций путем взаимодействия с конкретными специалистами, то психологическая подготовка должна включать изучение как общих тенденций психологических проявлений, так и специальных (в зависимости от пола, возраста, профессии, социального статуса и т.д.).
355
Необходимость достаточно высокой психологической компетенции обусловливается тем, что социальный работник, во-первых, должен постоянно сотрудничать с профессиональными психологами, психотерапевтами и находить с ними взаимопонимание; во-вторых, различать те случаи, когда за «маской» социальной проблемы скрывается проблема психологическая или даже психиатрическая, и направлять клиента к соответствующему специалисту; в-третьих, уметь оказать первичную социальную помощь нуждающимся в ней людям; в-четвертых, постоянно общаясь с людьми, обремененными психологическими проблемами, он должен владеть принципами психологического общения с ними.
В практике социальной работы одно из центральных мест принадлежит индивидуальной работе с клиентом. Часто социальный работник сталкивается с ошибочными действиями людей, их растерянностью, беспомощностью, болезненным восприятием окружающих не только в экстремальных, напряженных, но и в обычных ситуациях.
Нередко в помощи социального работника нуждаются люди, которые не могут решить свои проблемы из-за физического состояния (престарелые, одинокие, больные, инвалиды). Кроме того, к социальной помощи прибегают люди, которые не умеют или не знают, как выбрать путь для решения своих проблем, найти силы для реализации своих намерений.
По мере развития человек испытывает ряд переживаний, которые разрушают единство личности, а сложность окружающего мира создает трудности в понимании. Многовариантность мира усиливает разъединение различных частей и препятствует их объединению в единую личность. Все это определяет вполне специфические стратегии и технологию социальной работы. Социальный работник, встречаясь с клиентом, должен учитывать такую характеристику коммуникативного процесса, как избирательность восприятий, на основе которой в процессе общения социального работника и клиента могут возникнуть «разночтения» в интерпретации получаемой и отправляемой информации. Этот фактор, отрицательно влияющий на установление партнерских отношений между социальным работником и клиентом, называется «эффектом смысловых ножниц».
356
Социальный работник должен учитывать, что такой эффект может возникать, в частности, при несоответствии содержательной структуры передаваемой информации и словесной формы ее передачи, а также при наличии речевых штампов, связанных с определенными социальными установками и стереотипами клиента, что мешает ему воспринимать адекватно информацию, полученную от социального работника.
В процессе работы важно проверять источники информации, которыми пользуется клиент. Среди таких источников могут быть ответы клиента на вопросы о каких-то определенных событиях в прошлом, суждения на основе имеющихся у клиента знаний, мнений, оценок; сведения, полученные на основе собственного опыта и т.д.
В процессе общения с клиентом социальный работник должен показать ему, что часто проблемы возникают вследствие неправильного восприятия и выбора информации. Оценка этой информации часто непонятна другим людям, поэтому обратная связь может восприниматься неадекватно. В данном случае возникает блокировка информации. Для социального работника в таком случае важно найти причины этой блокировки и устранить возникшие «поломки» оценки и обработки информации.
Содержание коммуникации реализуется через различные коммуникативные модели (вербальные и невербальные), в которых раскрывается основа взаимодействия между социальным работником и клиентом). Одной из технологий, используемых социальным работником, является обучение клиента самовыражению и смысловому восприятию. Овладение этими компонентами коммуникативного процесса очень важно для клиента, так как через общение осуществляется вхождение клиента в различные социальные группы, освоение им норм, обычаев, действующих в них, принятие или непринятие которых влияет на характер взаимодействия внутри этих групп.
Для социального работника важно уметь прогнозировать возможные интерпретации той или иной информации, которую он собирается предоставить клиенту. Существенным моментом в этой связи является умение социального работника анализировать и реконструировать информацию, получаемую от клиента
357
для выявления мотивационно-целевой направленности коммуникативных программ и взаимодействий клиента.
В социальной работе на всех уровнях общения нашли применение такие новые методы социальной психокоррекции, как социодраматическая ролевая игра (импровизация личности пребывания в различных ролях), театрализация негативных явлений с перевоплощением своего Я, социально-ролевой тренинг и др. Все вышеперечисленные формы общения помогают человеку посмотреть на стрессовую ситуацию в его жизни «со стороны», найти оптимальные формы психологического и социально-педагогического решения проблемы и др. Роль социального работника в процессе общения с людьми, попавшими в трудноразрешимые ситуации, огромна. Общение обладает универсальным характером воздействия. Словом можно и «убить» душу человека, и «воскресить» его к нормальной жизнедеятельности.
Вопросы для самоконтроля
В чем заключается сущность социального общения?
Какие функции и формы социального общения, на Ваш взгляд, особенно важны?
Дать характеристику общению как важнейшему инструменту технологии социальной работы.
- 1.1. Основные задачи и направления социально-культурной деятельности
- 1.2. Сущность социально-культурных технологий
- Контрольные вопросы
- Список рекомендуемой литературы
- 1.4. Средства, формы и методы
- Контрольные вопросы
- Список рекомендуемой литературы
- 2.5. Современные информационно-просветительные технологии
- Контрольные вопросы
- Список рекомендуемой литературы
- Глава III
- 3.1. Самодеятельное творчество как часть народной художественной культуры
- Контрольные вопросы
- Список рекомендуемой литературы
- 3.3. Категория творчества в контексте теории деятельности
- 79 .,..
- 3.4. Творчество и мастерство как факторы формирования личности
- Список рекомендованной литературы
- Список рекомендованной литературы
- 3.7. Виды клубов по интересам и любительских объединений
- Контрольные вопросы
- Список рекомендуемой литературы
- 3.8. Киноклуб как форма социально-культурной деятельности и разновидность любительского объединения
- Контрольные вопросы
- Список рекомендуемой литературы
- Глава IV
- 4.1. Понятие игры и игровой деятельности
- 4.2. Классификация игр
- Список рекомендованной литературы
- Глава V
- 5.1. Сущность и особенности межличностного общения в сфере свободного времени
- 5.2. Стили и виды педагогического общения
- Список рекомендуемой литературы
- 5.4. Основные единицы коммуникативного общения
- 5.5. Техника коммуникативного общения
- 5.6. Технологические приемы организации
- Социально-культурной сферы
- Вопросы для самоконтроля
- 6.1. Влияние современной социокультурной ситуации на развитие личности подростка
- Список рекомендуемой литературы
- Список рекомендованной литературы
- Список литературы
- Глава VII ц технология молодежного досуга
- 7.1. Молодежная культура как феномен сферы свободного времени
- Вопросы и задания
- 7.3. Молодежная субкультура
- Список рекомендуемой литературы
- 7.4. Неформальные объединения молодежи в социальной жизни общества
- Список рекомендуемой литер атуры
- 7.5. Ориентиры молодежной культуры досуга в XXI веке
- 7.6. Методика и организация воспитательной работы детских и молодежных общественных объединений
- Вопросы и задания
- Глава VIII
- 8.1. Основные подходы к организации досуга пожилых людей
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- 8.2. Технологии досуговой деятельности старших возрастных групп населения в России
- Вопросы для самопроверки
- 8.3. Особенности организации досуговой деятельности лиц среднего и пожилого возраста в европейских странах
- Вопросы для самопроверки:
- Литература
- Глава IX
- 9.2. Функции семьи и их реализация в сфере досуга
- 9.3. Современные подходы к организации семейного досуга
- Список рекомендованной литературы
- 9.4. Роль современной социокультурной ситуации в организации досуга семьи
- 9.5. Технология культурно-досуговой деятельности с семьей
- Вопросы для самопроверки
- 10.2. Принципы и методы социальной работы
- Вопросы для самопроверки
- Список рекомендуемой литературы
- Вопросы для самоконтроля
- Список рекомендуемой литературы
- 10.4. Характеристика источников социальной незащищенности и практика их нейтрализации
- Вопросы для самопроверки
- 10.5. Технологии социальной помощи престарелым и инвалидам
- Список рекомендуемой литературы
- 10.7. Технология профилактики девиантного поведения
- Вопросы для самоконтроля
- 10.8. Социальное прогнозирование и методика его внедрения
- 10.9. Основные модели технологии социальной поддержки за рубежом
- Список рекомендуемой литературы
- 10.10. Основные положения нормативно-правовых документов по проблемам
- Вопросы для самопроверки
- 11.2. Классификация подходов и школ менеджмента
- Контрольные вопросы и задания
- Список рекомендованной литературы
- 11.4. Функции менеджмента
- 11.5. Коммуникации в управлении
- 11.6. Сущность и особенности управленческих решений
- Контрольные вопросы
- Список рекомендуемой литературы
- 11.8. Психологические аспекты менеджмента
- 11.9. Имидж менеджера
- Контрольные вопросы и задания
- Список рекомендуемой литературы
- Список рекомендуемой литературы
- 12.2. Технологии в сфере актерского мастерства
- 12.3. Современные режиссерские технологии
- 12.4. Особенности применения театральных технологий в социально-культурной сфере
- Глава XIII
- 13.1. Этнокультурное образование: сущность, функции, понятия и социальный аспект
- 13.2. Научные подходы к разработке и использованию этнокультурных технологий в учебном процессе
- 13.3. Освоение этнокультурных технологий на музыкальных отделениях многоуровневой системы образования
- 13.4. Технологические приемы организации практики
- Список рекомендуемой литературы
- Глава I. Сущность и специфика современных социально-культурных технологий
- Глава II. Технологии информационно-познавательной и просветительной деятельности в сфере культуры
- Глава III. Технология самодеятельного творчества и любительских объединений
- Глава IV. Технология рекреационно-оздоровительной
- Глава XI. Технология менеджемента
- Глава XII. Современные театральные технологии
- Глава XIII. Современные этнокультурные технологии