Список рекомендованной литературы
Виханский О.С., Наумов AM. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. М., 1995.
Гвишиани ДМ. Организация и управление. М., 1972.
История менеджмента. Учеб. пособие. М, 1997.
Кабушхин Н.Й. Основы менеджмента. Минск, 1997.
Менеджмент организации / Под ред. проф. З.П. Румянцевой и проф. НА. Соломатина. М., 1996.
Менеджмент. Учеб. пособие / Под ред. Ж.В. Прокофьевой. М., 2000.
Мескон М. и др. Основы менеджмента. М., 1994.
Семенова И.И. История менеджмента. М., 1981.
11.3. Организация и ее составляющие
Общество немыслимо без организаций - предприятий, банков, магазинов, университетов и т.д. Все это разновидности организации.
Слово «организация», восходящее к греческому «органон» -«инструмент» или «оружие», в русский язык попало кружным путем через французский, где основным его значением было «устройство». С управленческой точки зрения, под организацией, прежде всего, понимается группа лиц, взаимодействующих друг с другом ради достижения общей цели с помощью различных вещественных, правовых, экономических и иных условий.
Поскольку организации, прежде всего, касаются деятельности людей, их принято называть социальными организациями. Социальные организации характеризуются рядом основополагающих признаков, первым и едва ли не главным из которых является наличие цели. Организация, не имеющая цели, не может существовать продолжительное время.
381
В современной науке цель организации рассматривается как желаемый результат или те условия, которых пытаются достичь. Совместная деятельность людей порождает у них цели разного уровня и содержания. Пригожий А.И. [7] выделяет три взаимосвязанных вида организационных целей: цели-задания, цели-ориентиры и цели-системы.
Цели-задания - это оформленные как программы общих действий поручения, выдаваемые извне организацией более высокого уровня. Преподавание в школе, лечение и прием пациентов в больнице - все это цели-задания, определяющие смысл существования организации.
Цели-ориентации - совокупность целей участников, реализуемых через организацию. Сюда относятся обобщение цели коллектива, включающие и личные цели каждого члена организации. Важным моментом совместной деятельности является совмещение целей-заданий и целей-ориентаций. Если они значительно расходятся, утрачивается мотивация на выполнение целей-заданий и работа организации может стать не эффективной.
Цели-системы - это стремление сохранить организацию как самостоятельное целое, то есть сохранить равновесие, стабильность и целостность. Другими словами, это стремление организации к выживанию в условиях существующего внешнего окружения. Цели-системы должны органично вписываться в цели-задания и цели-ориентации.
Перечисленные цели организации являются основными, или базовыми. Основные цели разделяются на более мелкие и т.д. Такое дробление целей должно соответствовать разделению организации на уровни (отделы, лаборатории, цехи и т.п.), где каждому подразделению надо иметь набор производственных целей, выполнение которых служит реализации основных, или базовых целей. Для их достижения организация ставит перед собой множество промежуточных, вторичных, производственных целей: укрепление дисциплины, стимулирование работников, реорганизация, улучшение качества работы и др.
Члены организации, или участники - также важный элемент организации. Это совокупность индивидов, каждый из которых должен обладать необходимым набором качеств и навы-
382
ков, позволяющих ему занимать определенную позицию в социальной структуре организации и играть соответствующую социальную роль. Все вместе члены организации представляют собой персонал, который взаимодействует друг с другом. Возникает проблема расстановки кадров, соединения способностей участников с социальной структурой, в результате чего возможно объединение усилий и достижение организационного эффекта.
По мнению одного из крупнейших специалистов в области менеджмента середины XX в. Честера Бернарда, людей принуждают объединяться в организации и взаимодействовать в их рамках физические и биологические ограничения, свойственные каждому человеку в отдельности. В организации люди дополняют друг друга, складывают свои физические, интеллектуальные и иные способности, что делает их более сильными в борьбе за выживание.
Без организации невозможно было бы не только развитие цивилизации, но и появление языка и разумной жизни, возникших в результате взаимодействия наших предков. Однако, возникнув, организации в значительной мере начинают жить самостоятельной жизнью, а то и полностью независимой от жизни создавших их людей, вступая с ними в определенные отношения. В рамках этих отношений люди используют организацию для достижения своих целей, ради которых она, собственно говоря, и создавалась. Организация же, в свою очередь, использует объединяемых ею членов для своего укрепления и развития.
С точки зрения особенностей внутренних взаимоотношений между людьми и специфики формирования - организации делятся на формальные и неформальные. Понятие формальной и неформальной организации ввел в мировую социологию Э. Мэйо в 20-30-е годы. Он обнаружил, что в любой компании или на заводе, помимо официальных служебных отношений (формальная организация), у людей обязательно возникают неофициальные, дружеские отношения (неформальная организация). Причем, и первые и вторые отношения не случайны, а строго упорядочены и подчиняются определенным закономерностям. На них можно воздействовать, ими можно управлять.
Формальные организации требуют от своих членов наличия определенного уровня знаний, опыта, квалификации, активного
383
участия в своих делах, исполнительности, ответственности, дисциплинированности. Немаловажное значение имеют и такие условия, как разделение целей и ценностей организации, а также подчинение установившимся в ней правилам и нормам поведения. В то же время члены организации, в свою очередь, возлагают на нее определенные надежды: получить престижную, увлекательную работу, власть, информацию. Чтобы спокойно работать и быть уверенным в завтрашнем дне, члены организации должны иметь определенные гарантии безопасности и социальной защищенности.
Там, где все эти надежды не оправдываются, в рамках формальной организации возникает неформальная, с помощью которой люди пытаются удовлетворить потребности, так и оставшиеся неудовлетворенными, прежде всего в поддержке, защите, в решении личных проблем, доступе к необходимой информации, общении. Неформальной организации, свойственен личный характер отношений, при котором занимаемая человеком должность не имеет принципиального значения, а также стихийное определение в рамках этих отношений места каждого участника (в официальных организациях это происходит на основе волевого решения руководства).
Социальная организация раскрывается через взаимодействие неформальной и формальной структур и порождает новое явление - организационную культуру. Организационная культура -это совокупность норм ценностей, мнений, ожиданий, традиций, символов, которые отражаются в поступках сотрудников на всех уровнях организации и образуют неписаный кодекс поведения. Иначе подобное явление называют субкультурой. Организационная культура описывает и объявляет поведение людей в организации. Организационная культура формируется постепенно, и в этот процесс вносит вклад каждый из членов организации.
В то же время посредством целенаправленного воспитания и обучения она прививается новичкам, обогащаясь одновременно теми полезными для организации элементами, которые они с собой приносят.
У каждой организации специфическое физическое, технологическое, культурное окружение. Она должна адаптироваться к
384
нему и сосуществовать с ним. Нет организаций самодостаточных, закрытых. Для того, чтобы быть, функционировать, достигать целей, они должны иметь многочисленные связи с окружающим миром: с вышестоящими организациями, поставщиками, правоохранительными органами, политическими и многими другими организациями и институтами, имеющимися в данном конкретном обществе.
К ним относятся: государство и политическая система, рынок (конкуренты и рынок труда), экономика, социальные и культурные факторы, технология из внешнего окружения. Факторы внешней среды влияют на все сферы деятельности организации.
Внутренняя среда организации образует совокупность средств производства, персонал с его культурными традициями, ценностями, производственные и информационные процессы, взаимоотношения в коллективе.
Если организация стремится максимально изолировать себя от воздействия других организаций и институтов, сохранить свою самостоятельность, ее стратегия называется буферной. Если же организация стремится расширять и укреплять свои связи с внешней средой, такая стратегия называется стратегией наведения мостов.
Таким образом, организации представляются как системы элементов, каждый из которых немыслим без других. Например, цели сами по себе, так же, как и отдельно взятая социальная структура, не являются ключом к пониманию природы функционирования организаций, как и нет организации, которая может быть понята в отрыве от окружающей среды.
Существует большое разнообразие форм организации. Выделим три основные формы: добровольные ассоциации, учреждения тоталитарного типа, бюрократия.
Добровольные ассоциации часто создаются для защиты каких-то общих интересов ее членов.
Учреждения тотального типа формируются для содействия общественному благу, сущность которого определяется государственными, религиозными и другими организациями.
Бюрократия - узаконенное господство в организации формальных норм и правил, которым руководствуются в своих действиях и взаимоотношениях должностные лица.
385
- 1.1. Основные задачи и направления социально-культурной деятельности
- 1.2. Сущность социально-культурных технологий
- Контрольные вопросы
- Список рекомендуемой литературы
- 1.4. Средства, формы и методы
- Контрольные вопросы
- Список рекомендуемой литературы
- 2.5. Современные информационно-просветительные технологии
- Контрольные вопросы
- Список рекомендуемой литературы
- Глава III
- 3.1. Самодеятельное творчество как часть народной художественной культуры
- Контрольные вопросы
- Список рекомендуемой литературы
- 3.3. Категория творчества в контексте теории деятельности
- 79 .,..
- 3.4. Творчество и мастерство как факторы формирования личности
- Список рекомендованной литературы
- Список рекомендованной литературы
- 3.7. Виды клубов по интересам и любительских объединений
- Контрольные вопросы
- Список рекомендуемой литературы
- 3.8. Киноклуб как форма социально-культурной деятельности и разновидность любительского объединения
- Контрольные вопросы
- Список рекомендуемой литературы
- Глава IV
- 4.1. Понятие игры и игровой деятельности
- 4.2. Классификация игр
- Список рекомендованной литературы
- Глава V
- 5.1. Сущность и особенности межличностного общения в сфере свободного времени
- 5.2. Стили и виды педагогического общения
- Список рекомендуемой литературы
- 5.4. Основные единицы коммуникативного общения
- 5.5. Техника коммуникативного общения
- 5.6. Технологические приемы организации
- Социально-культурной сферы
- Вопросы для самоконтроля
- 6.1. Влияние современной социокультурной ситуации на развитие личности подростка
- Список рекомендуемой литературы
- Список рекомендованной литературы
- Список литературы
- Глава VII ц технология молодежного досуга
- 7.1. Молодежная культура как феномен сферы свободного времени
- Вопросы и задания
- 7.3. Молодежная субкультура
- Список рекомендуемой литературы
- 7.4. Неформальные объединения молодежи в социальной жизни общества
- Список рекомендуемой литер атуры
- 7.5. Ориентиры молодежной культуры досуга в XXI веке
- 7.6. Методика и организация воспитательной работы детских и молодежных общественных объединений
- Вопросы и задания
- Глава VIII
- 8.1. Основные подходы к организации досуга пожилых людей
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- 8.2. Технологии досуговой деятельности старших возрастных групп населения в России
- Вопросы для самопроверки
- 8.3. Особенности организации досуговой деятельности лиц среднего и пожилого возраста в европейских странах
- Вопросы для самопроверки:
- Литература
- Глава IX
- 9.2. Функции семьи и их реализация в сфере досуга
- 9.3. Современные подходы к организации семейного досуга
- Список рекомендованной литературы
- 9.4. Роль современной социокультурной ситуации в организации досуга семьи
- 9.5. Технология культурно-досуговой деятельности с семьей
- Вопросы для самопроверки
- 10.2. Принципы и методы социальной работы
- Вопросы для самопроверки
- Список рекомендуемой литературы
- Вопросы для самоконтроля
- Список рекомендуемой литературы
- 10.4. Характеристика источников социальной незащищенности и практика их нейтрализации
- Вопросы для самопроверки
- 10.5. Технологии социальной помощи престарелым и инвалидам
- Список рекомендуемой литературы
- 10.7. Технология профилактики девиантного поведения
- Вопросы для самоконтроля
- 10.8. Социальное прогнозирование и методика его внедрения
- 10.9. Основные модели технологии социальной поддержки за рубежом
- Список рекомендуемой литературы
- 10.10. Основные положения нормативно-правовых документов по проблемам
- Вопросы для самопроверки
- 11.2. Классификация подходов и школ менеджмента
- Контрольные вопросы и задания
- Список рекомендованной литературы
- 11.4. Функции менеджмента
- 11.5. Коммуникации в управлении
- 11.6. Сущность и особенности управленческих решений
- Контрольные вопросы
- Список рекомендуемой литературы
- 11.8. Психологические аспекты менеджмента
- 11.9. Имидж менеджера
- Контрольные вопросы и задания
- Список рекомендуемой литературы
- Список рекомендуемой литературы
- 12.2. Технологии в сфере актерского мастерства
- 12.3. Современные режиссерские технологии
- 12.4. Особенности применения театральных технологий в социально-культурной сфере
- Глава XIII
- 13.1. Этнокультурное образование: сущность, функции, понятия и социальный аспект
- 13.2. Научные подходы к разработке и использованию этнокультурных технологий в учебном процессе
- 13.3. Освоение этнокультурных технологий на музыкальных отделениях многоуровневой системы образования
- 13.4. Технологические приемы организации практики
- Список рекомендуемой литературы
- Глава I. Сущность и специфика современных социально-культурных технологий
- Глава II. Технологии информационно-познавательной и просветительной деятельности в сфере культуры
- Глава III. Технология самодеятельного творчества и любительских объединений
- Глава IV. Технология рекреационно-оздоровительной
- Глава XI. Технология менеджемента
- Глава XII. Современные театральные технологии
- Глава XIII. Современные этнокультурные технологии