11.5. Коммуникации в управлении
Одним из важных инструментов управления является информация. Менеджер, используя и передавая эту информацию, руководит и мотивирует подчиненных. В процессе коммуникации информация передается от одного субъекта к другому путем передачи идей, фактов, мнений и др. в устной или какой-либо другой форме. Об этом говорят О.С. Виханский и А.И. Наумов в своей книге «Менеджмент».
Коммуникация и информация различные, но связанные между собой вещи. Коммуникация включает в себя и то, что передается, и то, как это «что» передается. Для того чтобы коммуникация состоялось, необходимо, как минимум, наличие двух людей.
Термин «коммуникация» происходит от латинского и означает «общее»: передающий информацию пытается установить «общность» с получающим информацию. Отсюда коммуникация может быть определена как передача не просто информации, а значения или смысл с помощью символов.
Коммуникация носит межличностный характер и в силу ряда причин очень важна для успеха в управлении: во-первых, решение управленческих задач строится на непосредственном взаимодействии людей; во-вторых, межличностная коммуникация является лучшим способом решения тех вопросов, которые характеризуются неопределенностью.
392
Соединение участвующих в коммуникационном процессе индивидов представляет собой коммуникационную сеть. Здесь рассматриваются не индивиды как таковые, а их отношения. Создаваемая руководителем сеть состоит из вертикальных, горизонтальных и диагональных связей. Горизонтальные связи осуществляются между равными по уровням индивидами или частями организации: между заместителями, между начальниками отделов, между подчиненными. Вертикальные связи строятся по линии руководства от начальника к подчиненным. Диагональные связи -это связи с другими начальниками и с другими подчиненными. Сеть этих связей создает реальную структуру организации. В зависимости от того, как построены коммуникационные сети, деятельность группы может отличаться большей или меньшей эффективностью.
Невербальная коммуникация. Эта сфера межличностной коммуникации в последнее время все больше привлекает внимание ученых и специалистов. Практика показывает, что эффект большинства посланий создается невербальной информацией: 37% -тональностью голоса и 55% - выражением лица. Особенно это проявляется в тех случаях, когда словесная часть послания отправителя противоречива. В такой ситуации получатель больше полагается на невербальную часть, чтобы понять значение послания.
Лингвистам уже давно известны такие невербальные сигналы, как позы, жесты, выражение лица и т.д. Многие из них являются образцами культуры, в которой «рос» человек. В той степени, в которой они используются как образцы поведения, они могут быть поняты так же ясно, как и вербальная коммуникация.
Невербальные коммуникации в большинстве случаев имеют бессознательную основу, т.к. свидетельствуют о действительных эмоциях участника коммуникационного процесса, и являются надежным индикатором проявляемых чувств. Невербальной информацией трудно манипулировать и ее трудно скрывать в любой межличностной коммуникации. Этим во многом определяет то, как слова будут интерпретированы.
393
- 1.1. Основные задачи и направления социально-культурной деятельности
- 1.2. Сущность социально-культурных технологий
- Контрольные вопросы
- Список рекомендуемой литературы
- 1.4. Средства, формы и методы
- Контрольные вопросы
- Список рекомендуемой литературы
- 2.5. Современные информационно-просветительные технологии
- Контрольные вопросы
- Список рекомендуемой литературы
- Глава III
- 3.1. Самодеятельное творчество как часть народной художественной культуры
- Контрольные вопросы
- Список рекомендуемой литературы
- 3.3. Категория творчества в контексте теории деятельности
- 79 .,..
- 3.4. Творчество и мастерство как факторы формирования личности
- Список рекомендованной литературы
- Список рекомендованной литературы
- 3.7. Виды клубов по интересам и любительских объединений
- Контрольные вопросы
- Список рекомендуемой литературы
- 3.8. Киноклуб как форма социально-культурной деятельности и разновидность любительского объединения
- Контрольные вопросы
- Список рекомендуемой литературы
- Глава IV
- 4.1. Понятие игры и игровой деятельности
- 4.2. Классификация игр
- Список рекомендованной литературы
- Глава V
- 5.1. Сущность и особенности межличностного общения в сфере свободного времени
- 5.2. Стили и виды педагогического общения
- Список рекомендуемой литературы
- 5.4. Основные единицы коммуникативного общения
- 5.5. Техника коммуникативного общения
- 5.6. Технологические приемы организации
- Социально-культурной сферы
- Вопросы для самоконтроля
- 6.1. Влияние современной социокультурной ситуации на развитие личности подростка
- Список рекомендуемой литературы
- Список рекомендованной литературы
- Список литературы
- Глава VII ц технология молодежного досуга
- 7.1. Молодежная культура как феномен сферы свободного времени
- Вопросы и задания
- 7.3. Молодежная субкультура
- Список рекомендуемой литературы
- 7.4. Неформальные объединения молодежи в социальной жизни общества
- Список рекомендуемой литер атуры
- 7.5. Ориентиры молодежной культуры досуга в XXI веке
- 7.6. Методика и организация воспитательной работы детских и молодежных общественных объединений
- Вопросы и задания
- Глава VIII
- 8.1. Основные подходы к организации досуга пожилых людей
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- 8.2. Технологии досуговой деятельности старших возрастных групп населения в России
- Вопросы для самопроверки
- 8.3. Особенности организации досуговой деятельности лиц среднего и пожилого возраста в европейских странах
- Вопросы для самопроверки:
- Литература
- Глава IX
- 9.2. Функции семьи и их реализация в сфере досуга
- 9.3. Современные подходы к организации семейного досуга
- Список рекомендованной литературы
- 9.4. Роль современной социокультурной ситуации в организации досуга семьи
- 9.5. Технология культурно-досуговой деятельности с семьей
- Вопросы для самопроверки
- 10.2. Принципы и методы социальной работы
- Вопросы для самопроверки
- Список рекомендуемой литературы
- Вопросы для самоконтроля
- Список рекомендуемой литературы
- 10.4. Характеристика источников социальной незащищенности и практика их нейтрализации
- Вопросы для самопроверки
- 10.5. Технологии социальной помощи престарелым и инвалидам
- Список рекомендуемой литературы
- 10.7. Технология профилактики девиантного поведения
- Вопросы для самоконтроля
- 10.8. Социальное прогнозирование и методика его внедрения
- 10.9. Основные модели технологии социальной поддержки за рубежом
- Список рекомендуемой литературы
- 10.10. Основные положения нормативно-правовых документов по проблемам
- Вопросы для самопроверки
- 11.2. Классификация подходов и школ менеджмента
- Контрольные вопросы и задания
- Список рекомендованной литературы
- 11.4. Функции менеджмента
- 11.5. Коммуникации в управлении
- 11.6. Сущность и особенности управленческих решений
- Контрольные вопросы
- Список рекомендуемой литературы
- 11.8. Психологические аспекты менеджмента
- 11.9. Имидж менеджера
- Контрольные вопросы и задания
- Список рекомендуемой литературы
- Список рекомендуемой литературы
- 12.2. Технологии в сфере актерского мастерства
- 12.3. Современные режиссерские технологии
- 12.4. Особенности применения театральных технологий в социально-культурной сфере
- Глава XIII
- 13.1. Этнокультурное образование: сущность, функции, понятия и социальный аспект
- 13.2. Научные подходы к разработке и использованию этнокультурных технологий в учебном процессе
- 13.3. Освоение этнокультурных технологий на музыкальных отделениях многоуровневой системы образования
- 13.4. Технологические приемы организации практики
- Список рекомендуемой литературы
- Глава I. Сущность и специфика современных социально-культурных технологий
- Глава II. Технологии информационно-познавательной и просветительной деятельности в сфере культуры
- Глава III. Технология самодеятельного творчества и любительских объединений
- Глава IV. Технология рекреационно-оздоровительной
- Глава XI. Технология менеджемента
- Глава XII. Современные театральные технологии
- Глава XIII. Современные этнокультурные технологии