Семья и школа: основные проблемы взаимодействия
Семья известна на протяжении всей дошедшей до нас истории человечества. Это первый социальный институт, выполняющий функцию социализации, с которым сталкивается человек в своей жизни. Социализация длится всю жизнь, роль семьи в этом процессе меняется, появляются другие агенты социализации, наиболее влиятельным из которых на определенном этапе жизни человека является школа. Актуальным является изучение процесса «передачи» одним агентом социализации части своего влияния другому агенту, так как вследствие этого возникают группы проблем взаимодействия между институтами семьи и школы.
Общность исторического происхождения, многих культурных традиций, ценностей, норм и практик обуславливает возможность анализа специфического состояния современной семьи в связи с проблемами, возникающими при взаимодействии со школой не только на примере Украины, но и, например, Российской Федерации. Сегодня, согласно некоторым социологам, происходит так называемая «демографическая модернизация» семьи. Суть этого явления состоит в сосредоточении помыслов человека на свободе выбора, самореализации, личностном развитии и индивидуальном стиле жизни [1, с.69]. Любопытно, что, несмотря на происходящую «модернизацию», для 88% россиян, согласно социологическим исследованиям, семья представляется важной, для 11% – скорее важной [1, с.70].
В результате обзора социологических и статистических исследований, проведенных на территории Украины и Российской Федерации, нами были выделены следующие основные проблемы:
1. Проблема социальной адаптации.
2. Формирование профессионального самоопределения.
3. Формирование образовательной траектории.
Социальная адаптация является важнейшим условием «вхождения» личности в сложившиеся социальные группы, формирования социальных связей в целом. В этом процессе важную роль играет как семья ребенка, так и школа, причем со взрослением человека семья начинает всё больше уступать по значимости школе и ровесникам. Среди наиболее значимых факторов формирования способности к социальной адаптации в школе необходимо выделить внутришкольные (внутриклассовые) иерархии, неофициальные ценности, принятые в ученической среде, социальное расслоение. Важнейшим фактором формирования способности к социальной адаптации является влияние школьной программы, соответствующей / идущей вразрез с жизненными реалиями. В семье в качестве таких факторов могут выступать демографические характеристики семьи, ее воспитательный потенциал, экономический, социальный и культурный капитал. Так, неполные семьи отличаются от полных большей заботой о детях, наличием воспитания со стороны обоих родителей, высоким уровнем образования и благосостояния. В случае отсутствия семьи у детей наблюдается неблагоприятное течение социальной адаптации: 70% детей в интернатах отстают в психическом развитии, 57% – в физическом [2].
Важнейшую роль в определении будущей профессии играет неравенство позиций и возможностей [3, с.130]. При этом под неравенством позиций мы понимаем изначальные социальные позиции, решающую роль в определении которых играют материальный, культурный и социальный капиталы семьи.
Систему образования можно сравнить с фильтром, который отделяет наиболее талантливых учеников от наименее талантливых. Следствием прохождения через этот фильтр становится повышение либо понижение социального статуса [4, с.240]. В каждом обществе существует потребность в наличии определенного количества людей, способных выполнять функции, эффективность выполнения которых зависит от уровня образования индивида. Недостаток или превышение нужного количества специалистов в итоге тормозит общественное развитие [5, с.1]
В 2009 году Отделом социологии образования ИС РАН было проведено лонгитюдное исследование «Профессиональные и образовательные траектории молодежи в современной России», в ходе которого было обследована молодежь, закончившая среднюю школу в 1999 году [6, с.89].
Подавляющая доля респондентов после окончания средней школы продолжила свое обучения в той или иной форме. Так, в дневной вуз поступило порядка 50% респондентов, ПУ – 23,2%, средние специальные учебные заведения – 14,7%, вечерний ВУЗ либо заочно – 1,8%. Интересным оказалось влияние на образовательную траекторию такого фактора, как дополнительное образование (ДО), выражаемое в виде обучения у более опытных специалистов, посещения профессиональных курсов, приобретения знаний о новых разработках, новых навыков, посещения курсов повышения квалификации, краткосрочных курсов, тренингов, пользования образовательными программами через Интернет, получение дистанционного образования. Ресурс ДО накапливали 67,8% респондентов, причем подгруппа, имеющая высшее образование, использовала данный вид образования чаще, что привело в будущем к продвижению по карьерной лестнице (у 27,9%), повышению квалификации по месту работы (60,1%), повышению уровня доходов (у 35,5%) [6, с.94]. Зачастую финансирование ДО обеспечивала семья индивида.
Таким образом, нами были определены проблемы взаимодействия семьи и школы как социальных институтов: социальная адаптация детей, формирование их профессионального самоопределения и образовательной траектории. Нам не представляется возможным выделить превалирующую степень влияния на ребенка одного из институтов. Жизнедеятельность младшего поколения, его вхождение в социальный мир в процессе социализации предстает результатом диалектического единства и борьбы противоречивых тенденций, без чего невозможно какое-либо развитие.
Литература: 1. Лежнина Ю.П. Семья в ценностных ориентациях // Социологические исследования - 2009.- С. 69-75 2. Клименко О.Ю. Проблеми соціальної адаптації випускників інтернат них установ // Методологія, теорія та практика соціологічного аналізу сучасного суспільства. – 2010. - № 16. - С. 543-547 3. Оксамитная С. Социально-классовые основы образовательного неравенства в Украине // Социология: теория, методы, маркетинг. - 2006. - № 3. - с. 116-136 4. Петренко Е.С. Галицкая Е.Г. Ресурсный потенциал семьи и образовательные траектории детей и взрослых // Статистика и социология образования - 2007. - № 3. - С. 240-254 5. Чередниченко Г.А. Жизненные траектории молодежи на разных этапах образования // Социологические исследования. - 2011. - № 7. - С. 101-110 6. Чередниченко Г.А. Образовательные и профессиональные траектории выпускников средних школ // Социологические исследования. - 2009. - № 7.- С. 88-96
Бородина Дарья
Днепропетровский национальный университет имени Олеся Гончара
(Украина, м. Днепропетровск)
- 227 Соціологія у (пост)сучасності зміст
- Х Міжнародна студентська конференція
- Запрошуємо до співробітництва! Оргкомітет вітає учасників х Міжнародної наукової конференції студентів та аспірантів «Соціологія у (пост)сучасності»!
- V.S. Volegov, a.A. Noskov, а.А. Chernega
- Portrait of the current secondary education system in Perm region, Russia
- Юмор как политическая технология в обществе «частичной карнавализации»
- Вплив ціннісних трансформацій на підприємницьку активність молоді
- Ритуали інтенсифікації у сучасному українському суспільстві: День Незалежності
- Фокус-группа on-line и off-line: есть ли разница?
- Коррупция как форма девиации в современном трансформирующемся обществе
- Взаимодействие общественных организаций и органов социальной защиты населения в решении социальных проблем
- Образ молодежи на страницах современных сми
- Модели религиозного образования в рамках дихотомии меж- и мультикультурализма
- Онлайновые социальные сети как механизм виртуальной мобилизации молодежи
- Проблеми зайнятості молоді в умовах ринкових перетворень
- Семья и школа: основные проблемы взаимодействия
- Бездомность в современном украинском городе: попытка теоретического осмысления
- Соціальне становище молодих сімей Миколаївщини: соціологічний аналіз
- Актуальные проблемы повышения эффективности социальных взаимодействий сотрудника полиции в современном обществе
- Нормативное регулирование социальной ответственности
- Вплив хореографії на розвиток креативності дітей: досвід соціологічного дослідження
- Особенности влияния коммуникативной стратегии на креативную стратегию рекламной кампании
- Репрезентации мужественности в российской массовой культуре: визуальный анализ
- Зависимость ценностных ориентаций от процесса стереотипизации
- Миф о «счастливой жизни» и идея богатства: трансформация понятий
- Swot- и pest- анализ как элементы образовательного аудита вуЗа
- Внесемейные ценностные ориентации как фактор нестабильности современной семьи
- Ризикологічні потенції дослідження соціально-професійних планів сучасного українського студентства
- Нігілізм сучасної української молоді в контексті соціокультурної трансформації
- Государственные праздники в России: к вопросу о национальной идентичности
- П. Андерсон і р. Лахман: два погляди на виникнення капіталізму в Західній Європі в епоху ранньої сучасності
- Развитие интернет-сообществ религиозной направленности в контексте виртуализации украинского социума
- Стигматизация идентичности женщины с онкологией молочной железы: попытка применения драматургического анализа и.Гофмана
- Самоубийство как форма девиантного поведения и его социальные причины
- Корпоративная социальная ответственность бизнеса: социологическая перспектива исследования
- Сучасні стилі життя у контексті конфлікту цінностей
- Живопись как объект социологического исследования: методологические перспективы
- Социализация личности в высшей школе
- Вербатим как социологический эксперимент: визуализация актуальных проблем в современном театре (на примере монОципального центра им. В.Э.Мейерхольда (Херсон))
- Лінощі в житті студентської молоді
- Репродуктивна та сексуальна поведінка як автономні сфери життєдіяльності сучасного індивіда
- Социология культуры vs культурсоциология
- Міжетнічна комунікація в сучасних умовах культурного прикордоння: до постановки проблеми
- Коростильова Олена
- Професійне самовизначення молоді як актуальна проблема соціологічного дослідження
- Страх як визначальна характеристика поведінки громадян на пострадянському просторі
- Социально-политические трансформации в постсоветской России
- Технологізація соціалізації студентів-сиріт у внз
- Кулешов Александр
- Белорусский государственный университет
- Донорство крови в Беларуси: возможности социологической диагностировки
- «Місця пам'яті» у конструюванні колективної ідентичності
- Концептуалізація поняття «сучасний стиль життя»
- Ціннісні розломи сучасної молоді
- Дослідження життєвих стратегій селян у якісній перспективі
- Интегративное воздействие социального творчества на гражданское общество
- Історико-антропологічний аспект гендерної нерівності
- Липина Кристина
- Проблемы повышения физической подготовленности курсантов образовательных учреждений силовых ведомств (на примере Восточно-Сибирского института мвд России)
- Основные направления социальной работы с лицами без определенного места жительства
- Акторно-сетевая теория в действии: исследование феномена дружбы через актанты
- Политическая толерантность молодежи Северного Кавказа (на примере Дагестана)
- Матягіна Ольга
- Політичні ідеї як складова політичного простору: їх значення та роль
- Маніпуляція свідомістю читачів жіночих журналів
- Интернет как инструмент политической мобилизации
- Інверсії політико-інституційної системи у пострадянських державах
- Биовласть и биополитика: становление, техники, метаморфозы
- Профессиональное образование как инструмент отсроченного управления адаптационными рисками в процессе вертикальной профессиональной мобильности
- Здоровье и ценности современной молодежи
- Вербальные символы в российской политической действительности
- Компенсаторная роль неформальных институтов в политике
- Держава та нація як вищі форми соціального зв’язку в концепції с. Дністрянського
- Адаптация иностранного студента в инокультурной среде
- Панкратова Маргарита
- Национальный исследовательский университет «Высшая Школа Экономики»
- Удовлетворенность российских женщин работой и жизнью после рождения ребенка
- Пантюх Екатерина
- Харьковский национальный университет имени в.Н. Каразина
- Проблема адаптации бывших заключенных в контексте социологии культуры
- Феномен самоубийства в украинских реалиях
- Пасісниченко Антон Харківський національний університет імені в.Н. Каразіна
- В пошуках теорії ідентичності: від есенціалізму до дискурсивного конструктивізму і далі
- Негативное влияние секты (на примере организации «Свидетели Иеговы»)
- Політична економіка як маніфестація політичного
- Корупція в умовах сучасного інституту освіти
- Влияние коррупции в вуЗах на ценность и качество образования
- Соціальна реклама в Україні
- Магия в контексте функциональной теории Бронислава Малиновского
- Проблема инкорпорирования культурного капитала школьниками в рамках получения среднего образования
- Рощин Дмитрий
- (Украина, г. Харьков) Смысложизненная концепция личности: авторская интерпретация понятия
- Футбольні фанати як соціокультурна спільнота
- Щастя як суб’єктивний показник якості життя суспільства
- Использование иностранного языка студентами бгу
- Свободное время в жизни студента
- Культивационный эффект виртуального взаимодействия
- Ценностные ориентации как механизм регулирования государственной молодежной политики
- Особенности речевой коммуникации в студенческой среде
- Out-line: кто остался вне Сети?
- Особенности рекламных сообщений в условиях постмодерна
- Сім’я у системі ціннісних орієнтацій української молоді
- Специфіка дозвіллєвої діяльності пострадянського студентства у процесі перебування закордоном (за результатами включеного спостереження)
- Використання інфографіки у передвиборчій агітації
- Тітова Юлія
- Мелітопольський державний педагогічний університет ім. Б.Хмельницького
- Міжетнічна толерантність у молодіжному середовищі інтеркультурного міста
- Проблеми реалізації положень нормативно-правової бази України в повсякденній роботі соціального працівника
- Досуг в жизни современной белорусской молодежи
- Особливості корпоративної культури в комерційних організаціях України
- Бомжи как социальное явление
- Особенности социальных коммуникаций сервисных организаций в сети Интернет (на примере гостиниц)
- Музей как объект социокультурного потребления
- Жизненные ценности курсантов и профессионально-личностные стратегии их достижения
- Стереотипи, які сприяють вживанню наркотиків
- Социальная реабилитация глухих детей
- Проблемы развития нормативно-правового обеспечения информационной безопасности Российской Федерации
- Дигиталізація вищої освіти
- Європейський Союз: у пошуку методологічних координат дослідження
- Тілесність та зовнішність людини як прояв соціальних відносин в контексті гендерних особливостей
- Интерпретация социологических данных: замечания п. Бурдье
- Особливості політичного лідерства часів Запорозької Січі
- Відкритість влади як основа досягнення відкритості суспільства
- Соціологія у (пост)сучасності