logo
Sbornik_2012

Out-line: кто остался вне Сети?

Люди делятся на две категории: те, кто в Интернете

и те, у кого нет будущего. (Билл Гейтс)

Более 80% жителей планеты настаивают на признании доступа в Интернет фундаментальным правом человека [3]. Что же думают на этот счет оставшиеся 20%?

По мере насыщения рынка и потребительских жилищ продуктами стремительного развития Всемирной паутины видоизменяется облик общества в целом. Исключительные явления становятся массовыми, меняется сам способ постижения окружающего мира. К примеру, пользователи, родившиеся после 1993 года и нередко именуемые «Поколением Google» или «Поколением i», не имеют опыта жизни в досетевом мире: они воспринимают Интернет как данность, условие «по умолчанию», включенное в их стартовые жизненные позиции и возможности.

Таким образом, в обществе сформировалась группа людей, для которых Интернет является практически единственным источником информации, а Google – ведущей системой поиска [2]. Так, по данным исследований некоммерческой организации Online Computer Library Center, около 83% учащихся школ, колледжей и университетов начинают сбор информации с поисковых систем. Сайты библиотек и реальные книжные фонды привлекают лишь 2% респондентов [2]. Статистика по Украине фиксирует соответствие общемировым тенденциям. В ходе исследования, проведенного компанией Appleton Mayer, выяснилось, что 82% украинских студентов на вопрос: «Смогли бы Вы обойтись без используемых Вами информационных технологий?» – ответили «Нет» [1].

Однако Интернет востребован не только среди наиболее активной социально-демографической группы, – молодежи, – но представляет интерес и для других категорий населения. Об этом свидетельствуют данные по Евросоюзу. В среднем, доля граждан возрастом от 16 до 74 лет, которые никогда в жизни не пользовались Интернетом, снизилась до 24%. Причем данный показатель достигает 5% в Швеции и 8% в Дании, Нидерландах, Люксембурге, Финляндии (Данные EuroStat Newsrelease) [4].

Статистика поражает динамикой интернетизации общества, однако далеко не у всех она вызывает удовлетворение, чувство гордости или восхищения. Причины, по которым люди самых разных возрастов остаются «безвестными в сети», весьма разнообразны: отсутствие материальных возможностей либо территориальных провайдеров, компьютерная безграмотность, религиозные убеждения, принадлежность к той или иной субкультуре, придерживающейся внесетевого стиля жизни, медицинские противопоказания к использованию компьютерной техники либо физическая нетрудоспособность, принципиальный отказ, предубеждения, индифферентное отношение к новым технологиям и отсутствие необходимости в их использовании, отказ как мера лечения от Интернет-зависимости. Наиболее интересны случаи добровольного отказа от подключения к сети при наличии всех возможностей для доступа, а также то, как подобное решение вписывается в жизненные стратегии отказавшихся, учитывается ли при этом тот факт, что во многих случаях трудоустройство, карьерный рост и профессиональная самореализация на сегодняшний день если не невозможны, то достаточно затруднительны без использования Интернет-сервисов. Данное положение дел является прямой иллюстрацией к проблеме цифрового неравенства («digital divide»).

Особняком стоит проблема Интернет-цензуры, в той или иной степени, ограничивающей свободу использования сети населением целых государств. Наиболее строгий контроль доступа к национальному веб-пространству, как считается, осуществляется в Китае, Северной Корее и Иране. Нередко из-за освещения проблем внутренней политики за пределами государственной сети не только закрываются веб-сайты, но страдают и сами блоггеры: их заключают в тюрьму, подвергают физическому насилию, лишают жизни. Столь пристальное внимание к интернет-контенту зачастую связано с попыткой обезопасить существующий политический режим как от внешнего вмешательства, так и от внутригосударственных волнений.

Какими бы ни были причины исключения индивида из всемирных Интернет-потоков, данное обстоятельство не может не влиять на характер его коммуникаций в повседневной жизни, как в экономической сфере, так и в сфере досуга. Именно по этой причине столь необходимо изучение не только целевой аудитории Интернета, но и тех, кто остается out-line.

Литература: 1. Более 80% украинских студентов сидят в Facebook, а в Google+ только 3% [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://proit.com.ua/news/internet/2011/10/18/121258.html 2. Интернет и молодежь: кто выйдет победителем? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ruslife.ru/country/Folder_502/2888.smx 3. Карпенко О. Детские страхи Интернета [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://biz.liga.net/all/all/stati/2049437-detskie-strakhi-interneta.htm 4. «Четверть Европы живет без Интернета» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.openspace.ru/news/details/32816/

Солдатова Виктория

Национальный педагогический университет имени М.П. Драгоманова

(Украина, г. Киев)