logo
Sbornik_2012

Фокус-группа on-line и off-line: есть ли разница?

Фокусированное групповое интервью на сегодня стало почти классическим методам сбора информации в социологическом исследовании. С развитием технологий и распространением сети Интернет для социологов стал доступен новый инструмент сбора информации – фокусированные групповые интервью on-line (онлайн-ФГИ). Исходя из названия, можно предположить, что онлайн-ФГИ представляет собой тот же метод, адаптированный для применения и реализующийся в виртуальном пространстве сети Интернет. Целью нашей работы является именно сравнение on-line и off-line фокус-групп, рассмотрев преимущества и недостатки каждой.

Первое преимущество on-line фокус-групп состоит в лёгкости поиска участников и привлечения к участию категорий населения, доступ к которым ограничен. Респонденты в данном случае самостоятельно определяют время участия, что позволяет избежать отказов при условии использования при проведении технологии форума. Кроме того, модератор может легко контролировать возможность каждого участника группы подать реплику, а клиент – наблюдать и в ходе интервью корректировать действия модератора. Имеет большое значение и сама специфика виртуального взаимодействия: анонимность и опосредованность коммуникации позволяют участникам быть более искренними и непосредственными в суждениях, не испытывая группового давления. Особенно удобными on-line ФГИ являются для маркетологов, так как не требуют дополнительного оборудования для демонстрации аудиовизуальных и интернет-продуктов.

Компания Gemius, занимающаяся маркетинговыми исследованиями интернет-аудитории, дополняет этот список такими преимуществами, как отсутствие географических ограничений и техническая возможность привлекать к участию в фокус-группах только тех респондентов, которые ранее не принимали в них участие.

К преимуществам off-line фокус-групп можно отнести возможность наблюдения и, следовательно, анализа невербального поведения участников. Например, наблюдение хода такой группы позволяет клиенту сделать выводы относительно имиджа его компании на рынке, мнения потребителей о ней. Непосредственное присутствие участников дает возможность предложить им предметный, имеющий материальное воплощение продукт, опыт потребления которого они могут обсудить здесь же. Кроме того, групповая дискуссия приводит к намного более сильному синергетическому эффекту, чем интервью on-line.

Что касается недостатков on-line и off-line ФГИ, то они являются производными от преимуществ, рассмотренных нами выше. Как можно заметить, характеристики обоих видов фокус-группы позволяют чётко определить уместность on- или off-line её проведения, так как могут быть наиболее эффективно использованы в различных ситуациях. Например, при исследовании интернет-аудитории правильнее будет обращаться к on-line фокус-группе, а необходимость изучения представителей старших возрастных категорий практически исключает ее применение.

Несмотря на общую дешевизну, on-line фокус-группа остается методом, который крайне редко применяется в украинских социологических исследованиях, хотя в маркетинговых исследованиях, проводимых в Украине, он начинает приобретать популярность. По всей видимости, это связано с технической сложностью его применения, необходимостью высокого уровня интернетизации страны и наличия программного обеспечения, отвечающего нуждам исследователя. Однако социологам следует научиться применять этот метод на практике, поскольку в Украине наблюдается стремительный рост интернет-аудитории, в связи с чем в скором времени вырастет спрос на специалистов, способных реализовывать подобные исследования. Способствовать апробации данного метода в современной украинской социологии может сотрудничество со специалистами сферы IT, создание простых, интуитивно понятных программ, помогающих реализовывать метод фокус-группы on-line.

Ардельянова Яна

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

(Россия, г. Москва)