logo
Sbornik_2012

Социализация личности в высшей школе

В наше время становление личности в системе групп и институтов происходит посредством социализации, в процессе обучения в высшей школе, поэтому студенты являются объектом широких философско-социологических исследований.

Студент ВУЗа определяет то, каким общество будет завтра. И от его успешной социализации зависит личное и профессиональное развитие. В связи с этим актуализируется проблема влияния адаптационных механизмов социализации на успешную образовательную деятельность, как выпускников, так и первокурсников.

Проблема социализации личности в высшей школе находится в центре внимания таких ученых, как М.В. Левченко, Т.И. Резник (исследования социальной адаптации в процессе обучения), В.Т. Лисовский, Л.М. Грановская (исследование студенчества как особой возрастной категории), Л.П. Кузнецова, Н.П. Осипова (исследование понятия "социализация"), В.В. Павловский, В.В. Богданова (исследования механизмов развития личности как результата процесса социализации), и ряда других. В данной статье мы ставим цель кратко обрисовать роль социализации в высшей школе как необходимого компонента качественного развития личности.

Для начала стоит определить само понятие социализации, под которым в большинстве исследований понимают процессусвоенияиндивидомобразцов поведения, психологических установок,социальных норми ценностей,знаний,навыков, позволяющих ему успешно функционировать как в системе групп, так и вобществе в целом.

Адаптационные механизмы социализации личности в период обучения в ВУЗе связаны с усвоением социальной роли студента как в момент вхождения в студенческий коллектив, так и в период обучения. Процесс социализации студенческой молодежи проходит в сложных, нестабильных и неопределенных условиях. Самостоятельное формирование способов корректных механизмов адаптации не всегда возможно, тогда ситуация развивается стихийно и может иметь различные последствия.

Во-первых, четкие и полные механизмы адаптации организма к любым факторам могут так и не сформироваться у личности, и такой студент в большинстве случаев будет неуспешным, а если продолжит вузовское обучение, то не в силах будет учиться в полной мере. Отказ от осознания важности социализации может привести к появлению малоэффективного специалиста.

Во-вторых, может появиться частичная адаптированность – например, адаптация как случайное открытие или подражание. В данном случае, это положительное явление, ведь невнимательность к обучению и дезадаптационные переживания уменьшаются, но хочется обратить внимание на то, что частичная адаптированность возникают без осознания и вне активного саморазвития индивида. В этом случае студент обязательно встретится с подобными проблемами в будущем. Следовательно, частичная адаптированность лишь временно помогает решению проблемы.

На сегодняшний день в Украине целенаправленной практики мониторинга адаптационных механизмов социализации личности на уровне учебных заведений нет. Поэтому хотелось бы отметить решающее значение введения спецкурсов по формированию адаптационных механизмов социализации студенческой молодежи. Данные технологии и стратегии помогут молодежи жить и работать на полную силу с чувством удовлетворения от самореализации, а это, в свою очередь, порождает чувство эмоционального насыщения от межличностных отношений в системе групп.

Таким образом, социальная среда в высшей школе в своем многообразии выступает как основа социализации студента, а значит, и его успешной жизнедеятельности, профессиональной реализации. Формирование адаптационных механизмов социализации личности является первоочередной задачей каждого ВУЗа.

Василий Келеберда

Украинский католический университет

(Украина, г. Львов)