logo
Sbornik_2012

Семья и школа: основные проблемы взаимодействия

Семья известна на протяжении всей дошедшей до нас истории человечества. Это первый социальный институт, выполняющий функцию социализации, с которым сталкивается человек в своей жизни. Социализация длится всю жизнь, роль семьи в этом процессе меняется, появляются другие агенты социализации, наиболее влиятельным из которых на определенном этапе жизни человека является школа. Актуальным является изучение процесса «передачи» одним агентом социализации части своего влияния другому агенту, так как вследствие этого возникают группы проблем взаимодействия между институтами семьи и школы.

Общность исторического происхождения, многих культурных традиций, ценностей, норм и практик обуславливает возможность анализа специфического состояния современной семьи в связи с проблемами, возникающими при взаимодействии со школой не только на примере Украины, но и, например, Российской Федерации. Сегодня, согласно некоторым социологам, происходит так называемая «демографическая модернизация» семьи. Суть этого явления состоит в сосредоточении помыслов человека на свободе выбора, самореализации, личностном развитии и индивидуальном стиле жизни [1, с.69]. Любопытно, что, несмотря на происходящую «модернизацию», для 88% россиян, согласно социологическим исследованиям, семья представляется важной, для 11% – скорее важной [1, с.70].

В результате обзора социологических и статистических исследований, проведенных на территории Украины и Российской Федерации, нами были выделены следующие основные проблемы:

1. Проблема социальной адаптации.

2. Формирование профессионального самоопределения.

3. Формирование образовательной траектории.

Социальная адаптация является важнейшим условием «вхождения» личности в сложившиеся социальные группы, формирования социальных связей в целом. В этом процессе важную роль играет как семья ребенка, так и школа, причем со взрослением человека семья начинает всё больше уступать по значимости школе и ровесникам. Среди наиболее значимых факторов формирования способности к социальной адаптации в школе необходимо выделить внутришкольные (внутриклассовые) иерархии, неофициальные ценности, принятые в ученической среде, социальное расслоение. Важнейшим фактором формирования способности к социальной адаптации является влияние школьной программы, соответствующей / идущей вразрез с жизненными реалиями. В семье в качестве таких факторов могут выступать демографические характеристики семьи, ее воспитательный потенциал, экономический, социальный и культурный капитал. Так, неполные семьи отличаются от полных большей заботой о детях, наличием воспитания со стороны обоих родителей, высоким уровнем образования и благосостояния. В случае отсутствия семьи у детей наблюдается неблагоприятное течение социальной адаптации: 70% детей в интернатах отстают в психическом развитии, 57% – в физическом [2].

Важнейшую роль в определении будущей профессии играет неравенство позиций и возможностей [3, с.130]. При этом под неравенством позиций мы понимаем изначальные социальные позиции, решающую роль в определении которых играют материальный, культурный и социальный капиталы семьи.

Систему образования можно сравнить с фильтром, который отделяет наиболее талантливых учеников от наименее талантливых. Следствием прохождения через этот фильтр становится повышение либо понижение социального статуса [4, с.240]. В каждом обществе существует потребность в наличии определенного количества людей, способных выполнять функции, эффективность выполнения которых зависит от уровня образования индивида. Недостаток или превышение нужного количества специалистов в итоге тормозит общественное развитие [5, с.1]

В 2009 году Отделом социологии образования ИС РАН было проведено лонгитюдное исследование «Профессиональные и образовательные траектории молодежи в современной России», в ходе которого было обследована молодежь, закончившая среднюю школу в 1999 году [6, с.89].

Подавляющая доля респондентов после окончания средней школы продолжила свое обучения в той или иной форме. Так, в дневной вуз поступило порядка 50% респондентов, ПУ – 23,2%, средние специальные учебные заведения – 14,7%, вечерний ВУЗ либо заочно – 1,8%. Интересным оказалось влияние на образовательную траекторию такого фактора, как дополнительное образование (ДО), выражаемое в виде обучения у более опытных специалистов, посещения профессиональных курсов, приобретения знаний о новых разработках, новых навыков, посещения курсов повышения квалификации, краткосрочных курсов, тренингов, пользования образовательными программами через Интернет, получение дистанционного образования. Ресурс ДО накапливали 67,8% респондентов, причем подгруппа, имеющая высшее образование, использовала данный вид образования чаще, что привело в будущем к продвижению по карьерной лестнице (у 27,9%), повышению квалификации по месту работы (60,1%), повышению уровня доходов (у 35,5%) [6, с.94]. Зачастую финансирование ДО обеспечивала семья индивида.

Таким образом, нами были определены проблемы взаимодействия семьи и школы как социальных институтов: социальная адаптация детей, формирование их профессионального самоопределения и образовательной траектории. Нам не представляется возможным выделить превалирующую степень влияния на ребенка одного из институтов. Жизнедеятельность младшего поколения, его вхождение в социальный мир в процессе социализации предстает результатом диалектического единства и борьбы противоречивых тенденций, без чего невозможно какое-либо развитие.

Литература: 1. Лежнина Ю.П. Семья в ценностных ориентациях // Социологические исследования - 2009.- С. 69-75 2. Клименко О.Ю. Проблеми соціальної адаптації випускників інтернат них установ // Методологія, теорія та практика соціологічного аналізу сучасного суспільства. – 2010. - № 16. - С. 543-547 3. Оксамитная С. Социально-классовые основы образовательного неравенства в Украине // Социология: теория, методы, маркетинг. - 2006. - № 3. - с. 116-136 4. Петренко Е.С. Галицкая Е.Г. Ресурсный потенциал семьи и образовательные траектории детей и взрослых // Статистика и социология образования - 2007. - № 3. - С. 240-254 5. Чередниченко Г.А. Жизненные траектории молодежи на разных этапах образования // Социологические исследования. - 2011. - № 7. - С. 101-110 6. Чередниченко Г.А. Образовательные и профессиональные траектории выпускников средних школ // Социологические исследования. - 2009. - № 7.- С. 88-96

Бородина Дарья

Днепропетровский национальный университет имени Олеся Гончара

(Украина, м. Днепропетровск)