logo
Sbornik_2012

Репрезентации мужественности в российской массовой культуре: визуальный анализ

В фокусе нашего исследования находятся репрезентации мужественности. В современном российском обществе проходит трансформация массовых представлений о содержании категории «мужественность». Такие изменения в обществе, как построение рыночной экономики и переход от социалистического общества к капиталистическому, повлекли за собой изменения в гендерном порядке, которые предполагает отказ от прежних нормативных моделей мужественности и переход к другим.

Репрезентации мужественности в российской массовой культуре можно изучать, в частности, выяснив, каким образом формируется модель современной нормативной мужественности через кинофильм как объект визуальной культуры и как она в нем отражена. Заметим, что кинофильм является не просто транслятором определенного понимания социальной реальности, но и механизмом, который может эту реальность конструировать.

Итак, объект нашего исследования – репрезентации мужественности. Предмет – конструирование моделей нормативной мужественности посредством продуктов российской массовой культуры. Цель – реконструировать содержание образа мужественности в российской массовой культуре через анализ его визуальной репрезентации. Гипотеза исследования состоит в том, что в настоящее время в российской массовой культуре (и, соответственно, в обществе) существует множественность моделей мужественности, которые могут меняться от контекста к контексту, но, тем не менее, не выходят за рамки патриархальности.

Анализ содержания понятия «мужественность» приводит к выводу, что оно представляет собой гендерный конструкт, который формируется как в практиках повседневного межличностного взаимодействия, так и на уровне глобальных структур, таких как структуры труда, власти и эмоциональных отношений, в которых выражено неравенство позиций различных гендерных групп.

Визуальные исследования являются новым направлением в социологии на постсоветском пространстве, использующим для анализа объекты визуальной культуры. Наш подход к анализу кинофильма мы обозначили как репрезентативно-институциональный. Кроме того, при анализе кино был использован семиотический метод, который предполагает понимание гендера как знака, через репрезентацию которого можно понять, как воспроизводится неравенство различных типов мужественности, а так же между мужественностью и какой-либо другой гендерной идентичностью.

Для анализа репрезентаций мужественности нами был выбран фильм «Прогулка». Это фильм режиссера Алексея Учителя, снятый в 2003 году в России. Фильм был снят маленькой цифровой камерой, воссоздающей атмосферу присутствия зрителя рядом с главными киногероями. Такой способ съемки создает ощущение включённости в повседневность мегаполиса. Решение режиссера показать в кинофильме «типичную» для крупного города историю дает возможность зрителю интерпретировать образы киногероев как нормативные для современного российского общества.

В кинофильме «Прогулка» задействовано трое героев, анализ репрезентации гендерных идентичностей которых мы осуществили, основываясь на их интерпретации структурах, обозначенных Робертом Коннелом как труд, власть и катексис. Конструирование мужественности в структуре труда в фильме выражено в диалогах о мужских и женских занятиях, а также в распределении материальных благ. Властные отношения в кинофильме изображены и сквозь призму отношений между мужскими персонажами, и сквозь призму отношений между мужчиной и женщиной. А конструирование мужественности в структуре катексиса репрезентировано через отношение главных героев к девушке и сексуальную активность.

Анализ показал, что модели мужественности, репрезентированные в фильме, соответствуют стандартам патриархальной идеологии, однако сценарии разыгрывания разные. В фильме представлено три варианта разыгрывания мужской идентичности. Первый вариант разыгрывания представлен через образ Алексея – романтичного, интеллигентного, склонного к героизму человека чести. Второй вариант через Петра – грубоватого, физически сильного, храброго, уверенного в себе и постоянно подчеркивающего свое превосходство над женщинами парня. Последний вариант разыгрывания представлен через Всеволода – финансово обеспеченного, делового, спокойного мужчину. Эти три образа соответствуют нормативным моделям мужественности, реализуемых в рамках патриархальной идеологии: «дворянин-аристократ» (Алексей), «русский мужик» (Петр) и образец традиционной западной маскулинности (Всеволод). При этом в рамках патриархальной идеологии идет борьба различных моделей мужественности за право быть единственно верным (нормативным) вариантом её разыгрывания.

Власть «женского» в данном кинофильме репрезентируется как недостижимая. Лишение женщины власти происходит благодаря реализации мужчинами моделей нормативной мужественности, которая легитимирует стандарты мужского доминирования. Однако новые образцы мужественности, реализуемые героями в рамках патриархальной идеологии, больше не мыслятся жестко традиционными («русский мужик» в розовой рубашке, который откликается на прозвище «Петух»). По нашему мнению, не так уместно говорить о феминизации конструкта мужественности в современной России, как о его гибкости и о пределах этой гибкости.

Гапеева Алиса

Харьковский национальный университет имени В.Н. Каразина

(Украина, г. Харьков)