logo
Sbornik_2012

Использование иностранного языка студентами бгу

Развитие систем коммуникаций и создание единого политического и экономического пространства определило необходимость международных контактов, для которых обязательно свободное владение иностранным языком. Особенно это важно для науки, где взаимодействие экспертов разных стран помогает не только взглянуть на проблему под новым углом, но также обеспечить исследования достойным уровнем оборудования и расходных материалов. Получение образования за рубежом помогает молодым ученым не только проявить себя, но и познакомиться с новыми подходами и парадигмами, актуальными для того культурного и образовательного пространства, в котором они находятся. Естественно, данная практика может быть полезной для развития отечественной науки, поэтому государство в большинстве случаев заинтересовано в этом. Владение иностранным языком является одним из главных факторов при трудоустройстве на высокооплачиваемую и престижную работу в Беларуси. Проведенный нами контент-анализ на одном из самых популярных ресурсов вакансий в белорусском Интернете (praca.by) свидетельствует о том, что в 40% случаев работодатель требует знание одного или двух иностранных языков, при этом знание английского, как правило, является обязательным. С другой стороны, при увеличении количества коммуникаций учёных за рубежом государство обретает проблему «утечки мозгов».

В ноябре-декабре 2010 года был проведен опрос студентов первого и четвертого курса БГУ дневной формы обучения. На радиофизическом факультете было опрошено 86 человек, на биологическом – 76 человек, на экономическом – 84 человека и на факультете философии и социальных наук – 98 человек (n=344). Эти факультеты репрезентировали 4 группы специальностей: технические, естественные, экономические, гуманитарные. В генеральной совокупности мужская часть составляет 36,3%, женская 63,7%. В выборке – 35,6% и 64,4% соответственно. Инструментарий был разработан социологами Харьковского национального университета имени В.Н. Каразина.

Для участия в международных мероприятиях и трудоустройстве в Беларуси крайне важным является знание иностранного языка. Одной из задач исследования было выявление знания иностранного языка и сфер его использования студентами БГУ. В инструментарий был включен также вопрос о способах изучения иностранного языка. Результаты исследования свидетельствуют, что изучают иностранный язык только как один из предметов вузовской программы чуть более половины студентов экономических специальностей, 2/3 студентов технических специальностей, ¾ студентов гуманитарных специальностей и 77,6% студентов естественных специальностей. Дополнительно (самостоятельно, на курсах, с частным преподавателем) занимаются иностранным языком 22,4% студентов естественных специальностей, 23,5% студентов гуманитарных специальностей, треть студентов технических специальностей и 45,2% студентов экономических специальностей.

Где же применяют студенты знание иностранного языка? Как показал опрос, для чтения литературы по специальности чаще всего иностранный язык используют студенты естественных специальностей (35,5% студентов естественных специальностей), а реже всего – студенты гуманитарных специальностей (19,4%). Общаются на их родных языках с иностранцами 66,7% студентов экономических специальностей, и лишь 36,8% студентов естественных специальностей. Для посещения лекций, факультативов зарубежных преподавателей также чаще используют иностранный язык студенты экономических специальностей (1/5 студентов); для участия в научных семинарах, школах, конференциях, проводимых за рубежом в больше степени употребляют иностранный язык студенты технических и гуманитарных специальностей (обе группы – 7,1%), в меньшей степени – естественных специальностей (3,7%). Однако существует доля студентов, которые не используют иностранный язык: среди них 14,3% студентов технических специальностей, 27,6% – естественных, 8,3% – экономических, 16.3% – гуманитарных.

В ходе исследования также были изучены миграционные настроения студентов. В ближайшее время планируют поехать на учебу за границу 1/5 студентов технических специальностей, 15.3% студентов естественных специальностей, 27.8% экономических специальностей, 17.8% студентов гуманитарных специальностей. Уехать за границу на ПМЖ планирует одна десятая часть студентов естественных специальностей, 12,2% студентов экономических специальностей, 13,8% студентов гуманитарных специальностей и 17,3% студентов технических специальностей.

Таким образом, возникает социальное противоречие: с одной стороны, государство осознает необходимость постоянного повышения уровня квалификации и конкурентоспособности молодых специалистов на рынке труда, с другой – высокий уровень образования позволяет молодым специалистам найти более высокооплачиваемую работу за рубежом, поэтому возникает проблема миграции интеллектуальных кадров за рубеж. Высшее образование в Беларуси обеспечивает не только получение знаний и профессиональных навыков, но также и овладение одним или двумя иностранными языками, что повышает спрос на выпускников. Основываясь на результатах исследования, можно сделать вывод, что наиболее активными в использовании своих навыков в сфере установления международных контактов являются студенты экономических специальностей.

Свечникова Юлия

Национальный исследовательский университет «Белгородский государственный университет»

(Россия, г. Белгород)