Использование иностранного языка студентами бгу
Развитие систем коммуникаций и создание единого политического и экономического пространства определило необходимость международных контактов, для которых обязательно свободное владение иностранным языком. Особенно это важно для науки, где взаимодействие экспертов разных стран помогает не только взглянуть на проблему под новым углом, но также обеспечить исследования достойным уровнем оборудования и расходных материалов. Получение образования за рубежом помогает молодым ученым не только проявить себя, но и познакомиться с новыми подходами и парадигмами, актуальными для того культурного и образовательного пространства, в котором они находятся. Естественно, данная практика может быть полезной для развития отечественной науки, поэтому государство в большинстве случаев заинтересовано в этом. Владение иностранным языком является одним из главных факторов при трудоустройстве на высокооплачиваемую и престижную работу в Беларуси. Проведенный нами контент-анализ на одном из самых популярных ресурсов вакансий в белорусском Интернете (praca.by) свидетельствует о том, что в 40% случаев работодатель требует знание одного или двух иностранных языков, при этом знание английского, как правило, является обязательным. С другой стороны, при увеличении количества коммуникаций учёных за рубежом государство обретает проблему «утечки мозгов».
В ноябре-декабре 2010 года был проведен опрос студентов первого и четвертого курса БГУ дневной формы обучения. На радиофизическом факультете было опрошено 86 человек, на биологическом – 76 человек, на экономическом – 84 человека и на факультете философии и социальных наук – 98 человек (n=344). Эти факультеты репрезентировали 4 группы специальностей: технические, естественные, экономические, гуманитарные. В генеральной совокупности мужская часть составляет 36,3%, женская 63,7%. В выборке – 35,6% и 64,4% соответственно. Инструментарий был разработан социологами Харьковского национального университета имени В.Н. Каразина.
Для участия в международных мероприятиях и трудоустройстве в Беларуси крайне важным является знание иностранного языка. Одной из задач исследования было выявление знания иностранного языка и сфер его использования студентами БГУ. В инструментарий был включен также вопрос о способах изучения иностранного языка. Результаты исследования свидетельствуют, что изучают иностранный язык только как один из предметов вузовской программы чуть более половины студентов экономических специальностей, 2/3 студентов технических специальностей, ¾ студентов гуманитарных специальностей и 77,6% студентов естественных специальностей. Дополнительно (самостоятельно, на курсах, с частным преподавателем) занимаются иностранным языком 22,4% студентов естественных специальностей, 23,5% студентов гуманитарных специальностей, треть студентов технических специальностей и 45,2% студентов экономических специальностей.
Где же применяют студенты знание иностранного языка? Как показал опрос, для чтения литературы по специальности чаще всего иностранный язык используют студенты естественных специальностей (35,5% студентов естественных специальностей), а реже всего – студенты гуманитарных специальностей (19,4%). Общаются на их родных языках с иностранцами 66,7% студентов экономических специальностей, и лишь 36,8% студентов естественных специальностей. Для посещения лекций, факультативов зарубежных преподавателей также чаще используют иностранный язык студенты экономических специальностей (1/5 студентов); для участия в научных семинарах, школах, конференциях, проводимых за рубежом в больше степени употребляют иностранный язык студенты технических и гуманитарных специальностей (обе группы – 7,1%), в меньшей степени – естественных специальностей (3,7%). Однако существует доля студентов, которые не используют иностранный язык: среди них 14,3% студентов технических специальностей, 27,6% – естественных, 8,3% – экономических, 16.3% – гуманитарных.
В ходе исследования также были изучены миграционные настроения студентов. В ближайшее время планируют поехать на учебу за границу 1/5 студентов технических специальностей, 15.3% студентов естественных специальностей, 27.8% экономических специальностей, 17.8% студентов гуманитарных специальностей. Уехать за границу на ПМЖ планирует одна десятая часть студентов естественных специальностей, 12,2% студентов экономических специальностей, 13,8% студентов гуманитарных специальностей и 17,3% студентов технических специальностей.
Таким образом, возникает социальное противоречие: с одной стороны, государство осознает необходимость постоянного повышения уровня квалификации и конкурентоспособности молодых специалистов на рынке труда, с другой – высокий уровень образования позволяет молодым специалистам найти более высокооплачиваемую работу за рубежом, поэтому возникает проблема миграции интеллектуальных кадров за рубеж. Высшее образование в Беларуси обеспечивает не только получение знаний и профессиональных навыков, но также и овладение одним или двумя иностранными языками, что повышает спрос на выпускников. Основываясь на результатах исследования, можно сделать вывод, что наиболее активными в использовании своих навыков в сфере установления международных контактов являются студенты экономических специальностей.
Свечникова Юлия
Национальный исследовательский университет «Белгородский государственный университет»
(Россия, г. Белгород)
- 227 Соціологія у (пост)сучасності зміст
- Х Міжнародна студентська конференція
- Запрошуємо до співробітництва! Оргкомітет вітає учасників х Міжнародної наукової конференції студентів та аспірантів «Соціологія у (пост)сучасності»!
- V.S. Volegov, a.A. Noskov, а.А. Chernega
- Portrait of the current secondary education system in Perm region, Russia
- Юмор как политическая технология в обществе «частичной карнавализации»
- Вплив ціннісних трансформацій на підприємницьку активність молоді
- Ритуали інтенсифікації у сучасному українському суспільстві: День Незалежності
- Фокус-группа on-line и off-line: есть ли разница?
- Коррупция как форма девиации в современном трансформирующемся обществе
- Взаимодействие общественных организаций и органов социальной защиты населения в решении социальных проблем
- Образ молодежи на страницах современных сми
- Модели религиозного образования в рамках дихотомии меж- и мультикультурализма
- Онлайновые социальные сети как механизм виртуальной мобилизации молодежи
- Проблеми зайнятості молоді в умовах ринкових перетворень
- Семья и школа: основные проблемы взаимодействия
- Бездомность в современном украинском городе: попытка теоретического осмысления
- Соціальне становище молодих сімей Миколаївщини: соціологічний аналіз
- Актуальные проблемы повышения эффективности социальных взаимодействий сотрудника полиции в современном обществе
- Нормативное регулирование социальной ответственности
- Вплив хореографії на розвиток креативності дітей: досвід соціологічного дослідження
- Особенности влияния коммуникативной стратегии на креативную стратегию рекламной кампании
- Репрезентации мужественности в российской массовой культуре: визуальный анализ
- Зависимость ценностных ориентаций от процесса стереотипизации
- Миф о «счастливой жизни» и идея богатства: трансформация понятий
- Swot- и pest- анализ как элементы образовательного аудита вуЗа
- Внесемейные ценностные ориентации как фактор нестабильности современной семьи
- Ризикологічні потенції дослідження соціально-професійних планів сучасного українського студентства
- Нігілізм сучасної української молоді в контексті соціокультурної трансформації
- Государственные праздники в России: к вопросу о национальной идентичности
- П. Андерсон і р. Лахман: два погляди на виникнення капіталізму в Західній Європі в епоху ранньої сучасності
- Развитие интернет-сообществ религиозной направленности в контексте виртуализации украинского социума
- Стигматизация идентичности женщины с онкологией молочной железы: попытка применения драматургического анализа и.Гофмана
- Самоубийство как форма девиантного поведения и его социальные причины
- Корпоративная социальная ответственность бизнеса: социологическая перспектива исследования
- Сучасні стилі життя у контексті конфлікту цінностей
- Живопись как объект социологического исследования: методологические перспективы
- Социализация личности в высшей школе
- Вербатим как социологический эксперимент: визуализация актуальных проблем в современном театре (на примере монОципального центра им. В.Э.Мейерхольда (Херсон))
- Лінощі в житті студентської молоді
- Репродуктивна та сексуальна поведінка як автономні сфери життєдіяльності сучасного індивіда
- Социология культуры vs культурсоциология
- Міжетнічна комунікація в сучасних умовах культурного прикордоння: до постановки проблеми
- Коростильова Олена
- Професійне самовизначення молоді як актуальна проблема соціологічного дослідження
- Страх як визначальна характеристика поведінки громадян на пострадянському просторі
- Социально-политические трансформации в постсоветской России
- Технологізація соціалізації студентів-сиріт у внз
- Кулешов Александр
- Белорусский государственный университет
- Донорство крови в Беларуси: возможности социологической диагностировки
- «Місця пам'яті» у конструюванні колективної ідентичності
- Концептуалізація поняття «сучасний стиль життя»
- Ціннісні розломи сучасної молоді
- Дослідження життєвих стратегій селян у якісній перспективі
- Интегративное воздействие социального творчества на гражданское общество
- Історико-антропологічний аспект гендерної нерівності
- Липина Кристина
- Проблемы повышения физической подготовленности курсантов образовательных учреждений силовых ведомств (на примере Восточно-Сибирского института мвд России)
- Основные направления социальной работы с лицами без определенного места жительства
- Акторно-сетевая теория в действии: исследование феномена дружбы через актанты
- Политическая толерантность молодежи Северного Кавказа (на примере Дагестана)
- Матягіна Ольга
- Політичні ідеї як складова політичного простору: їх значення та роль
- Маніпуляція свідомістю читачів жіночих журналів
- Интернет как инструмент политической мобилизации
- Інверсії політико-інституційної системи у пострадянських державах
- Биовласть и биополитика: становление, техники, метаморфозы
- Профессиональное образование как инструмент отсроченного управления адаптационными рисками в процессе вертикальной профессиональной мобильности
- Здоровье и ценности современной молодежи
- Вербальные символы в российской политической действительности
- Компенсаторная роль неформальных институтов в политике
- Держава та нація як вищі форми соціального зв’язку в концепції с. Дністрянського
- Адаптация иностранного студента в инокультурной среде
- Панкратова Маргарита
- Национальный исследовательский университет «Высшая Школа Экономики»
- Удовлетворенность российских женщин работой и жизнью после рождения ребенка
- Пантюх Екатерина
- Харьковский национальный университет имени в.Н. Каразина
- Проблема адаптации бывших заключенных в контексте социологии культуры
- Феномен самоубийства в украинских реалиях
- Пасісниченко Антон Харківський національний університет імені в.Н. Каразіна
- В пошуках теорії ідентичності: від есенціалізму до дискурсивного конструктивізму і далі
- Негативное влияние секты (на примере организации «Свидетели Иеговы»)
- Політична економіка як маніфестація політичного
- Корупція в умовах сучасного інституту освіти
- Влияние коррупции в вуЗах на ценность и качество образования
- Соціальна реклама в Україні
- Магия в контексте функциональной теории Бронислава Малиновского
- Проблема инкорпорирования культурного капитала школьниками в рамках получения среднего образования
- Рощин Дмитрий
- (Украина, г. Харьков) Смысложизненная концепция личности: авторская интерпретация понятия
- Футбольні фанати як соціокультурна спільнота
- Щастя як суб’єктивний показник якості життя суспільства
- Использование иностранного языка студентами бгу
- Свободное время в жизни студента
- Культивационный эффект виртуального взаимодействия
- Ценностные ориентации как механизм регулирования государственной молодежной политики
- Особенности речевой коммуникации в студенческой среде
- Out-line: кто остался вне Сети?
- Особенности рекламных сообщений в условиях постмодерна
- Сім’я у системі ціннісних орієнтацій української молоді
- Специфіка дозвіллєвої діяльності пострадянського студентства у процесі перебування закордоном (за результатами включеного спостереження)
- Використання інфографіки у передвиборчій агітації
- Тітова Юлія
- Мелітопольський державний педагогічний університет ім. Б.Хмельницького
- Міжетнічна толерантність у молодіжному середовищі інтеркультурного міста
- Проблеми реалізації положень нормативно-правової бази України в повсякденній роботі соціального працівника
- Досуг в жизни современной белорусской молодежи
- Особливості корпоративної культури в комерційних організаціях України
- Бомжи как социальное явление
- Особенности социальных коммуникаций сервисных организаций в сети Интернет (на примере гостиниц)
- Музей как объект социокультурного потребления
- Жизненные ценности курсантов и профессионально-личностные стратегии их достижения
- Стереотипи, які сприяють вживанню наркотиків
- Социальная реабилитация глухих детей
- Проблемы развития нормативно-правового обеспечения информационной безопасности Российской Федерации
- Дигиталізація вищої освіти
- Європейський Союз: у пошуку методологічних координат дослідження
- Тілесність та зовнішність людини як прояв соціальних відносин в контексті гендерних особливостей
- Интерпретация социологических данных: замечания п. Бурдье
- Особливості політичного лідерства часів Запорозької Січі
- Відкритість влади як основа досягнення відкритості суспільства
- Соціологія у (пост)сучасності