Swot- и pest- анализ как элементы образовательного аудита вуЗа
Проблеме качества образования во всём мире сейчас уделяется самое пристальное внимание. Руководители государств, органов управления высшим образованием, высших учебных заведений выражают озабоченность вопросами удовлетворения потребностей общества в образовательных услугах и достижения высокого уровня подготовки выпускников ВУЗов. Это является следствием ряда трансформаций, которые претерпевает современный ВУЗ как во внутренней, так и внешней среде. Изучение влияния внешних факторов – достаточно распространенный управленческий метод, позволяющий разрабатывать стратегию и долгосрочные планы развития организации. Наиболее распространенными и действенными методами такого порядка являются SWOT- и PEST-анализ. Целью данной работы является актуализация использования данных методик при проведении образовательного аудита ВУЗа. Образовательный аудит на данный момент является новой и пока недостаточно разработанной для Украины отраслью услуг, вследствие чего разработка новых методик и моделей его проведения является одним из самых актуальных направлений для повышения качества отечественной системы высшего образования. Эта тема обусловлена необходимостью расширения методологической базы образовательного аудита с целью улучшения качества информации, получаемой в результате проверки.
В предыдущих работах нами был рассмотрен образовательный аудит как механизм повышения качества образовательных услуг. Однако проблемным полем остаётся конкретизация методов, используемых в образовательном аудите, и разработка отечественной модели его проведения. Для качественного и всестороннего анализа работы ВУЗа необходим синтез различных методик. В этом случаем мы вынуждены выходить за рамки исключительно социологических методик (анкетирование, анализ документов, эксперт-опросы и т.д.) и использовать SWOT- и PEST-анализ. На основании данных, полученных в результате социологического блока образовательного аудита, появляется возможность получить дополнительную информацию, которую ВУЗ может использовать для разработки стратегического управления и долгосрочного планирования.
По окончании основного блока аудита в результате экспертизы различных секторов работы ВУЗа группа экспертов получает достаточно большой массив информации. Используя его, мы можем провести анализ влияния внешних и внутренних факторов на деятельность организации.
Термин «SWOT-анализ» в обобщённом виде представляет собой аббревиатуру слов «Strengths – Weaknesses – Opportunities– Threats», то есть «Силы – Слабости – Возможности – Угрозы».
Потенциальные внутренние сильные стороны (S): | Потенциальные внутренние слабости (W): |
Потенциальные внешние благоприятные возможности (О): | Потенциальные внешние угрозы (Т): |
Рис 1. SWOT- матрица
Данный метод предполагает проведение оценки для выявления сильных и слабых сторон в работе ВУЗа, а также возможностей и угроз различного порядка, исходящих из его окружения. На основании данных, полученных в результате аудита, мы можем построить SWOT-матрицу, которая образует четыре поля: СИУ (сила и угроза), СИВ (сила и возможности), СЛУ (слабость и угрозы) и СЛВ (слабость и возможности). На каждом из перечисленных полей необходимо выбрать и рассмотреть все возможные комбинации, из которых экспертами будет вычленены наиболее актуальные и проблемные для работы ВУЗа.
Для конкретизации описываемого метода кратко опишем четыре предложенных поля. Поле СИВ включает в себя вычленение и функциональное использование сильных сторон работы ВУЗа с целью получить наибольшую отдачу и успех от возможностей, появляющихся во внешней среде. Комбинация СЛВ на базе возможностей ВУЗа, выявленных аудитом, предлагает пути, как преодолеть или смягчить имеющиеся у организации слабости. Поле СИУ является одним из основных, так как отображает сильные стороны ВУЗа, способные предотвратить и устранить внешние угрозы. Комбинация СЛУ для руководства ВУЗа является наиболее значимой, так как отображает основные проблемные моменты в работе и внешнем окружении организации.
SWOT-анализ – достаточно распространённый метод, используемый руководством ВУЗа для самооценки, однако основной проблемой, стоящей перед ним, является выбор правильных индикаторов оценки работы ВУЗа и определённый субъективизм, неизбежно возникающий в процессе самопроверки. Именно в этом контексте при проведении образовательного аудита целесообразно использовать данный метод, так как экспертиза, проведённая независимой организацией, позволит устранить фактор субъективности, а на основании блока социологических исследований, проведённых в ВУЗе, – разработать качественные индикаторы оценки.
Матрица PEST-анализа также может служить одним из вспомогательных методов при проведении образовательного аудита. Она включает в себя анализ макросреды ВУЗа: P – политика, E – экономика S – социальная сфера, Т – технологии. Построение матрицы идёт фактически так же, как в SWOT-анализе, то есть разрабатываются и высчитываются наиболее важные для ВУЗа комбинации. На их основании формируется отчёт, где отображается место, качество и степень влияния факторов макросреды на деятельность ВУЗа.
Описанные методики при проведении образовательного аудита могут позволить не только расширить и углубить информацию, получаемую аудиторами, но и значительно повысить рейтинг сертификата, выдающегося после проверки ВУЗу.
Грудина Татьяна
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
(Россия, г. Москва)
- 227 Соціологія у (пост)сучасності зміст
- Х Міжнародна студентська конференція
- Запрошуємо до співробітництва! Оргкомітет вітає учасників х Міжнародної наукової конференції студентів та аспірантів «Соціологія у (пост)сучасності»!
- V.S. Volegov, a.A. Noskov, а.А. Chernega
- Portrait of the current secondary education system in Perm region, Russia
- Юмор как политическая технология в обществе «частичной карнавализации»
- Вплив ціннісних трансформацій на підприємницьку активність молоді
- Ритуали інтенсифікації у сучасному українському суспільстві: День Незалежності
- Фокус-группа on-line и off-line: есть ли разница?
- Коррупция как форма девиации в современном трансформирующемся обществе
- Взаимодействие общественных организаций и органов социальной защиты населения в решении социальных проблем
- Образ молодежи на страницах современных сми
- Модели религиозного образования в рамках дихотомии меж- и мультикультурализма
- Онлайновые социальные сети как механизм виртуальной мобилизации молодежи
- Проблеми зайнятості молоді в умовах ринкових перетворень
- Семья и школа: основные проблемы взаимодействия
- Бездомность в современном украинском городе: попытка теоретического осмысления
- Соціальне становище молодих сімей Миколаївщини: соціологічний аналіз
- Актуальные проблемы повышения эффективности социальных взаимодействий сотрудника полиции в современном обществе
- Нормативное регулирование социальной ответственности
- Вплив хореографії на розвиток креативності дітей: досвід соціологічного дослідження
- Особенности влияния коммуникативной стратегии на креативную стратегию рекламной кампании
- Репрезентации мужественности в российской массовой культуре: визуальный анализ
- Зависимость ценностных ориентаций от процесса стереотипизации
- Миф о «счастливой жизни» и идея богатства: трансформация понятий
- Swot- и pest- анализ как элементы образовательного аудита вуЗа
- Внесемейные ценностные ориентации как фактор нестабильности современной семьи
- Ризикологічні потенції дослідження соціально-професійних планів сучасного українського студентства
- Нігілізм сучасної української молоді в контексті соціокультурної трансформації
- Государственные праздники в России: к вопросу о национальной идентичности
- П. Андерсон і р. Лахман: два погляди на виникнення капіталізму в Західній Європі в епоху ранньої сучасності
- Развитие интернет-сообществ религиозной направленности в контексте виртуализации украинского социума
- Стигматизация идентичности женщины с онкологией молочной железы: попытка применения драматургического анализа и.Гофмана
- Самоубийство как форма девиантного поведения и его социальные причины
- Корпоративная социальная ответственность бизнеса: социологическая перспектива исследования
- Сучасні стилі життя у контексті конфлікту цінностей
- Живопись как объект социологического исследования: методологические перспективы
- Социализация личности в высшей школе
- Вербатим как социологический эксперимент: визуализация актуальных проблем в современном театре (на примере монОципального центра им. В.Э.Мейерхольда (Херсон))
- Лінощі в житті студентської молоді
- Репродуктивна та сексуальна поведінка як автономні сфери життєдіяльності сучасного індивіда
- Социология культуры vs культурсоциология
- Міжетнічна комунікація в сучасних умовах культурного прикордоння: до постановки проблеми
- Коростильова Олена
- Професійне самовизначення молоді як актуальна проблема соціологічного дослідження
- Страх як визначальна характеристика поведінки громадян на пострадянському просторі
- Социально-политические трансформации в постсоветской России
- Технологізація соціалізації студентів-сиріт у внз
- Кулешов Александр
- Белорусский государственный университет
- Донорство крови в Беларуси: возможности социологической диагностировки
- «Місця пам'яті» у конструюванні колективної ідентичності
- Концептуалізація поняття «сучасний стиль життя»
- Ціннісні розломи сучасної молоді
- Дослідження життєвих стратегій селян у якісній перспективі
- Интегративное воздействие социального творчества на гражданское общество
- Історико-антропологічний аспект гендерної нерівності
- Липина Кристина
- Проблемы повышения физической подготовленности курсантов образовательных учреждений силовых ведомств (на примере Восточно-Сибирского института мвд России)
- Основные направления социальной работы с лицами без определенного места жительства
- Акторно-сетевая теория в действии: исследование феномена дружбы через актанты
- Политическая толерантность молодежи Северного Кавказа (на примере Дагестана)
- Матягіна Ольга
- Політичні ідеї як складова політичного простору: їх значення та роль
- Маніпуляція свідомістю читачів жіночих журналів
- Интернет как инструмент политической мобилизации
- Інверсії політико-інституційної системи у пострадянських державах
- Биовласть и биополитика: становление, техники, метаморфозы
- Профессиональное образование как инструмент отсроченного управления адаптационными рисками в процессе вертикальной профессиональной мобильности
- Здоровье и ценности современной молодежи
- Вербальные символы в российской политической действительности
- Компенсаторная роль неформальных институтов в политике
- Держава та нація як вищі форми соціального зв’язку в концепції с. Дністрянського
- Адаптация иностранного студента в инокультурной среде
- Панкратова Маргарита
- Национальный исследовательский университет «Высшая Школа Экономики»
- Удовлетворенность российских женщин работой и жизнью после рождения ребенка
- Пантюх Екатерина
- Харьковский национальный университет имени в.Н. Каразина
- Проблема адаптации бывших заключенных в контексте социологии культуры
- Феномен самоубийства в украинских реалиях
- Пасісниченко Антон Харківський національний університет імені в.Н. Каразіна
- В пошуках теорії ідентичності: від есенціалізму до дискурсивного конструктивізму і далі
- Негативное влияние секты (на примере организации «Свидетели Иеговы»)
- Політична економіка як маніфестація політичного
- Корупція в умовах сучасного інституту освіти
- Влияние коррупции в вуЗах на ценность и качество образования
- Соціальна реклама в Україні
- Магия в контексте функциональной теории Бронислава Малиновского
- Проблема инкорпорирования культурного капитала школьниками в рамках получения среднего образования
- Рощин Дмитрий
- (Украина, г. Харьков) Смысложизненная концепция личности: авторская интерпретация понятия
- Футбольні фанати як соціокультурна спільнота
- Щастя як суб’єктивний показник якості життя суспільства
- Использование иностранного языка студентами бгу
- Свободное время в жизни студента
- Культивационный эффект виртуального взаимодействия
- Ценностные ориентации как механизм регулирования государственной молодежной политики
- Особенности речевой коммуникации в студенческой среде
- Out-line: кто остался вне Сети?
- Особенности рекламных сообщений в условиях постмодерна
- Сім’я у системі ціннісних орієнтацій української молоді
- Специфіка дозвіллєвої діяльності пострадянського студентства у процесі перебування закордоном (за результатами включеного спостереження)
- Використання інфографіки у передвиборчій агітації
- Тітова Юлія
- Мелітопольський державний педагогічний університет ім. Б.Хмельницького
- Міжетнічна толерантність у молодіжному середовищі інтеркультурного міста
- Проблеми реалізації положень нормативно-правової бази України в повсякденній роботі соціального працівника
- Досуг в жизни современной белорусской молодежи
- Особливості корпоративної культури в комерційних організаціях України
- Бомжи как социальное явление
- Особенности социальных коммуникаций сервисных организаций в сети Интернет (на примере гостиниц)
- Музей как объект социокультурного потребления
- Жизненные ценности курсантов и профессионально-личностные стратегии их достижения
- Стереотипи, які сприяють вживанню наркотиків
- Социальная реабилитация глухих детей
- Проблемы развития нормативно-правового обеспечения информационной безопасности Российской Федерации
- Дигиталізація вищої освіти
- Європейський Союз: у пошуку методологічних координат дослідження
- Тілесність та зовнішність людини як прояв соціальних відносин в контексті гендерних особливостей
- Интерпретация социологических данных: замечания п. Бурдье
- Особливості політичного лідерства часів Запорозької Січі
- Відкритість влади як основа досягнення відкритості суспільства
- Соціологія у (пост)сучасності