logo
Sbornik_2012

Swot- и pest- анализ как элементы образовательного аудита вуЗа

Проблеме качества образования во всём мире сейчас уделяется самое пристальное внимание. Руководители государств, органов управления высшим образованием, высших учебных заведений выражают озабоченность вопросами удовлетворения потребностей общества в образовательных услугах и достижения высокого уровня подготовки выпускников ВУЗов. Это является следствием ряда трансформаций, которые претерпевает современный ВУЗ как во внутренней, так и внешней среде. Изучение влияния внешних факторов – достаточно распространенный управленческий метод, позволяющий разрабатывать стратегию и долгосрочные планы развития организации. Наиболее распространенными и действенными методами такого порядка являются SWOT- и PEST-анализ. Целью данной работы является актуализация использования данных методик при проведении образовательного аудита ВУЗа. Образовательный аудит на данный момент является новой и пока недостаточно разработанной для Украины отраслью услуг, вследствие чего разработка новых методик и моделей его проведения является одним из самых актуальных направлений для повышения качества отечественной системы высшего образования. Эта тема обусловлена необходимостью расширения методологической базы образовательного аудита с целью улучшения качества информации, получаемой в результате проверки.

В предыдущих работах нами был рассмотрен образовательный аудит как механизм повышения качества образовательных услуг. Однако проблемным полем остаётся конкретизация методов, используемых в образовательном аудите, и разработка отечественной модели его проведения. Для качественного и всестороннего анализа работы ВУЗа необходим синтез различных методик. В этом случаем мы вынуждены выходить за рамки исключительно социологических методик (анкетирование, анализ документов, эксперт-опросы и т.д.) и использовать SWOT- и PEST-анализ. На основании данных, полученных в результате социологического блока образовательного аудита, появляется возможность получить дополнительную информацию, которую ВУЗ может использовать для разработки стратегического управления и долгосрочного планирования.

По окончании основного блока аудита в результате экспертизы различных секторов работы ВУЗа группа экспертов получает достаточно большой массив информации. Используя его, мы можем провести анализ влияния внешних и внутренних факторов на деятельность организации.

Термин «SWOT-анализ» в обобщённом виде представляет собой аббревиатуру слов «Strengths – Weaknesses – Opportunities– Threats», то есть «Силы – Слабости – Возможности – Угрозы».

Потенциальные внутренние сильные стороны (S):

Потенциальные внутренние слабости (W):

Потенциальные внешние благоприятные возможности (О):

Потенциальные внешние угрозы (Т):

Рис 1. SWOT- матрица

Данный метод предполагает проведение оценки для выявления сильных и слабых сторон в работе ВУЗа, а также возможностей и угроз различного порядка, исходящих из его окружения. На основании данных, полученных в результате аудита, мы можем построить SWOT-матрицу, которая образует четыре поля: СИУ (сила и угроза), СИВ (сила и возможности), СЛУ (слабость и угрозы) и СЛВ (слабость и возможности). На каждом из перечисленных полей необходимо выбрать и рассмотреть все возможные комбинации, из которых экспертами будет вычленены наиболее актуальные и проблемные для работы ВУЗа.

Для конкретизации описываемого метода кратко опишем четыре предложенных поля. Поле СИВ включает в себя вычленение и функциональное использование сильных сторон работы ВУЗа с целью получить наибольшую отдачу и успех от возможностей, появляющихся во внешней среде. Комбинация СЛВ на базе возможностей ВУЗа, выявленных аудитом, предлагает пути, как преодолеть или смягчить имеющиеся у организации слабости. Поле СИУ является одним из основных, так как отображает сильные стороны ВУЗа, способные предотвратить и устранить внешние угрозы. Комбинация СЛУ для руководства ВУЗа является наиболее значимой, так как отображает основные проблемные моменты в работе и внешнем окружении организации.

SWOT-анализ – достаточно распространённый метод, используемый руководством ВУЗа для самооценки, однако основной проблемой, стоящей перед ним, является выбор правильных индикаторов оценки работы ВУЗа и определённый субъективизм, неизбежно возникающий в процессе самопроверки. Именно в этом контексте при проведении образовательного аудита целесообразно использовать данный метод, так как экспертиза, проведённая независимой организацией, позволит устранить фактор субъективности, а на основании блока социологических исследований, проведённых в ВУЗе, – разработать качественные индикаторы оценки.

Матрица PEST-анализа также может служить одним из вспомогательных методов при проведении образовательного аудита. Она включает в себя анализ макросреды ВУЗа: P – политика, E – экономика S – социальная сфера, Т – технологии. Построение матрицы идёт фактически так же, как в SWOT-анализе, то есть разрабатываются и высчитываются наиболее важные для ВУЗа комбинации. На их основании формируется отчёт, где отображается место, качество и степень влияния факторов макросреды на деятельность ВУЗа.

Описанные методики при проведении образовательного аудита могут позволить не только расширить и углубить информацию, получаемую аудиторами, но и значительно повысить рейтинг сертификата, выдающегося после проверки ВУЗу.

Грудина Татьяна

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

(Россия, г. Москва)