Бомжи как социальное явление
В современных городах живут успешные и самодостаточные люди. В города приезжают в поисках лучшей жизни, но вне дорогих ресторанов, автомобилей и бутиков течёт совершенно другая жизнь. Жизнь людей, которых стараются не замечать, а если и видят, то обходят стороной, их боятся и презирают, их называют бичом и отбросами общества. Они живут в подвалах и теплотрассах, на крышах домов и в трущобах, они уходят подальше от людей и стараются реже попадаться на глаза. Они повсюду, но их как бы нет. Себя эти люди называют бродягами. Проблема таких людей является актуальной в наше время.
Целью данной работы является исследования мира бомжей и выяснение, что он из себя представляет.
Пожалуй, самым страшным в общем портрете лиц без определенного места жительства является то, что каждый десятый бомж – ребенок. Это либо сбежавший из неблагополучной семьи или воспитательного учреждения, либо связанный родственными узами с родителем-бомжом. Эти дети попадают «под патронаж» взрослых, вовлекающих несовершеннолетних в преступления или занятия проституцией. Что касается уже взрослых людей, то они становятся бродягами в первую очередь из-за личной жизненной драмы (более 50%). Черные риелторы и родственники лишают жилья, выставляют на улицу без средств существования, гибель родных и многое другое заставляет людей «опустить руки». Следующим фактором является судимость (примерно 25%). Людей с «волчьим билетом» не берут на работу, перед ними закрывают двери, отворачиваются родные и близкие. Оставшиеся 25% бомжей – лентяи, тунеядцы, наркоманы, душевнобольные.
К отличительным особенностям лиц без определенного места жительства относятся: отсутствие паспорта, жилья, прописки, друзей, родных и определенных жизненных целей и перспектив. Сложно не определить бомжа с первого взгляда. Внешний облик и специфический запах позволяют безошибочно отнести человека к данной категории. Весь образ жизни бомжей направлен на борьбу за существование. Им необходимо постоянно «отвоевывать» теплое место или прибыльный пятачок у метро или другого людного места, бороться за пищу и возможность получить несколько часов спокойного сна, так как их отовсюду гонят и иногда избивают. Чем дольше человек находится на улице, тем сложнее ему вернуться к прежней жизни, теряются социальные навыки. Продолжительность жизни бродяг на улице в среднем составляет около пяти лет. Некоторым везет больше, а кому-то меньше, но так или иначе, однако число бездомных не уменьшается, а, наоборот, увеличивается. По официальным данным, в Украине около двадцати тысяч бездомных, но, по мнению социальных служб, их в десятки раз больше.
Бомж – скорее мужчина, чем женщина, возрастом от тридцати до пятидесяти лет, на девяносто с лишним процентов трудоспособен. Источниками существования для представителей этой категории являются: милостыня, воровство, помощь благотворительных организаций и эпизодические заработки (сдача пустой стеклотары, погрузка / разгрузка, мытье вагонов в отстойниках и т.п.) [3].
Бомжи делятся на так называемых «коренных» и «иногородних». «Коренные» живут на чердаках, в подвалах, в квартирах, в заброшенных домах и даже под линиями теплотрасс и в канализационных колодцах. Место «иногородних» – в основном, вокзалы и прилегающие к ним территории.
Неприязнь и страх жителей, с которыми по соседству живут бродяги, появляются, прежде всего, из-за опасения значительного усложнения санитарно-эпидемиологической и криминальной обстановки в районе и обществе в целом. Зонами особого санитарно-эпидемиологического риска становятся практически все места, посещаемые бомжами, главным образом – вокзалы, рынки, общественный транспорт и т.п. Особо велика возможность заражения в крупных городах, «полюбившихся» бомжам и ставших для них пространством жизнедеятельности. Если не принимать соответствующих мер, то ситуация может окончательно выйти из-под контроля, что может привести к вспышкам сыпного тифа и массовому распространению различных заболеваний не только у самих бомжей, но и у основной части населения страны.
В больших городах проводится регулярная работа социальных служб, благотворительных организаций и волонтеров, которая направлена на оказание помощи людям без определенного места жительства. Помогают таким людям и представители духовенства, которые участвуют в социальной работе с данной категорией населения. Но и не каждый бомж хочет работать, иногда они считают это лишним. В городских социальных службах можно помыться, получить медицинскую помощь, новую одежду, сытно поесть, а в холодное время года еще и переночевать. Но действуют такие службы только в больших городах. Вот и приходится многим бродягам, в особенности тем, кто имеет уголовную судимость, «выкручиваться» самостоятельно. В каждом пятом деле, расследуемом по линии уголовного розыска, фигурируют бомжи. А за этой цифрой стоит пласт так называемой «латентной преступности», – множества криминальных деяний, о которых милиция никогда не узнает.
Подводя итог вышесказанному, заметим, что весьма сложно дать какие либо практические советы или рекомендации. Украинской государственной власти следовало бы больше обращать внимания на этих людей. Бомжи – это не бич нашего времени, это страдающие люди, в большинстве своем живущие так не по своей воле. Что же касается обычных людей, следует быть более терпимыми к этим людям, оказывать им посильную помощь и уже тем более не издеваться над ними. Стоит помнить, что бродяги – это такие же люди, как и мы, только у каждого из нас своя судьба, а оказаться на месте этих людей может каждый.
Литература: 1. Интернет-ресурс: http://www.youtube.com – Режим доступа: http://www.youtube.com/watch?v=tLWLtq-jPss&feature=related. 2. Интернет-ресурс: http://www.youtube.com – Режим доступа: http://www.youtube.com/watch?v=ru2veC4-EAE&feature=related. 3. Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.univer5.ru/sotsialnaya-rabota/index/Page-97.html.
Чебыкина Мария
Санкт-Петербургский государственный университет
(Россия, г. Санкт-Петербург)
- 227 Соціологія у (пост)сучасності зміст
- Х Міжнародна студентська конференція
- Запрошуємо до співробітництва! Оргкомітет вітає учасників х Міжнародної наукової конференції студентів та аспірантів «Соціологія у (пост)сучасності»!
- V.S. Volegov, a.A. Noskov, а.А. Chernega
- Portrait of the current secondary education system in Perm region, Russia
- Юмор как политическая технология в обществе «частичной карнавализации»
- Вплив ціннісних трансформацій на підприємницьку активність молоді
- Ритуали інтенсифікації у сучасному українському суспільстві: День Незалежності
- Фокус-группа on-line и off-line: есть ли разница?
- Коррупция как форма девиации в современном трансформирующемся обществе
- Взаимодействие общественных организаций и органов социальной защиты населения в решении социальных проблем
- Образ молодежи на страницах современных сми
- Модели религиозного образования в рамках дихотомии меж- и мультикультурализма
- Онлайновые социальные сети как механизм виртуальной мобилизации молодежи
- Проблеми зайнятості молоді в умовах ринкових перетворень
- Семья и школа: основные проблемы взаимодействия
- Бездомность в современном украинском городе: попытка теоретического осмысления
- Соціальне становище молодих сімей Миколаївщини: соціологічний аналіз
- Актуальные проблемы повышения эффективности социальных взаимодействий сотрудника полиции в современном обществе
- Нормативное регулирование социальной ответственности
- Вплив хореографії на розвиток креативності дітей: досвід соціологічного дослідження
- Особенности влияния коммуникативной стратегии на креативную стратегию рекламной кампании
- Репрезентации мужественности в российской массовой культуре: визуальный анализ
- Зависимость ценностных ориентаций от процесса стереотипизации
- Миф о «счастливой жизни» и идея богатства: трансформация понятий
- Swot- и pest- анализ как элементы образовательного аудита вуЗа
- Внесемейные ценностные ориентации как фактор нестабильности современной семьи
- Ризикологічні потенції дослідження соціально-професійних планів сучасного українського студентства
- Нігілізм сучасної української молоді в контексті соціокультурної трансформації
- Государственные праздники в России: к вопросу о национальной идентичности
- П. Андерсон і р. Лахман: два погляди на виникнення капіталізму в Західній Європі в епоху ранньої сучасності
- Развитие интернет-сообществ религиозной направленности в контексте виртуализации украинского социума
- Стигматизация идентичности женщины с онкологией молочной железы: попытка применения драматургического анализа и.Гофмана
- Самоубийство как форма девиантного поведения и его социальные причины
- Корпоративная социальная ответственность бизнеса: социологическая перспектива исследования
- Сучасні стилі життя у контексті конфлікту цінностей
- Живопись как объект социологического исследования: методологические перспективы
- Социализация личности в высшей школе
- Вербатим как социологический эксперимент: визуализация актуальных проблем в современном театре (на примере монОципального центра им. В.Э.Мейерхольда (Херсон))
- Лінощі в житті студентської молоді
- Репродуктивна та сексуальна поведінка як автономні сфери життєдіяльності сучасного індивіда
- Социология культуры vs культурсоциология
- Міжетнічна комунікація в сучасних умовах культурного прикордоння: до постановки проблеми
- Коростильова Олена
- Професійне самовизначення молоді як актуальна проблема соціологічного дослідження
- Страх як визначальна характеристика поведінки громадян на пострадянському просторі
- Социально-политические трансформации в постсоветской России
- Технологізація соціалізації студентів-сиріт у внз
- Кулешов Александр
- Белорусский государственный университет
- Донорство крови в Беларуси: возможности социологической диагностировки
- «Місця пам'яті» у конструюванні колективної ідентичності
- Концептуалізація поняття «сучасний стиль життя»
- Ціннісні розломи сучасної молоді
- Дослідження життєвих стратегій селян у якісній перспективі
- Интегративное воздействие социального творчества на гражданское общество
- Історико-антропологічний аспект гендерної нерівності
- Липина Кристина
- Проблемы повышения физической подготовленности курсантов образовательных учреждений силовых ведомств (на примере Восточно-Сибирского института мвд России)
- Основные направления социальной работы с лицами без определенного места жительства
- Акторно-сетевая теория в действии: исследование феномена дружбы через актанты
- Политическая толерантность молодежи Северного Кавказа (на примере Дагестана)
- Матягіна Ольга
- Політичні ідеї як складова політичного простору: їх значення та роль
- Маніпуляція свідомістю читачів жіночих журналів
- Интернет как инструмент политической мобилизации
- Інверсії політико-інституційної системи у пострадянських державах
- Биовласть и биополитика: становление, техники, метаморфозы
- Профессиональное образование как инструмент отсроченного управления адаптационными рисками в процессе вертикальной профессиональной мобильности
- Здоровье и ценности современной молодежи
- Вербальные символы в российской политической действительности
- Компенсаторная роль неформальных институтов в политике
- Держава та нація як вищі форми соціального зв’язку в концепції с. Дністрянського
- Адаптация иностранного студента в инокультурной среде
- Панкратова Маргарита
- Национальный исследовательский университет «Высшая Школа Экономики»
- Удовлетворенность российских женщин работой и жизнью после рождения ребенка
- Пантюх Екатерина
- Харьковский национальный университет имени в.Н. Каразина
- Проблема адаптации бывших заключенных в контексте социологии культуры
- Феномен самоубийства в украинских реалиях
- Пасісниченко Антон Харківський національний університет імені в.Н. Каразіна
- В пошуках теорії ідентичності: від есенціалізму до дискурсивного конструктивізму і далі
- Негативное влияние секты (на примере организации «Свидетели Иеговы»)
- Політична економіка як маніфестація політичного
- Корупція в умовах сучасного інституту освіти
- Влияние коррупции в вуЗах на ценность и качество образования
- Соціальна реклама в Україні
- Магия в контексте функциональной теории Бронислава Малиновского
- Проблема инкорпорирования культурного капитала школьниками в рамках получения среднего образования
- Рощин Дмитрий
- (Украина, г. Харьков) Смысложизненная концепция личности: авторская интерпретация понятия
- Футбольні фанати як соціокультурна спільнота
- Щастя як суб’єктивний показник якості життя суспільства
- Использование иностранного языка студентами бгу
- Свободное время в жизни студента
- Культивационный эффект виртуального взаимодействия
- Ценностные ориентации как механизм регулирования государственной молодежной политики
- Особенности речевой коммуникации в студенческой среде
- Out-line: кто остался вне Сети?
- Особенности рекламных сообщений в условиях постмодерна
- Сім’я у системі ціннісних орієнтацій української молоді
- Специфіка дозвіллєвої діяльності пострадянського студентства у процесі перебування закордоном (за результатами включеного спостереження)
- Використання інфографіки у передвиборчій агітації
- Тітова Юлія
- Мелітопольський державний педагогічний університет ім. Б.Хмельницького
- Міжетнічна толерантність у молодіжному середовищі інтеркультурного міста
- Проблеми реалізації положень нормативно-правової бази України в повсякденній роботі соціального працівника
- Досуг в жизни современной белорусской молодежи
- Особливості корпоративної культури в комерційних організаціях України
- Бомжи как социальное явление
- Особенности социальных коммуникаций сервисных организаций в сети Интернет (на примере гостиниц)
- Музей как объект социокультурного потребления
- Жизненные ценности курсантов и профессионально-личностные стратегии их достижения
- Стереотипи, які сприяють вживанню наркотиків
- Социальная реабилитация глухих детей
- Проблемы развития нормативно-правового обеспечения информационной безопасности Российской Федерации
- Дигиталізація вищої освіти
- Європейський Союз: у пошуку методологічних координат дослідження
- Тілесність та зовнішність людини як прояв соціальних відносин в контексті гендерних особливостей
- Интерпретация социологических данных: замечания п. Бурдье
- Особливості політичного лідерства часів Запорозької Січі
- Відкритість влади як основа досягнення відкритості суспільства
- Соціологія у (пост)сучасності