Особенности рекламных сообщений в условиях постмодерна
Постмодернистское общество понимает, что реклама – это игра и симуляция, однако оно включается в эту игру и включается сознательно. Люди потребляют рекламу не потому, что она несет некоторую информацию, а потому, что она развлекает. Им либо нравится наблюдать за рекламными образами, либо нет, и это не имеет никакого отношения к первичной функции рекламы – информировать о товаре / услуге. Сегодня реклама – это спектакль, воспроизводящийся обществом, которое, в терминах постмодернистской теории, все больше и больше утрачивает свою реальность.
К особенностям рекламных сообщений в эпоху постмодерна можно отнести цитатность, интертекстуальность, маргинальность, виртуализацию, индивидуализм.
Цитатность – постоянный возврат к прошлому, тому, что когда-то уже было. При этом постмодернистская реклама интерпретирует старое по-новому, образуя другие сочетания, а, значит, и новые смыслы. В качестве основы используются известные авторитетные первоисточники, они впоследствии деконструируются и получают новое значение. Происходит постоянный диалог с известными произведениями искусства, историческими событиями, великими историческими личностями и т. д. Хотя чаще этот диалог имеет, скорее, характер пародии.
С цитатностью постмодернистской рекламы тесно связана её интертекстуальность. Суть последней заключается в построении рекламного сообщения с помощью скрытых либо явных цитат и реминисценций к произведениям мировой культуры. Также это проявляется в использовании стилей предыдущих эпох для создания рекламного видео либо изображения, более яркий пример – это современная мода, которая использует и мотивы этнокультур и мотивы, например, эпохи Возрождения. В целом явление интертекстуальности отображает характерную черту постмодернистских текстов – двойную рефлексию, когда сопоставляются два или даже более текстуальных миров. Это позволяет включить реципиента рекламного сообщения в увлекательную игру отгадывания смыслов, которая является эффективным приёмом привлечения внимания и формирования у потенциальных покупателей положительного эмоционального отношения к рекламируемому товару либо услуге. В современных рекламных сообщениях часто используются аллегории, метафоры, пародии. В связи с использованием этих выразительных средств, согласно Жану Бодрийяру, рекламные знаки требуют особой деятельности – чтения, так как смысл их не лежит на поверхности, его нужно прочитать либо узнать.
Характерное для постмодернистской теории видение мира как хаоса также находит свое отображение в рекламных сообщениях, и может проявляться в непоследовательности сюжета, часто лишенного причинно-следственных связей, и / или в расхождении смысла вербального и невербального сообщений, т. е. текста и изображения либо видео.
Еще одной отличительной чертой постмодернистской рекламы является её виртуальность. В рекламе все чаще соединяется мир реальный с миром несуществующим. Виртуальность способствует формированию особого постмодернистского видения мира, которое снижает способность к различению истинного и ложного, реального и нереального, стирается ощущение времени.
Особое место в постмодернистской теории отводится таким структурам сознания, как стереотипы, убеждения, мнения, отношение к чему-либо, имидж, то есть субъективному. Именно к этим структурам апеллирует в своих сообщениях реклама. Следствием этого является современная тенденция разделения целевых аудиторий по психологическим, а не по социодемографическим, признакам, таким, как, например, стиль жизни. При этом под стилем жизни понимается целостный образ действий и отношений человека к окружающему миру, который находит свое отражение в его интересах, убеждениях.
Наиболее очевидное влияние постмодернизма на рекламные сообщения отражает индивидуализм, пронизывающий большинство рекламных слоганов, видеосюжетов, печатной рекламы. Постмодернистский индивидуализм является маркером, характеризующим общество современности.
Все больше рекламных сюжетов можно охарактеризовать как маргинальные по отношению к морали. Это также является следствием все большей маргинализации современного общества, отображаемого в своих сюжетах рекламой.
Визуальные образы рекламы наиболее легки и просты с точки зрения восприятия информации. А сама реклама существенно упрощает восприятие человеком реальности, которая ему предлагается, сведя её до универсального кода стэндинга – всем понятной, в первую очередь, благодаря рекламе, системы социального маркирования, основанной на внешних проявлениях, таких, как, например, марка одежды или автомобиля (как это описал Жан Бодрийяр в своей работе «Система вещей»). В постмодернистском обществе именно реклама легитимирует поведение, которое будет считаться социально одобряемым.
В консьюмеристском обществе реклама становится причастна к особому ритуалу потребления, в котором самовосприятие находит свое выражение через товары, которые потребляются. Бренд, созданный с помощью рекламных сообщений, всегда пытается апеллировать к ценностям, актуальным в обществе в данный момент. И эти ценности всегда больше и значительнее того, что бренд представляет на рынке. Современная реклама предлагает не только вещи, но и идеологию. Таким образом, рекламой создается идеальная модель мира, которую массы стремятся разделить в надежде на то, что эта модель воплощаема. Бесчисленное количество рекламных образов направлено на то, чтоб не давать потребителю вернуться к реальности, поддерживать его в состоянии постоянной фрустрации и поиска.
Старовойтова Анна
Національний авіаційний університет
(Україна, м. Київ)
- 227 Соціологія у (пост)сучасності зміст
- Х Міжнародна студентська конференція
- Запрошуємо до співробітництва! Оргкомітет вітає учасників х Міжнародної наукової конференції студентів та аспірантів «Соціологія у (пост)сучасності»!
- V.S. Volegov, a.A. Noskov, а.А. Chernega
- Portrait of the current secondary education system in Perm region, Russia
- Юмор как политическая технология в обществе «частичной карнавализации»
- Вплив ціннісних трансформацій на підприємницьку активність молоді
- Ритуали інтенсифікації у сучасному українському суспільстві: День Незалежності
- Фокус-группа on-line и off-line: есть ли разница?
- Коррупция как форма девиации в современном трансформирующемся обществе
- Взаимодействие общественных организаций и органов социальной защиты населения в решении социальных проблем
- Образ молодежи на страницах современных сми
- Модели религиозного образования в рамках дихотомии меж- и мультикультурализма
- Онлайновые социальные сети как механизм виртуальной мобилизации молодежи
- Проблеми зайнятості молоді в умовах ринкових перетворень
- Семья и школа: основные проблемы взаимодействия
- Бездомность в современном украинском городе: попытка теоретического осмысления
- Соціальне становище молодих сімей Миколаївщини: соціологічний аналіз
- Актуальные проблемы повышения эффективности социальных взаимодействий сотрудника полиции в современном обществе
- Нормативное регулирование социальной ответственности
- Вплив хореографії на розвиток креативності дітей: досвід соціологічного дослідження
- Особенности влияния коммуникативной стратегии на креативную стратегию рекламной кампании
- Репрезентации мужественности в российской массовой культуре: визуальный анализ
- Зависимость ценностных ориентаций от процесса стереотипизации
- Миф о «счастливой жизни» и идея богатства: трансформация понятий
- Swot- и pest- анализ как элементы образовательного аудита вуЗа
- Внесемейные ценностные ориентации как фактор нестабильности современной семьи
- Ризикологічні потенції дослідження соціально-професійних планів сучасного українського студентства
- Нігілізм сучасної української молоді в контексті соціокультурної трансформації
- Государственные праздники в России: к вопросу о национальной идентичности
- П. Андерсон і р. Лахман: два погляди на виникнення капіталізму в Західній Європі в епоху ранньої сучасності
- Развитие интернет-сообществ религиозной направленности в контексте виртуализации украинского социума
- Стигматизация идентичности женщины с онкологией молочной железы: попытка применения драматургического анализа и.Гофмана
- Самоубийство как форма девиантного поведения и его социальные причины
- Корпоративная социальная ответственность бизнеса: социологическая перспектива исследования
- Сучасні стилі життя у контексті конфлікту цінностей
- Живопись как объект социологического исследования: методологические перспективы
- Социализация личности в высшей школе
- Вербатим как социологический эксперимент: визуализация актуальных проблем в современном театре (на примере монОципального центра им. В.Э.Мейерхольда (Херсон))
- Лінощі в житті студентської молоді
- Репродуктивна та сексуальна поведінка як автономні сфери життєдіяльності сучасного індивіда
- Социология культуры vs культурсоциология
- Міжетнічна комунікація в сучасних умовах культурного прикордоння: до постановки проблеми
- Коростильова Олена
- Професійне самовизначення молоді як актуальна проблема соціологічного дослідження
- Страх як визначальна характеристика поведінки громадян на пострадянському просторі
- Социально-политические трансформации в постсоветской России
- Технологізація соціалізації студентів-сиріт у внз
- Кулешов Александр
- Белорусский государственный университет
- Донорство крови в Беларуси: возможности социологической диагностировки
- «Місця пам'яті» у конструюванні колективної ідентичності
- Концептуалізація поняття «сучасний стиль життя»
- Ціннісні розломи сучасної молоді
- Дослідження життєвих стратегій селян у якісній перспективі
- Интегративное воздействие социального творчества на гражданское общество
- Історико-антропологічний аспект гендерної нерівності
- Липина Кристина
- Проблемы повышения физической подготовленности курсантов образовательных учреждений силовых ведомств (на примере Восточно-Сибирского института мвд России)
- Основные направления социальной работы с лицами без определенного места жительства
- Акторно-сетевая теория в действии: исследование феномена дружбы через актанты
- Политическая толерантность молодежи Северного Кавказа (на примере Дагестана)
- Матягіна Ольга
- Політичні ідеї як складова політичного простору: їх значення та роль
- Маніпуляція свідомістю читачів жіночих журналів
- Интернет как инструмент политической мобилизации
- Інверсії політико-інституційної системи у пострадянських державах
- Биовласть и биополитика: становление, техники, метаморфозы
- Профессиональное образование как инструмент отсроченного управления адаптационными рисками в процессе вертикальной профессиональной мобильности
- Здоровье и ценности современной молодежи
- Вербальные символы в российской политической действительности
- Компенсаторная роль неформальных институтов в политике
- Держава та нація як вищі форми соціального зв’язку в концепції с. Дністрянського
- Адаптация иностранного студента в инокультурной среде
- Панкратова Маргарита
- Национальный исследовательский университет «Высшая Школа Экономики»
- Удовлетворенность российских женщин работой и жизнью после рождения ребенка
- Пантюх Екатерина
- Харьковский национальный университет имени в.Н. Каразина
- Проблема адаптации бывших заключенных в контексте социологии культуры
- Феномен самоубийства в украинских реалиях
- Пасісниченко Антон Харківський національний університет імені в.Н. Каразіна
- В пошуках теорії ідентичності: від есенціалізму до дискурсивного конструктивізму і далі
- Негативное влияние секты (на примере организации «Свидетели Иеговы»)
- Політична економіка як маніфестація політичного
- Корупція в умовах сучасного інституту освіти
- Влияние коррупции в вуЗах на ценность и качество образования
- Соціальна реклама в Україні
- Магия в контексте функциональной теории Бронислава Малиновского
- Проблема инкорпорирования культурного капитала школьниками в рамках получения среднего образования
- Рощин Дмитрий
- (Украина, г. Харьков) Смысложизненная концепция личности: авторская интерпретация понятия
- Футбольні фанати як соціокультурна спільнота
- Щастя як суб’єктивний показник якості життя суспільства
- Использование иностранного языка студентами бгу
- Свободное время в жизни студента
- Культивационный эффект виртуального взаимодействия
- Ценностные ориентации как механизм регулирования государственной молодежной политики
- Особенности речевой коммуникации в студенческой среде
- Out-line: кто остался вне Сети?
- Особенности рекламных сообщений в условиях постмодерна
- Сім’я у системі ціннісних орієнтацій української молоді
- Специфіка дозвіллєвої діяльності пострадянського студентства у процесі перебування закордоном (за результатами включеного спостереження)
- Використання інфографіки у передвиборчій агітації
- Тітова Юлія
- Мелітопольський державний педагогічний університет ім. Б.Хмельницького
- Міжетнічна толерантність у молодіжному середовищі інтеркультурного міста
- Проблеми реалізації положень нормативно-правової бази України в повсякденній роботі соціального працівника
- Досуг в жизни современной белорусской молодежи
- Особливості корпоративної культури в комерційних організаціях України
- Бомжи как социальное явление
- Особенности социальных коммуникаций сервисных организаций в сети Интернет (на примере гостиниц)
- Музей как объект социокультурного потребления
- Жизненные ценности курсантов и профессионально-личностные стратегии их достижения
- Стереотипи, які сприяють вживанню наркотиків
- Социальная реабилитация глухих детей
- Проблемы развития нормативно-правового обеспечения информационной безопасности Российской Федерации
- Дигиталізація вищої освіти
- Європейський Союз: у пошуку методологічних координат дослідження
- Тілесність та зовнішність людини як прояв соціальних відносин в контексті гендерних особливостей
- Интерпретация социологических данных: замечания п. Бурдье
- Особливості політичного лідерства часів Запорозької Січі
- Відкритість влади як основа досягнення відкритості суспільства
- Соціологія у (пост)сучасності