Особенности социальных коммуникаций сервисных организаций в сети Интернет (на примере гостиниц)
Идея «коммуникации» (как формы взаимодействия людей) как основы социального порядка рассматривалась в работах исследователей еще до Второй мировой войны. В современном информационном обществе она приобрела особое значение в качестве средства интеграции и развития сервисной организации.
Наблюдается тенденция возрастания эффективности коммуникаций, не связанных с традиционной прямой рекламой в журналах и на телевидении. Дальновидное руководство организаций сферы услуг уже осознает, что с клиентами необходимо вести диалог, чтобы лучше понимать их потребности, ценности, психологические особенности.
Среди новых маркетинговых коммуникаций можно выделить прямой маркетинг (direct marketing) – персонализированное воздействие на конкретную аудиторию в соответствии с базой данных, или же обратная связь с конкретным потребителем. Direct marketing в гостиничной сфере использует такие приёмы и методы, как телефонный маркетинг (для непосредственной связи с потребителем) и SMS-рассылки (для информирования клиентской базы о выгодных предложениях). Такой приём, как sales promotion, является комплексом мероприятий, позволяющим клиенту совершить пробную покупку для оценки качества предоставляемого товара или услуги. Также в гостиничной отрасли используют визуальные коммуникации – комплекс указателей (вывесок, табличек и т.п.), обеспечивающих необходимой информацией и помогающих потребителю ориентироваться. Немаловажным способом осуществления коммуникаций является событийный маркетинг (event marketing), в рамках которого организовываются мероприятия, которые позволяют создать атмосферу праздника и веселья. К ним относятся презентации, фестивали, ярмарки, праздники, встречи, круглые столы, семинары, годовщины, юбилеи, дни открытых дверей, экскурсии и т.п. [3, с. 31-32]. Однако в последнее время перечисленные привычные виды социальной коммуникации дополняются, а то и вытесняются, Интернетом, который является одним из самых распространенных на сегодня средств коммуникации. Как заявил Глава Минкомсвязи РФ, в 2011 году Россия вышла на первое место по количеству веб-пользователей в Европе, так как численность Интернет-аудитории выросла на 5,4% по отношению к 2010 г., достигнув 70 млн. человек. По его прогнозу, в 2013-м россиян, пользующихся интернетом, станет значительно больше — около 90 млн.
В некоторых сферах человеческой деятельности использование Интернет-ресурсов особенно эффективно. К таким относится и гостиничная сфера. Ведь от того, насколько правильно и грамотно разработан сайт гостиницы, зависит не только заполняемость средства размещения, оценка его имиджа и конкурентоспособность, но также уровень и качество информированности потенциального клиента, зашедшего на страничку отеля. На наш взгляд, сайт гостиницы должен выполнять функцию обратной связи с клиентами. Это достигается в первую очередь посредством on-line бронирования номеров, вкладки с отзывами, анкеты гостя. Необходимо, чтобы сайт отеля соответствовал следующим требованиям: удобство поиска информации на сайте; простота подбора и бронирования номера; полнота, достоверность и точность представленной информации; высокая скорость обработки заявки на бронирование и ответа на отзыв.
Соответствие сайтов отелей вышеперечисленным критериям позволяет обеим коммуникантам рационально использовать имеющиеся финансовые, временные и физические ресурсы при осуществлении коммуникации посредством Интернета. Получив достоверную информацию об отеле, предоставляемых в нем услугах, состоянии номерного фонда, ценовой политике, акциях и их условиях, а также о качественном обслуживании в гостинице, гость станет источником социального капитала организации, так как он обязательно вернётся в отель снова и порекомендует его своим знакомым (соседям, друзьям, родственникам). Разочарование же, связанное с введением клиента в заблуждение посредством сайта, может обернуться для отеля как испорченной репутацией на форумах и сайтах бронирования, так и дискредитирующими «легендами сарафанного радио».
С нашей точки зрения, процесс взаимодействия организации сферы услуг с клиентами происходит согласно теории обмена Дж. Хоманса: люди взаимодействуют, обмениваясь друг с другом информацией и какими-то благами до тех пор, пока обе стороны получают нужные блага от взаимодействия [2, с. 321]. В гостиничном сервисе благом для гостя может служить персонифицированный подход, скидка, предоставляемая постоянным клиентам. В данном случае можно говорить о «постулате стимула». Все большую популярность приобретает бронирование номеров через интернет-сайты («MyFant», «КупиКупон», «Groupon» и т.п.) со значительными скидками. В «низкий сезон» (приблизительно с середины декабря до марта) бронирование номеров по купонам через Интернет-сайты в мини-отелях Санкт-Петербурга достигает 80% от общего объема забронированного номерного фонда. В данном случае имеет смысл рассматривать «постулат ценности» в качестве регулятора взаимоотношений сторон.
Современное общество можно охарактеризовать как сервисно-сетевое. Так, сфера услуг и Интернет как универсальное средство коммуникации посредством взаимопроникновения стимулируют развитие друг друга. Интернет-взаимодействие организации сервиса (например, отеля) с клиентом уместно рассматривать сквозь призму теории обмена Дж. Хоманса, позволяющей организации найти особый подход к гостю с точки зрения удовлетворения его потребностей и формирования лояльности.
Литература. 1. Подгорная Л.Д. Теория коммуникации в социологическом контексте. // Социально-гуманитарные знания. – 2008. - №5. – С. 87-99. 2. Ритцер Дж. Современные социологические теории. - 5-е изд. — СПб.: Питер, 2002. — 688 с. 3. Соколова С. Современные инструменты для продвижения гостиничных услуг. // Гостиничное дело. – 2011. - №11– С. 30-35.
Чернега Артем
Пермский государственный национальный исследовательский университет
(Россия, г. Пермь)
- 227 Соціологія у (пост)сучасності зміст
- Х Міжнародна студентська конференція
- Запрошуємо до співробітництва! Оргкомітет вітає учасників х Міжнародної наукової конференції студентів та аспірантів «Соціологія у (пост)сучасності»!
- V.S. Volegov, a.A. Noskov, а.А. Chernega
- Portrait of the current secondary education system in Perm region, Russia
- Юмор как политическая технология в обществе «частичной карнавализации»
- Вплив ціннісних трансформацій на підприємницьку активність молоді
- Ритуали інтенсифікації у сучасному українському суспільстві: День Незалежності
- Фокус-группа on-line и off-line: есть ли разница?
- Коррупция как форма девиации в современном трансформирующемся обществе
- Взаимодействие общественных организаций и органов социальной защиты населения в решении социальных проблем
- Образ молодежи на страницах современных сми
- Модели религиозного образования в рамках дихотомии меж- и мультикультурализма
- Онлайновые социальные сети как механизм виртуальной мобилизации молодежи
- Проблеми зайнятості молоді в умовах ринкових перетворень
- Семья и школа: основные проблемы взаимодействия
- Бездомность в современном украинском городе: попытка теоретического осмысления
- Соціальне становище молодих сімей Миколаївщини: соціологічний аналіз
- Актуальные проблемы повышения эффективности социальных взаимодействий сотрудника полиции в современном обществе
- Нормативное регулирование социальной ответственности
- Вплив хореографії на розвиток креативності дітей: досвід соціологічного дослідження
- Особенности влияния коммуникативной стратегии на креативную стратегию рекламной кампании
- Репрезентации мужественности в российской массовой культуре: визуальный анализ
- Зависимость ценностных ориентаций от процесса стереотипизации
- Миф о «счастливой жизни» и идея богатства: трансформация понятий
- Swot- и pest- анализ как элементы образовательного аудита вуЗа
- Внесемейные ценностные ориентации как фактор нестабильности современной семьи
- Ризикологічні потенції дослідження соціально-професійних планів сучасного українського студентства
- Нігілізм сучасної української молоді в контексті соціокультурної трансформації
- Государственные праздники в России: к вопросу о национальной идентичности
- П. Андерсон і р. Лахман: два погляди на виникнення капіталізму в Західній Європі в епоху ранньої сучасності
- Развитие интернет-сообществ религиозной направленности в контексте виртуализации украинского социума
- Стигматизация идентичности женщины с онкологией молочной железы: попытка применения драматургического анализа и.Гофмана
- Самоубийство как форма девиантного поведения и его социальные причины
- Корпоративная социальная ответственность бизнеса: социологическая перспектива исследования
- Сучасні стилі життя у контексті конфлікту цінностей
- Живопись как объект социологического исследования: методологические перспективы
- Социализация личности в высшей школе
- Вербатим как социологический эксперимент: визуализация актуальных проблем в современном театре (на примере монОципального центра им. В.Э.Мейерхольда (Херсон))
- Лінощі в житті студентської молоді
- Репродуктивна та сексуальна поведінка як автономні сфери життєдіяльності сучасного індивіда
- Социология культуры vs культурсоциология
- Міжетнічна комунікація в сучасних умовах культурного прикордоння: до постановки проблеми
- Коростильова Олена
- Професійне самовизначення молоді як актуальна проблема соціологічного дослідження
- Страх як визначальна характеристика поведінки громадян на пострадянському просторі
- Социально-политические трансформации в постсоветской России
- Технологізація соціалізації студентів-сиріт у внз
- Кулешов Александр
- Белорусский государственный университет
- Донорство крови в Беларуси: возможности социологической диагностировки
- «Місця пам'яті» у конструюванні колективної ідентичності
- Концептуалізація поняття «сучасний стиль життя»
- Ціннісні розломи сучасної молоді
- Дослідження життєвих стратегій селян у якісній перспективі
- Интегративное воздействие социального творчества на гражданское общество
- Історико-антропологічний аспект гендерної нерівності
- Липина Кристина
- Проблемы повышения физической подготовленности курсантов образовательных учреждений силовых ведомств (на примере Восточно-Сибирского института мвд России)
- Основные направления социальной работы с лицами без определенного места жительства
- Акторно-сетевая теория в действии: исследование феномена дружбы через актанты
- Политическая толерантность молодежи Северного Кавказа (на примере Дагестана)
- Матягіна Ольга
- Політичні ідеї як складова політичного простору: їх значення та роль
- Маніпуляція свідомістю читачів жіночих журналів
- Интернет как инструмент политической мобилизации
- Інверсії політико-інституційної системи у пострадянських державах
- Биовласть и биополитика: становление, техники, метаморфозы
- Профессиональное образование как инструмент отсроченного управления адаптационными рисками в процессе вертикальной профессиональной мобильности
- Здоровье и ценности современной молодежи
- Вербальные символы в российской политической действительности
- Компенсаторная роль неформальных институтов в политике
- Держава та нація як вищі форми соціального зв’язку в концепції с. Дністрянського
- Адаптация иностранного студента в инокультурной среде
- Панкратова Маргарита
- Национальный исследовательский университет «Высшая Школа Экономики»
- Удовлетворенность российских женщин работой и жизнью после рождения ребенка
- Пантюх Екатерина
- Харьковский национальный университет имени в.Н. Каразина
- Проблема адаптации бывших заключенных в контексте социологии культуры
- Феномен самоубийства в украинских реалиях
- Пасісниченко Антон Харківський національний університет імені в.Н. Каразіна
- В пошуках теорії ідентичності: від есенціалізму до дискурсивного конструктивізму і далі
- Негативное влияние секты (на примере организации «Свидетели Иеговы»)
- Політична економіка як маніфестація політичного
- Корупція в умовах сучасного інституту освіти
- Влияние коррупции в вуЗах на ценность и качество образования
- Соціальна реклама в Україні
- Магия в контексте функциональной теории Бронислава Малиновского
- Проблема инкорпорирования культурного капитала школьниками в рамках получения среднего образования
- Рощин Дмитрий
- (Украина, г. Харьков) Смысложизненная концепция личности: авторская интерпретация понятия
- Футбольні фанати як соціокультурна спільнота
- Щастя як суб’єктивний показник якості життя суспільства
- Использование иностранного языка студентами бгу
- Свободное время в жизни студента
- Культивационный эффект виртуального взаимодействия
- Ценностные ориентации как механизм регулирования государственной молодежной политики
- Особенности речевой коммуникации в студенческой среде
- Out-line: кто остался вне Сети?
- Особенности рекламных сообщений в условиях постмодерна
- Сім’я у системі ціннісних орієнтацій української молоді
- Специфіка дозвіллєвої діяльності пострадянського студентства у процесі перебування закордоном (за результатами включеного спостереження)
- Використання інфографіки у передвиборчій агітації
- Тітова Юлія
- Мелітопольський державний педагогічний університет ім. Б.Хмельницького
- Міжетнічна толерантність у молодіжному середовищі інтеркультурного міста
- Проблеми реалізації положень нормативно-правової бази України в повсякденній роботі соціального працівника
- Досуг в жизни современной белорусской молодежи
- Особливості корпоративної культури в комерційних організаціях України
- Бомжи как социальное явление
- Особенности социальных коммуникаций сервисных организаций в сети Интернет (на примере гостиниц)
- Музей как объект социокультурного потребления
- Жизненные ценности курсантов и профессионально-личностные стратегии их достижения
- Стереотипи, які сприяють вживанню наркотиків
- Социальная реабилитация глухих детей
- Проблемы развития нормативно-правового обеспечения информационной безопасности Российской Федерации
- Дигиталізація вищої освіти
- Європейський Союз: у пошуку методологічних координат дослідження
- Тілесність та зовнішність людини як прояв соціальних відносин в контексті гендерних особливостей
- Интерпретация социологических данных: замечания п. Бурдье
- Особливості політичного лідерства часів Запорозької Січі
- Відкритість влади як основа досягнення відкритості суспільства
- Соціологія у (пост)сучасності