logo
Sbornik_2012

Социальная реабилитация глухих детей

Слух играет ведущую роль в ориентировании, познавательной и трудовой деятельности человека. Людям с его нарушениями нелегко адаптироваться в мире, рассчитанном на слышащих. Интеграция ребенка с патологией слуха в общество идет сложно и причин здесь, по крайней мере, три: 1. Слабая подготовка к самостоятельной жизни; 2. Неподготовленность общества к восприятию плохо слышащего, к интеграции его в социальную систему в качестве равноправного члена, в частности, недостаточное количество высших и средних учебных заведений, готовых принять детей-инвалидов слуха для дальнейшего обучения и трудоустройства. 3. Недостаточная оснащенность учебных заведений техническими средствами, позволяющими осуществлять обучение самостоятельно.

На начальных возрастных этапах препятствием восприятию социальных воздействий является первичный дефект. Если его коррекция не проводится, начинают появляться вторичные отклонения, которые препятствуют социальной адаптации ребенка, порождая расстройства эмоционально-волевой сферы, личностные нарушения. Чтобы не допустить этого, ребенка с нарушениями слуха необходимо своевременно включить в социально-реабилитационный процесс, так как вторичные нарушения требуют не медицинского вмешательства, а соответствующих социальных воздействий.

Одной из важнейших задач реабилитации инвалидов по слуху является включение их в активную, самостоятельную и социально значимую деятельность. При этом сама деятельность выступает непременным условием компенсации дефекта. Процесс реабилитации следует осуществлять в трёх основных направлениях: труд, быт и культура. Основными видами реабилитационной деятельности с глухими детьми являются:

1. Медицинская реабилитация – лечебно-профилактические и восстановительные мероприятия;

2. Техническая реабилитация – внедрение специальных технических средств, расширяющих возможности детей;

3. Психолого-педагогическая реабилитация – обеспечение обучения, воспитания, коррекции первичных и вторичных отклонений в развитии обучающихся с нарушением слуха, развитие сохранных анализаторов;

4. Социокультурная реабилитация – осуществляется в форме культурно-просветительской работы, что позволяет расширить рамки независимости инвалида и обеспечить наиболее полную интеграцию в общество [1].

Эффективность социально-реабилитационной деятельности оценивается как степень близости достигнутого результата к максимально достижимому или заранее запланированному. Однако для осуществления подобной оценки необходимы качественные критерии измерения результатов. Показателями определения эффективности социально-реабилитационной деятельности выступают изменения в уровне развития личности ребенка, достигнутые за соответствующий период, и его способность к адаптации и интеграции в социальную и экономическую жизнь с учетом реабилитационного потенциала.

Литература: 1. Зарипова Р.Т. Комплексная раебилитация детей-инвалидов в условиях общеобразовательного учреждения. – Электронный ресурс. – Режим доступа: http://old.nabchelny.ru/school75/poznakomimsia/2008-04-18/kompleksnaia_reabilitatsiia_detei-invalidov_v_uslovikhia_obrazovatelnogo_uchrezhdeniia

Шамсуев Магомед-Эми

Чеченский государственный университет

(Россия, г. Грозный)