logo search
Sbornik_2012

Вербальные символы в российской политической действительности

Под вербальным символом (или словом-символом) в политической коммуникации мы понимаем знаки, представляющие собой «узловые точки социальной реальности», чаще всего заимствованные политическим дискурсом из смежных областей (экономики, права и т.п.), обладающие множественными смыслами или не имеющие их вовсе. В контексте конструирования действительности содержательная сторона слов-символов вторична по отношению к форме. Манипулятивные свойства данного явления выполняются, в первую очередь, аудиовизуальной компонентой, т.е., формой, которая способна вызывать ассоциации с иными политическими явлениями.

Формирование слова-символа представляется в виде наслоения побочных смыслов и ассоциаций на знак и его основное значение, которое постепенно стирается, а знак теряет свой первоначальный смысл, т.е., становится пустым. Политический дискурс, распространяя свою гегемонию, захватывает данный знак и насыщает его тем контекстуальным значением, которое необходимо акторам политической коммуникации. Слово-символ становится элементом политической стратегии (идеологии). В то же время формирование идеологии происходит через популяризацию соответствующих политических слов-символов.

На уровне массового сознания приверженность политическим словам-символам выступает элементом политической речевой моды, в основе которой лежит подражание эталонам, транслируемым определенными политическими силами, в первую очередь, высшим руководством страны. Формирование речевой моды может быть целенаправленным или спонтанным, когда определенный термин распространяется за счет собственного коммуникативного потенциала, а не благодаря чье-либо политической воле. В любом случае, политическая речевая мода на определенный тезаурус не является паразитическим феноменом, а выполняет ряд функций, в которых заинтересована та или иная сторона политической коммуникации.

К функциям политической речевой моды, в частности, на слова-символы, с опорой на Г. Зиммеля [2] и Г. Блумера [3], мы причислили следующие:

- коммуникативная (мода есть форма взаимодействия групп и индивидов),

- идеологическая (формирование идеологии при помощи слов-символов),

- мобилизующая / деактивирующая (доминирование слов-символов есть стимул к деятельности или бездеятельности),

- регулирующая (мода — это система норм),

- идентификационная / дифференцирующая (формирование личности и социальных групп).

Помимо прочего, мы указали функцию социализации личности через усвоение доминирующего политического тезауруса, формирования системы морального единства и взаимоподдержки, а также возможности перенесения ответственности с индивидуального уровня на коллективный.

Главными акторами конструирования моды на политические термины мы считаем политических лидеров, т.е., личностей, обладающих общественным авторитетом. Однако существует возможность формирования слов-символов «снизу» под влиянием доминирующей в общественном мнении идеи. Существенную роль в формировании и трансляции символических терминов играют средства массовой информации.

В исследовании российской практики был проведен количественный анализ 3 источников: Послания Президента Федеральному собранию РФ 2000-2010 г., публикации газеты «Коммерсант» за аналогичный период (в выборку попали номера, вышедшие сразу после послания и отражающие первую реакцию медийного дискурса), а также Планы работы Российской ассоциации политической науки за 2006-2011 гг.

В российской практике, как показали результаты нашего анализа, политическими словами-символами выступают такие термины, как «государство», «власть», «закон», которые можно назвать инструментальными, так как они являются необходимым элементом политической коммуникации. Кроме того, используются также «стабильность», «кризис», «модернизация», «угроза», «сила», которые следует относить к ключевым концептам и которые выступают основой для конструирования идеологической платформы.

Слова-символы в российской политической коммуникации являются продуктом дискурсивных практик, в первую очередь, главы государства. Так, на основании дискурс-анализа президентских Посланий Федеральному Собранию РФ за 2000-2010 годы мы выявили главные, на наш взгляд, слова-символы дискурса российской власти. Однако исследование научной и медийной сферы на предмет влияния на них слов-символов власти показало, что далеко не все транслируемые властью концепты воспринимаются публичной сферой. Наиболее влиятельными оказались инструментальные слова-символы «государство» и «власть», что соответствует специфике выбранных объектов анализа (отличаются политической направленностью). Среди ключевых выделяются «модернизация», «кризис», т.е., слова-символы, которые были привнесены в политический дискурс третьим президентом России Д.А. Медведевым. Оба слова-символы имеют значительное отражение и в медийном, и в научном пространстве. Слова-символы, присущие дискурсу В.В. Путина, не нашли заметной поддержки в публичном дискурсе.

Вербальные символы выступают неотъемлемой частью политической коммуникации вне зависимости от существующего политического режима. Исследование слов-символов в политической коммуникации на данный момент не получило достойного внимания в политологии, однако реальность российской политики делает необходимым четкое понимание данного феномена.

Литература: 1. Laclau E., Mouffe Ch. Hegemony and Socialist Strategy: Towards a Radical Democratic Politics. - London: Verso, 2001. - 240 p. 2. Зиммель Г. Мода // Избранное: в 2 томах / Пер. с нем. Т. 2. Созерцание жизни. - М.: Юрист, 1996. - 607 с. 3. Blumer H. Fashion: from class differentiation to collective selection // The Sociological Quarterly. 1969. Vol. 10. № 3. - P. 275–291.

Новичков Павел

ФБГОУ ВПО Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского

(Россия, г. Саратов)