Магия в контексте функциональной теории Бронислава Малиновского
Сущность магии исследовали представители религиозного, оккультного, философского, психологического, антропологического и социологического подходов. В рамках последнего изучаются отношения между индивидами, в которые они вступают по поводу «магического», социальные действия, которые этими отношениями порождаются.
Мы рассматриваем магию с точки зрения функциональной теории Бронислава Малиновского. Область научного интереса этого исследователя находилась на стыке антропологии и социологии, так что его угол зрения является одновременно специфичным и интересным для нас. С магией ученый познакомился на Тробрианских островах, ее он описывает на примере доиндустриальных сообществ, их населявших (меланезийцы).
Дабы внести большую ясность, следует пояснить, что же есть функциональный метод. Упрощенно – это анализ, с помощью которого исследователь пытается определить связь между человеческими потребностями и культурным действием.
Таким образом, магия для Малиновского практически лишена какого-либо мистицизма, чаще всего она выступает инструментом кооперации. Он говорит, что социолога, решившего изучать магию у дикарей, постигнет разочарование. Она является «совершенно трезвым, прозаичным и даже грубым ремеслом… Совокупность чисто практических действий, служащих средством для достижения конкретных целей».
Итак, первое, в чем уверяет нас основатель функционального анализа – «Нет обществ, какими бы примитивными они ни были, без религии и магии». Но тут же он добавляет, что даже в самых диких племенах существуют элементы научного мышления. В любом примитивном обществе компетентные исследователи обнаруживают две отдельных сферы – сакральное – сфера магии и мирское (профанное) – наука. Представители таких сообществ с благоговением относятся к передаваемым из поколения в поколение обрядам, обычаям, но и внимательно наблюдают за процессами в природе, отмечают их регулярность – т.е., в некой степени, логически оценивают реальность.
Самое важное для обеспечения жизни – земледелие. Жители отстровов имеют достаточно обширные представления о типах почвы, особенностях растений, погодных колебаниях, и уверены в надежности этих знаний; они осознают важность труда.Но, в то же время, меланезийцы убеждены, что «магия абсолютно необходима для плодородия их огородов». Причем, никто не может точно сказать, что произошло бы без исполнения обрядов и ритуалов, но какая-то беда – это уж точно. В военных действиях решающая роль приписывается силе, ловкости и отваге, но все же бывают случайности и неудачи – «страховкой» в этом случае снова служит магия.
Что касается здоровья, туземцы знают обо всех естественных факторах, способных причинить вред телу, известно им так же и о влиянии старения, хотя у них и свое объяснение этому процессу: «Старые люди постепенно теряют силы, пищевод у них закрывается, и поэтому они умирают». Но, так как сфера колдовства для меланезийцев вполне серьезна и велика, большая часть недомоганий и смертей приписывается все-таки ему.
Получается, что с проблемами, понятными им, примитивные народы справляются посредством знаний и труда; проблемы же неизвестного внешнего характера подлежат решению магией.
Реакция любого человека на переполняющую его ярость – сжатый кулак; влюбленный обращается в предмету обожания в своих мечтах, как бы прижимая его к груди; охотник рисует в своем воображении уже пойманную добычу; заблудившийся в темноте видит вполне реальные для него образы демонов, обращается к ним с целью запугать или молить о пощаде, или же цепенеет, будто пытается притвориться мертвым. Жесты людей чаще всего бесконтрольно выражают наши эмоции и желания. В тупиковых ситуациях рациональное мышление уже не действует, собственный опыт может оказаться бесполезен. Как следствие, возникает естественная реакция нервной системы, которая помогает снять напряжение и восстановить самоконтроль. Эффект у этого получается совершенно очевидный – эмоциональное переживание порождает перемену в настроении, ситуация воспринимается с иной точки зрения. Получается, что сила, рожденная собственной психикой и физиологией, воспринимается как магическое действие, пришедшее извне и оказавшее помощь.
Малиновский также проводит сравнение сферы магии со сферами, более привычнымисовременному человеку, – наукой и религией. Наука основывается на опыте жизни, а магия – на опыте эмоциональных состояний. Религия, так же, как магия, порождается ситуациями эмоционального стресса, так же предлагает выход путем исполнения ритуала и веры в сверхъестественное. Обе они овеяны ореолом чуда, основаны на мифологии, обе окружены табу и предписаниями. Но техника магии более проста, ее использование предназначено лишь для избранных. С религией все обстоит прямо противоположно.
Для современного человека магия в форме ритуалов существует в повседневной, обыденной жизни, используется более или менее осознанно или нет – например, в ритуалах вежливости, которые изначально могли иметь иной смысл. Как пишет в своей книге А. Сафронов, наиболее яркие проявления неосознанной магии можно увидеть в армейских ритуалах, ведь в силу консервативности военных институтов суть ритуалов почти не изменялась. У военных до сих пор существует обряд посвящения – присяга, обряд благопожелания – отдача чести. Ежедневно практикующими магию представителями любого социума являются дети.
В настоящее время принято говорить о «магическом ренессансе». И это верно, ведь наблюдается нечто похожее на «возрождение» магии. Люди снова возлагают большие надежды на различные астрологические прогнозы, гадания; на телевидении большой популярностью пользуются проекты с участие экстрасенсов. Кроме того, что магия будто бы может оказать помощь, она может послужить и своеобразным «громоотводом» – ведь человеку вполне свойственно винить в своих неудачах «злые силы». Если исходить из позиций функционализма Малиновского, то вполне логично, что современные люди с их развитой цивилизацией точно так же нуждаются в поддержке «извне», как и люди примитивных племен, особенно во времена неуверенности в завтрашнем дне.
Рожок Ольга
Харьковский национальный университет имени В.Н. Каразина
(Украина, г. Харьков)
- 227 Соціологія у (пост)сучасності зміст
- Х Міжнародна студентська конференція
- Запрошуємо до співробітництва! Оргкомітет вітає учасників х Міжнародної наукової конференції студентів та аспірантів «Соціологія у (пост)сучасності»!
- V.S. Volegov, a.A. Noskov, а.А. Chernega
- Portrait of the current secondary education system in Perm region, Russia
- Юмор как политическая технология в обществе «частичной карнавализации»
- Вплив ціннісних трансформацій на підприємницьку активність молоді
- Ритуали інтенсифікації у сучасному українському суспільстві: День Незалежності
- Фокус-группа on-line и off-line: есть ли разница?
- Коррупция как форма девиации в современном трансформирующемся обществе
- Взаимодействие общественных организаций и органов социальной защиты населения в решении социальных проблем
- Образ молодежи на страницах современных сми
- Модели религиозного образования в рамках дихотомии меж- и мультикультурализма
- Онлайновые социальные сети как механизм виртуальной мобилизации молодежи
- Проблеми зайнятості молоді в умовах ринкових перетворень
- Семья и школа: основные проблемы взаимодействия
- Бездомность в современном украинском городе: попытка теоретического осмысления
- Соціальне становище молодих сімей Миколаївщини: соціологічний аналіз
- Актуальные проблемы повышения эффективности социальных взаимодействий сотрудника полиции в современном обществе
- Нормативное регулирование социальной ответственности
- Вплив хореографії на розвиток креативності дітей: досвід соціологічного дослідження
- Особенности влияния коммуникативной стратегии на креативную стратегию рекламной кампании
- Репрезентации мужественности в российской массовой культуре: визуальный анализ
- Зависимость ценностных ориентаций от процесса стереотипизации
- Миф о «счастливой жизни» и идея богатства: трансформация понятий
- Swot- и pest- анализ как элементы образовательного аудита вуЗа
- Внесемейные ценностные ориентации как фактор нестабильности современной семьи
- Ризикологічні потенції дослідження соціально-професійних планів сучасного українського студентства
- Нігілізм сучасної української молоді в контексті соціокультурної трансформації
- Государственные праздники в России: к вопросу о национальной идентичности
- П. Андерсон і р. Лахман: два погляди на виникнення капіталізму в Західній Європі в епоху ранньої сучасності
- Развитие интернет-сообществ религиозной направленности в контексте виртуализации украинского социума
- Стигматизация идентичности женщины с онкологией молочной железы: попытка применения драматургического анализа и.Гофмана
- Самоубийство как форма девиантного поведения и его социальные причины
- Корпоративная социальная ответственность бизнеса: социологическая перспектива исследования
- Сучасні стилі життя у контексті конфлікту цінностей
- Живопись как объект социологического исследования: методологические перспективы
- Социализация личности в высшей школе
- Вербатим как социологический эксперимент: визуализация актуальных проблем в современном театре (на примере монОципального центра им. В.Э.Мейерхольда (Херсон))
- Лінощі в житті студентської молоді
- Репродуктивна та сексуальна поведінка як автономні сфери життєдіяльності сучасного індивіда
- Социология культуры vs культурсоциология
- Міжетнічна комунікація в сучасних умовах культурного прикордоння: до постановки проблеми
- Коростильова Олена
- Професійне самовизначення молоді як актуальна проблема соціологічного дослідження
- Страх як визначальна характеристика поведінки громадян на пострадянському просторі
- Социально-политические трансформации в постсоветской России
- Технологізація соціалізації студентів-сиріт у внз
- Кулешов Александр
- Белорусский государственный университет
- Донорство крови в Беларуси: возможности социологической диагностировки
- «Місця пам'яті» у конструюванні колективної ідентичності
- Концептуалізація поняття «сучасний стиль життя»
- Ціннісні розломи сучасної молоді
- Дослідження життєвих стратегій селян у якісній перспективі
- Интегративное воздействие социального творчества на гражданское общество
- Історико-антропологічний аспект гендерної нерівності
- Липина Кристина
- Проблемы повышения физической подготовленности курсантов образовательных учреждений силовых ведомств (на примере Восточно-Сибирского института мвд России)
- Основные направления социальной работы с лицами без определенного места жительства
- Акторно-сетевая теория в действии: исследование феномена дружбы через актанты
- Политическая толерантность молодежи Северного Кавказа (на примере Дагестана)
- Матягіна Ольга
- Політичні ідеї як складова політичного простору: їх значення та роль
- Маніпуляція свідомістю читачів жіночих журналів
- Интернет как инструмент политической мобилизации
- Інверсії політико-інституційної системи у пострадянських державах
- Биовласть и биополитика: становление, техники, метаморфозы
- Профессиональное образование как инструмент отсроченного управления адаптационными рисками в процессе вертикальной профессиональной мобильности
- Здоровье и ценности современной молодежи
- Вербальные символы в российской политической действительности
- Компенсаторная роль неформальных институтов в политике
- Держава та нація як вищі форми соціального зв’язку в концепції с. Дністрянського
- Адаптация иностранного студента в инокультурной среде
- Панкратова Маргарита
- Национальный исследовательский университет «Высшая Школа Экономики»
- Удовлетворенность российских женщин работой и жизнью после рождения ребенка
- Пантюх Екатерина
- Харьковский национальный университет имени в.Н. Каразина
- Проблема адаптации бывших заключенных в контексте социологии культуры
- Феномен самоубийства в украинских реалиях
- Пасісниченко Антон Харківський національний університет імені в.Н. Каразіна
- В пошуках теорії ідентичності: від есенціалізму до дискурсивного конструктивізму і далі
- Негативное влияние секты (на примере организации «Свидетели Иеговы»)
- Політична економіка як маніфестація політичного
- Корупція в умовах сучасного інституту освіти
- Влияние коррупции в вуЗах на ценность и качество образования
- Соціальна реклама в Україні
- Магия в контексте функциональной теории Бронислава Малиновского
- Проблема инкорпорирования культурного капитала школьниками в рамках получения среднего образования
- Рощин Дмитрий
- (Украина, г. Харьков) Смысложизненная концепция личности: авторская интерпретация понятия
- Футбольні фанати як соціокультурна спільнота
- Щастя як суб’єктивний показник якості життя суспільства
- Использование иностранного языка студентами бгу
- Свободное время в жизни студента
- Культивационный эффект виртуального взаимодействия
- Ценностные ориентации как механизм регулирования государственной молодежной политики
- Особенности речевой коммуникации в студенческой среде
- Out-line: кто остался вне Сети?
- Особенности рекламных сообщений в условиях постмодерна
- Сім’я у системі ціннісних орієнтацій української молоді
- Специфіка дозвіллєвої діяльності пострадянського студентства у процесі перебування закордоном (за результатами включеного спостереження)
- Використання інфографіки у передвиборчій агітації
- Тітова Юлія
- Мелітопольський державний педагогічний університет ім. Б.Хмельницького
- Міжетнічна толерантність у молодіжному середовищі інтеркультурного міста
- Проблеми реалізації положень нормативно-правової бази України в повсякденній роботі соціального працівника
- Досуг в жизни современной белорусской молодежи
- Особливості корпоративної культури в комерційних організаціях України
- Бомжи как социальное явление
- Особенности социальных коммуникаций сервисных организаций в сети Интернет (на примере гостиниц)
- Музей как объект социокультурного потребления
- Жизненные ценности курсантов и профессионально-личностные стратегии их достижения
- Стереотипи, які сприяють вживанню наркотиків
- Социальная реабилитация глухих детей
- Проблемы развития нормативно-правового обеспечения информационной безопасности Российской Федерации
- Дигиталізація вищої освіти
- Європейський Союз: у пошуку методологічних координат дослідження
- Тілесність та зовнішність людини як прояв соціальних відносин в контексті гендерних особливостей
- Интерпретация социологических данных: замечания п. Бурдье
- Особливості політичного лідерства часів Запорозької Січі
- Відкритість влади як основа досягнення відкритості суспільства
- Соціологія у (пост)сучасності