Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
Три типа тесно взаимосвязанных друг с другом социально-культурных систем обусловили постепенный переход от первобытной культуры к античной художественной культуре (культуре Древнего Востока Древней Греции, Древнего Рима):
Превращение собирательства даров природы в искусственное разведение плодоносных растений, появление сельскохозяйственногопроизводства, которое привело людей к оседлому образу жизни небольшими поселениями, постепенно объединившимися в мощныегосударственные образования.
Преобразование охоты в приручение диких животных и их разведение, возникновение скотоводческого кочевого образа жизни, котороесопровождалось ростом военной активности племен.
Профессионализация ремесленного производства и рост производительности труда, породившие широкий торговый и денежно регулируемый обмен, который потребовал концентрации ремесленников иторговцев в крупных и защищенных городах.
Каждая из этих социально-культурных систем сопровождалась развитием новых, цивилизованных форм общественного бытия - письменности, профессиональных ремесел, городов и монументальной архитектуры, профессиональной армии, денежного обращения, государственной власти, зарождением наук и философии, внекультового искусства и др Первобытная художественная культура постепенно преодолевала свой консерватизм, установки на традиционные художественные стереотипы.
Социально-куль-гурная природа искусства (как первоосновы художественной культуры) убедительно подтверждается историческим опытом древних цивилизаций. Так, например, феномен «греческого чуда» -культурных достижений Древней Греции - объясним не только наличием благоприятных природных факторов (климат, почва, рельеф местности, горы, море), но в большей мере является следствием расцвета античной демократии, торжества идеи о главенстве человеческого разума. Глубочайший гуманизм, основанный на вере в человека, признании за каждым гражданином полиса права на инициативу, неограниченную свободу слова, пронизывает всю социально-культурную деятельность древнегреческого общества.
Являясь социально-культурным продуктом демократии, искусство древних греков и «на миру», и в повседневном быту каждой семьи постоянно испытывало благотворное воздействие двух принципиальных в содержательном плане парадигм -калокагатии и агонистики.
201
Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность
Одна из них, калокагатия, строилась на объективной необходимости сочетания внешних (физических) и внутренних (духовных) достоинств личности. Она органично дополнялась агонистикой - жившим в крови каждого грека неудержимым стремлением к любым состязаниям почти во всех сферах общественной, социально-культурной жизни. Двуедин-ство обеих парадигм определяло духовный склад нации, социально-культурный образ жизни народа. Наиболее ёмкую и полную свою реализацию эти парадигмы получали в крупнейших по своим масштабам социально-культурных акциях - спортивных (гимнастических), художественных (поэтических и музыкальных) и конных соревнованиях.
В содержании культуры Древнего Востока (Древнего Египта, Ассирии, Хеттской державы) постепенно меняются главный объект творчества и нравственные ориентиры, возрастает влияние религии и магии, усиливается информативное и утилитарное назначение искусства, его способность сохранять и сообщать представления, впечатления, ощущения. Доминирующими видами искусства являются архитектура, росписи и рельефы (Древний Египет), где ведущими становятся принципы ансамбля на основе пропорциональности, ритмического равновесия и порядка, монументальности и декоративности.
Далеко не адекватно выстраивался и социальный статус субъектов, участников как индивидуального, так и коллективного творчества - ремесленников, живописцев, скульпторов, архитекторов, ученых, поэтов, актеров, музыкантов. Представители этих становившихся массовыми социально-культурных, по существу, профессий, выходя на рынок услуг, вынуждены были заниматься поиском потенциальных заказчиков, потребителей своей продукции, а также покровителей в лице знатных граждан, крупных торговцев, меценатов. С одной стороны, в общественной среде они воспринимались как талантливые мастера, учителя жизни, а с другой - их занятия наукой, искусством нередко считались «недостойными», уделом выходцев из низших слоев.
Социально-культурные функции искусства в различные периоды развития общества отличались большим разнообразием. Например, музыка (часто вместе с пением) была обрядовой, развлекательной, культовой, сценической, застольной, аккомпанирующей, концертной. Также безгранично велико было число музыкальных инструментов.
Большим социально-культурным смыслом наполнялось и словесно-музыкальное искусство. Благодатной почвой для формирования и развития словесных видов деятельности служили сказки, легенды и мифы. В
202
Раздел П. Сферы реализации социально-культурной деятельности
словесном творчестве складывался свой сюжетный язык, который не только явился предтечей будущего художественного повествования, но и способствовал воспитанию, формированию мировоззрения вступавших в активную жизнь поколений.
С древних времен своим утилитарным назначением отличалась архитектура. Этот вид социально-культурной деятельности и раньше, и в наши дни тесно связан с системой жизненных ценностей и практическими нуждами. Архитектура Древнего мира, начиная с египетских пирамид, поражает способностью выдерживать любое масштабное увеличение, поиском лаконичных изобразительных формул, выработкой языка, отвечающего идее пространства, языка экономного графического знака, строгой ясной линии, четкого контура, компактных, предельно обобщенных объёмов. Прочность, суровость, простота, монументальность, высокоразвитость утилитарного строительства - вот что характеризует вклад многих поколений зодчих в мировое социально-культурное наследие.
Характерным свидетельством созидательной социально-культурной деятельности служит творчество великого итальянского архитектора Джакомо Кваренги (1744-1817), автора сорока дворцов и царских резиденций в Санкт-Петербурге, а также Странноприимного дома, Гостиного двора, Екатерининского дворца в Москве. Здания, построенные по проектам Кваренги, знаменовали эпоху «неоклассицизма» в русской архитектуре XVHJ-XIX веков. Отголоски творческих идей Кваренги прозвучали в лучших образцах архитектуры советского и постсоветского периодов, в частности высотных зданий 40-50-х годов XX столетия.
Своей многожанровостью и массовостью отличались зрелищные искусства - театр, цирковые представления, культовые торжества, церемонии почитания богов, гонки на колесницах, гладиаторские бои, ярмарочные балаганы и др.
Результаты социально-культурной деятельности находят отражение в произведениях мастеров декоративно-прикладного искусства: изделиях из камня и стекла, мозаике, керамике, ювелирных украшениях, посуде из серебра и бронзы, мебели и тд.
Таким образом, даже сравнительно краткий исторический экскурс свидетельствует о глубоких социальных корнях художественной культуры и искусства. На протяжении столетий суть культурной деятельности составляли исторически изменчивые и социально детерминированные способы организации художественной жизни, связанные с произ-
203
Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность
водством, хранением, потреблением, распространением произведений искусства. Но на каждом этапе истории общества изменялись не только организационные (институциональные) формы этой деятельности, менялось и её духовное содержание, творческое видение окружающего мира и человека в этом мире. В самом искусстве как сфере общественной социально-культурной деятельности постоянно менялось конкретное соотношение видов, родов и жанров художественного творчества.
Современная художественная культура и искусство: мониторинг проблем и практика их разрешения
Сегодня народная художественная культура и профессиональное искусство России относятся к числу наиболее значимых сфер общественной социально-культурной практики, постоянных объектов культурных интересов и предпочтений многочисленных групп и слоев населения. Их поддержка и развитие являются генеральной задачей государственных федеральных и региональных целевых проектов и программ. Для того, чтобы отстоять свое право на выживание, многим жанрам и видам профессионального и самодеятельного искусства приходится не только рассчитывать на помощь государства, но и привлекать дополнительные средства - кредиты, спонсорство, собственные средства от платных услуг, инвестиции от частных, коммерческих фирм и компаний.
Среди приоритетных направлений социально-культурной политики государства в области художественной культуры выделяются проведение мероприятий, обеспечивающих реализацию прав доступа граждан к различным видам искусств, расширение социальной сферы и географии востребованности профессионального искусства. Предметом внимания государственных органов культуры является постоянный рост массовой аудитории за счет увеличения разнообразия форм и жанров художественного предложения, государственная поддержка гастрольной деятельности театров и филармонических коллективов, в том числе зарубежных гастролей, включая обменные.
С помощью ученых осуществляется творческий мониторинг художественного процесса - исследование и анализ предложения в области исполнительского искусства, жанровых и тематических тенденций формирования репертуара. Государство заботится о развитии исторически сложившихся форм и явлений сценического искусства, являющихся национальным достоянием российской культуры и традиционно определяющих её статус в мировой культуре. Ежегодно расширяется практика
204
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурнойдеятельности 143
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I.
- 1. Социально-культурная деятельность как фундаментальное научно-образовательное направление в системе знаний
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- 2. Функции и принципы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел 1. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- 3. Психолого-педагогические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел 1. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- 4. Содержание социально-культурной деятельности: проблемное поле и тенденции развития
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел 1. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- 5. Социально-культурная политика: сущность и концептуальная основа
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел 1. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел 1. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности Виды учебной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II.
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- 3. Художественная культура и искусство
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- 4. Физическая культура и спорт
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Реальная модель функциональных ролей специалистов, занятых в сфере социально-культурной реабилитации и поддержки населения
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- 6. Межкультурное сотрудничество
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III.
- 1. Система субъектов и межсубъектных отношений
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- 2. Человек как субъект социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел 111. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- 5. Средства массовой информации и коммуникации
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- 6. Отраслевые учреждения социально-культурного профиля
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел 111. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- 7. Социально-культурные общности и формирования
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел 111. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел 111. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III Субъекты социально-культурной деятельности