Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
Например, образовательно-профессиональная подготовка по специальности «Социально-культурная деятельность» включает в себя систему последовательных ступеней, открывающих перед будущим специалистом возможность осуществления траектории его профессионального роста в сфере культуры, искусства, досуга, спорта, социальной защиты и др. Это: 1) профессиональное образование; 2)среднее профессиональное; 3) высшее профессиональное образование; 4) послевузовское профессиональное образование.
Кроме того, внутри вузовского образования и на его базе функционируют параллельно и такие системы профессиональной подготовки специалиста высшей квалификации, как: 1) бакалавриат (с выдачей после четвертого курса диплома бакалавра- специалиста по работе в социально-культурной сфере); 2) магистратура (с выдачей после шестого курса диплома магистра, научного работника-исследователя социально-культурной сферы); 3) аспирантура по специальности ((Социально-культурная деятельность» с трех-четырехлетним сроком пребывания и последующим присвоением ученой степени кандидата наук; 4) докторантура по специальности «Социально-культурная деятельность» с двух-трехлетним сроком пребывания и последующим присвоением ученой степени доктора наук.
Аналогичным образом выстраивается занимающая приоритетное место в профессиональной карьере система стажировок, повышения квалификации и переподготовки специалистов социально-культурной сферы. Вот, например, в каком виде предстает технологическая схема этого процесса в Институте дополнительного профессионального образования МГУКИ1. Для каждого из семи предметных технологических модулей («Менеджмент в социально-культурной сфере», «Маркетинг в социально-культурной сфере», «Правовое обеспечение в социально-культурной сфере», ((Современные информационные технологии», «Практическая психопедагогика», «Досуговедение», ((Сохранение материальной культуры мира») предусмотрены четыре инвариантных ступени обучения слушателей с количеством часов соответственно 36 час., 72 час., 150 час. и 500 час.
Обратим внимание, что на каждой ступени видоизменяются цель
1 См. подробнее: Гуманитарные технологии: программы профессиональной переподготовки. - М.: МГУКИ, 2003. - 237 с.
185
Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность
обучения, форма итоговой аттестации и характер сертификата, подтверждающего результаты обучения.
На первой ступени обучения (36 час.) целью обучения является стимулирование интереса к инновационному проектированию в социально-культурной сфере, итоговая аттестация проводится в форме защиты инновационных предложений, а видом сертификата служит справка о пройденном курсе обучения.
На второй ступени (72 час.) соответственно: формирование навыков в создании инновационного проекта; защита инновационного проекта; сертификат в виде удостоверения.
На третьей ступени (150 час.): овладение технологиями инновационной деятельности; защита инновационной программы; сертификат в виде свидетельства.
На четвертой, высшей ступени (500 час.): создание авторского инновационного проекта или программы; защита аттестационной работы: сертификат в виде диплома о профессиональной переподготовке.
Если сопоставить ступени обоих образовательных блоков, закрепляющих профессиональный карьерный рост специалиста - базового (семь ступеней) и дополнительного (четыре ступени), то в их содержательном наполнении обращает на себя внимание прежде всего преемственность социально-культурного образования, тенденция к овладению всеми фундаментальными, составляющими это образование элементами: а) системой профессиональных знаний; б) практическими и интеллектуальными умениями и навыками; в) компонентами творческой деятельности; г) эмоционально ценностным отношением к окружающей среде.
Профессиональное социально-культурное образование как средство и результат профессиональной траектории продвижения специалиста, обеспечения его профессиональной карьеры, правомерно в качестве основы этого процесса избрать парадигму разведения содержания между четырьмя укрупненными элементами внутри базового блока (среднее специальное образование - незаконченное высшее - бакалавриат - магистратура) и между вышеприведенными ступенями блока дополнительного (технологической сетки процесса переподготовки, повышения квалификации специалистов социально-культурной сферы).
Сам смысл подобной парадигмы разведения содержания заключается в достижении, по крайней мере, двух существенных целей. Во-первых, достаточно четко вычленяется содержательное наполнение каждого уровня или этапа образовательной деятельности вначале студента, а
186
Раздел П. Сферы реализации социально-культурной деятельности
позднее - занятого на своем рабочем месте специалиста. Во-вторых, в содержании образовательного процесса на различных его стадиях и в практике различных обучающих структур преодолеваются линейность, параллелизм, дублирование и другие негативные стороны, которые отрицательно сказываются и на профессиональном росте специалиста, и на эффективности социально-культурного образования в целом.
Образование относится к числу уникальных и наиболее эффективных социокультурных сфер, сдерживающих антидуховные и асоциальные процессы в среде подростков и молодежи.
Ведущими принципами реформы системы образования становятся принципы непрерывности и гуманитаризации, которые влияют на удовлетворение этнокультурных запросов. Непрерывность образования (в качестве сверхзадачи - превращение образования в образ жизни) означает удовлетворение этнокультурных потребностей на всех стадиях образования. Особое значение приобретают дошкольное обучение и семейное воспитание, поскольку этническая идентификация приходится на самые ранние годы жизни.
Непрерывное образование и самообразование
Система образования, как и другие разновидности социально-культурной практики, направлена и на разрешение противоречия между процессами социализации и индивидуализации. Суть его состоит в том, что общество в силу множества как объективных, так и субъективных причин пренебрегает «интересами индивида», относится к нему как к «средству», а не как к «цели».
Это противоречие отнюдь не случайно. Его четко сформулировал в своей лекции «Педагогика и социология», прочитанной в 1902 году в Сорбонне, французский социолог Э. Дюркгейм: «Воспитание не имеет единственной или главной целью индивида и его интересы, оно есть прежде всего средство, с помощью которого общество постоянно воспроизводит условия своего собственного существования... Оно (воспитание) состоит в целенаправленной социализации молодого поколения»'.
Историческая миссия преодоления этого противоречия во многом зависит от эффективности использования всех возможностей и резервов системы непрерывного образования.
Дюркгейм D. Педагогика и социология //Дюркгейм Э. Социология. Ее предмег, метод, предназначение. - М., 1995. - С. 254.
187
Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красшъников. Социально-культурная деятельность
Институт непрерывного образования охватывает школу и внешкольные учреждения культуры, базируется как на образовании, так и на самообучении. И в том, и в другом случае учащимися осуществляется учебное познание, т.е. освоение некоторой части общественного знания (отличие «учебного» познания от «неучебного» в том, что объектом познания является не реальная действительность (природа, Бог, общество, человек), а знания об этой действительности, уже добытые людьми. Отличие познавательной деятельности в этих двух случаях заключается в том, что при обучении педагогом преподносится учащимся учебный материал, заранее отобранный, систематизированный и обработанный для наилучшего восприятия (учебная и популярная литература, кино, лекция), причем предусматривается соответствующая система контроля и аттестации обучаемых; самообучение предполагает самостоятельный отбор и осмысление учащимися соответствующих фрагментов общественного знания, часто без помощи каких-либо специально подготовленных «учебных материалов».
Граница между образованием и самообразованием не является жесткой. Любое образование включает элементы самообразования, ибо предполагает самостоятельное осмысление учащимся учебного материала (например, домашние задания), а самообразование редко обходится без рекомендаций со стороны сведущих людей (консультантов, библиографов, коллег). Обучение и самообразование дополняют друг друга как две формы учебного познания. При этом следует учитывать, что формальное обучение включено в игру (учащиеся мысленно переносятся в ту или иную проблемную ситуацию, анализируют ее, пытаются найти решение и т.д.), а самообразование включено в практическую (как правило, производственную) деятельность, которая ставит свои отнюдь не вымышленные проблемы. Поэтому самообразование выше обычного обучения, оно, по словам ученых, «конечная истина образования».
Структура института непрерывного образования включает те учреждения образования, культуры и науки, которые обеспечивают обучение и самообразование в наши дни. Их можно классифицировать, во-первых, по уровню передаваемого учащимся знания: необходимые всем первоосновы знания и знания специально-профессиональные; во-вторых, по формам обеспечиваемого учебного познания: обучение и самообучение (см. табл. 1).
Раздел П. Сферы реализации социально-культурной деятельности
Таблица 1
^-^^^ Уровни ^^общественного Формы ^""^----~^знания учебного познания ^~~^~--^^ | Необходимые всем первоосновы науки и культуры | Специально-профессиональные знания умения, навыки | |||
ОБУЧЕНИЕ (формально-регламентиро-ванное учебное познание) | Базовое | Дошкольные убеждения, средняя школа | Средняя специальная и высшая шкала | ||
Дополнительное | Углубленное изучение отдельных предметов | Системы повышения квалификации, производственное обучение, профессиональные курсы | |||
САМООБУЧЕНИЕ (неформальное учебное познание) | Культурно-досуговые учреждения (библиотеки, клубы, музеи, лектории и т.д); Средства массовой коммуникации | Службы научно-технической информации; Специальные научные библиотеки; Профессиональные общества, Научные общества |
Практически службы научно-технической информации доводят общественное знание до сведения своих абонентов в двух режимах: 1) текущее информирование посредством создания информационных сайтов, реферативных журналов, библиографических бюллетеней, экспресс-информации, периодических обзоров и других информационных изданий или посредством избирательного (индивидуализированного) распределения текущей информации; 2) справочное обслуживание (режим «запрос-ответ», ретроспективный поиск), где предусматривается выдача не только текущей, но и ранее поступившей информации. Именно текущее информирование представляет собой не что иное, как средство обновления и поддержания квалификации специалистов на современном уровне, оно всеми своими формами работает на образовательную функцию служб НТИ. Конечно, и справочное обслуживание, обращение к базам и банкам данных информационных служб расширяет и обогащает кругозор специалистов, служит незаменимым инструментом самообразования специалистов.
Таким образом, правомерно сделать ряд следующих выводов. В российских условиях институт непрерывного образования не оформился, но
188
189
Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность
есть главные предпосылки для его формирования, к которым относится прежде всего сеть культурно-досуговых учреждений, средств массовой информации, служб научно-технической информации.
Культурно-досуговые учреждения и средства массовой информации активно выполняют внешкольно-образовательную функцию; для служб НТИ развитие образовательных функций связано с формированием электронной коммуникации.
Система непрерывного образования непосредственно влияет на образованность и интеллектуальность личности и опосредованно - на духовность. Поскольку степень образованности (культурности) и интеллектуальности - показатель индивидуальности личности, то непрерывное образование выполняет как индивидуализирующие, так и социализирующие функции.
Обратим внимание: самореализация непрофессиональная, а социализация или индивидуализация внешкольная.
Духовно-психическая структура личности как социально-культурной единицы приобретает вид пирамиды.
Институт непрерывного образования представляет для нас особый интерес, поскольку в нем отчетливо выделен уровень самообучения, удовлетворяющий потребности личности в индивидуализации. В отличие от школ и библиотек институт непрерывного образования появился в социально-культурной системе сравнительно недавно - не более полувека назад.
Науковеды попытались проследить темпы прироста научного знания, взяв за точку отсчета начало нашей эры. Первое удвоение объема научных знаний произошло к началу XVD1 века, т.е. к началу становления промышленной культуры в Западной Европе. Благодаря медленному темпу роста знаний, если профессионал овладевал соответствующим фрагментом культурного наследия во время обучения, то этой подготовки ему хватало на всю жизнь, и никакого повышения квалификации не требовалось. Следующий период удвоения длился 200 лет (до начала XX века); он также был значительно больше длительности человеческой жизни, и проблема доучивания и переучивания практически не возникала.
Фапнгенберг ИМ. Для непрерывного последипломного обучения //Вестник высшей школы. - 1989. - №7. - С.60.
190
Yandex.RTB R-A-252273-3- Раздел II. Сферы реализации социально-культурнойдеятельности 143
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I.
- 1. Социально-культурная деятельность как фундаментальное научно-образовательное направление в системе знаний
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- 2. Функции и принципы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел 1. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- 3. Психолого-педагогические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел 1. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- 4. Содержание социально-культурной деятельности: проблемное поле и тенденции развития
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел 1. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- 5. Социально-культурная политика: сущность и концептуальная основа
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел 1. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел 1. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности Виды учебной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II.
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- 3. Художественная культура и искусство
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- 4. Физическая культура и спорт
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Реальная модель функциональных ролей специалистов, занятых в сфере социально-культурной реабилитации и поддержки населения
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- 6. Межкультурное сотрудничество
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III.
- 1. Система субъектов и межсубъектных отношений
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- 2. Человек как субъект социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел 111. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- 5. Средства массовой информации и коммуникации
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- 6. Отраслевые учреждения социально-культурного профиля
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел 111. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- 7. Социально-культурные общности и формирования
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел 111. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел 111. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III Субъекты социально-культурной деятельности