Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
турного наследия. Об этом свидетельствует опыт изучения традиционных национальных культур.
В досуговой сфере всегда зримо или незримо присутствует трудовое начало. «Не учи безделью, учи рукоделью» - эта заповедь указывает на возможность соединения труда и развлечения, например, на посиделках и «вечерках». За этим тезисом, по существу, стоит один из наиболее важных принципов народной культуры: органическое сочетание в одном действии двух начал - утилитарно-практического и досугового, часто художественно-творческого, эстетического.
Наиболее характерный признак овладения традиционной культурой заключен в умении человека соединить в своей жизни труд и отдых, в гармонизации двух этих полюсов. «Мешай дело с бездельем - проживешь век с весельем», - гласит пословица.
Современные исследователи отмечают необходимость ряда условий в самом обществе для обеспечения досуга в жизни большинства занятого населения. Отметим два наиболее существенных.
Во-первых, общество перестает управлять организацией досуга посредством общих ритуальных обязанностей. По крайней мере, некоторые из видов досуговой деятельности не должны попадать под категорию коллективного обязательного ритуала, а стать неотъемлемой заботой каждого индивидуума даже тогда, когда выбор его в этом вопросе может детерминироваться социальной необходимостью.
Во-вторых, деятельность, которой человек зарабатывает на жизнь, стоит в стороне от других ее видов. В самом деле, она и сегодня организуется таким образом, что ее легко можно отделить как теоретически, так и практически от свободного времени.
Эти два необходимых условия характерны для образа жизни людей только в индустриальном и постиндустриальном обществе. Их отсутствие в древней и средневековой аграрной формациях многие ученые склонны рассматривать как отсутствие досуга. Проникновение концепции досуга в современный сельский (аграрный) социум они объясняют тем, что, во-первых, аграрный труд развивается по промышленной модели, а во-вторых, тем, что сельская жизнь уже пронизана и насыщена традиционными городскими ценностями. То же самое можно сказать и о досуге в аграр-
155
Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность
ных обществах развивающихся стран, входящих сегодня в пре-диндустриальный период.
Таким образом, досуг как современное понятие сформировался в период индустриального и постиндустриального развития общества. Именно в рамках этого периода сократилось рабочее и увеличилось свободное время, оказались четко разделенными, регламентированными досуг и труд, досуг и учеба.
Крушение социально-культурной программы и парадигм организации досуга, характерных для периода господства административно-командной системы, в директивном порядке насаждавшей в области культуры и досуга идеологический диктат, привело к стихийному формированию новой парадигмы досуга «снизу», плюралистичное™ процесса. Первые позитивные результаты народного творчества в этой области (выявление и раскрытие истинных досу-говых потребителей во всем их разнообразии, гуманизация досуга и т.д.) послужили основой для теоретического осмысления актуальных проблем свободного времени.
К негативным явлениям в спонтанном формировании новой социокультурной парадигмы досуга относятся эмпиричность, эпигонское воспроизводство зарубежных образцов, в том числе тех, которые создаются исключительно в коммерческих целях и рассчитаны на массовую аудиторию стран «третьего мира», нигилистическое отношение ко всему опыту прошлого, с одной стороны, и попытки возрождения явных анахронизмов - с другой.
Для социально-культурного опыта крайне важен учёт такого психологического феномена, как досуговые заблуждения, характерные для массовой потребительской, главным образом молодежной, аудитории. К сожалению, этому в большой мере способствуют субъективизм и групповой эгоизм целого ряда новоявленных объединений, союзов, партий, включая группировки, извращенно трактующие социальное назначение свободного времени.
В настоящее время многие зарубежные модели досуга, не всегда включающие и шоу-бизнес, и компьютерные игры, и моду, и спорт, и модели антидосуга, порой активно вытесняют отечественный, национальный досуг. Они особенно быстро приживаются в молодежной среде, становятся ненатуральным заменителем общественно значимого досуга. Сам этот процесс разрушения национального менталитета в социально-культурной сфере и возможные
156
Раздел П. Сферы реализации социально-культурной деятельности
способы его нейтрализации нашей наукой пока не изучены и не осмыслены до конца.
Внесение научной основы в процесс формирования новой социокультурной парадигмы массового досуга является насущной потребностью и отражает коренные интересы общества.
В последние десятилетия мы являемся свидетелями определенной автономизации свободного времени, отделения его от «внешней целесообразности», прагматических установок, превращения в одну из самоцелей жизнедеятельности общества, в сферу гедонистического восприятия действительности, «возвышенной деятельности».
Свободное время правомерно называют социально-культурным феноменом. Чтобы подтвердить справедливость этого положения, остановимся вкратце на характеристике и градации досуга и досуговой деятельности.
Досуг предполагает определенную реализацию в поведенческой сфере социокультурного потенциала свободного времени, «материализацию» этого потенциала в общественной практике.
Досуг выступает как вид деятельности, подразумевающий не столько поведение личности, сколько поступки, раскрывающие активность, «кинетическую» сущность субъекта. Универсальность досуговой деятельности обусловлена, прежде всего, богатством ее предметного и видового разнообразия. Огромные возможности этой деятельности заключаются в обеспечении рекреации путем смены одного вида занятости, утомившего человека, на другой, отличный от прежнего. Именно в этом, в частности, состоит компенсаторная функция досуга, его роль в расширении диапазона жизнедеятельности людей, а следовательно, и их всестороннем развитии. Особое значение это свойство приобретает в условиях узкоспециализированных производственных процессов, характерных для современности. Досуг является сферой многогранного восприятия действительности, удовлетворения гедонистических потребностей, пользования широким спектром природных благ, ценностей цивилизации, культуры, общения. Активность досуга способна эффективно стимулировать включение личности в культурно-творческий процесс, обеспечить переход от потребительства к производительной конструктивной деятельности в ситуации свободного выбора ее конкретных видов, отвечающих способностям, задаткам и увлечениям человека.
157
Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность
Если обратиться к типологизации досуга, то определяющими ее индикаторами являются: видовое разнообразие, активность досуговой деятельности, степень включенности в культурно-творческие процессы. Первый тип, характеризующий отношение личности к своему досугу, классифицируется как инертный, второй - потребительский, третий (высший) - творческий. Среди объективных и субъективных факторов, формирующих эти типы, назовем социально-экономические, политические, духовные, бытовые, ситуационные, личностно-психологические и др. Как свидетельствует практика, существует объективная необходимость в общественной оценке данных типов и тех последствий, которыми каждый из них чреват для социокультурного развития общества, его духовного и физического здоровья, снятия и нейтрализации проблем и кризисных ситуаций или, наоборот, их обострения.
Самодеятельный характер досуга влечет за собой естественное развитие самоуправления досуговой деятельностью. Для этой сферы характерно соотношение «легального (формализованного, бюрократического) господства», «господства традиционного» (т.е. основанного на вере в святость и незыблемость установленных некогда порядков) и «характерного господства» (добровольного признания массой людей лидера). Важно отметить доминирование в досуге последнего типа самоуправления. В условиях административно-командной системы организация массового досуга осуществлялась без учета указанной выше тенденции.
Досуг - это сфера, где социальная (классовая, сословная) принадлежность личности в определенной мере «размывается». Здесь происходит интеграция интересов, главным образом, по возрастному принципу в сочетании с принципом включенности личности в общественное производство, гражданскую жизнь. К трем основным досуговым социовозрастным стратам можно отнести: учащихся (т.е. лиц, готовящихся вступить в полноценную производственную и общественную жизнь), самодеятельное население (производительная сила общества), поколение, по возрасту вышедшее «на заслуженный отдых». Взаимоотношения этих страт в сфере досуга (по типологии Маргарет Мид) подразделяются на постфигуративные (старшие учат младших), префигуративные (старшие не только учат младших, но и сами учатся у них), конфигуративные (равнение на сверстников). В досуговой деятельности нарастает тенденция к доминированию конфигуративных взаимоотношений, их абсолютизации, особенно в молодежной субкультуре.
158
Yandex.RTB R-A-252273-3- Раздел II. Сферы реализации социально-культурнойдеятельности 143
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I.
- 1. Социально-культурная деятельность как фундаментальное научно-образовательное направление в системе знаний
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- 2. Функции и принципы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел 1. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- 3. Психолого-педагогические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел 1. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- 4. Содержание социально-культурной деятельности: проблемное поле и тенденции развития
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел 1. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- 5. Социально-культурная политика: сущность и концептуальная основа
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел 1. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел 1. Теоретические основы социально-культурной деятельности
- Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности Виды учебной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II.
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- 3. Художественная культура и искусство
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- 4. Физическая культура и спорт
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Реальная модель функциональных ролей специалистов, занятых в сфере социально-культурной реабилитации и поддержки населения
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- 6. Межкультурное сотрудничество
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III.
- 1. Система субъектов и межсубъектных отношений
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- 2. Человек как субъект социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел 111. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- 5. Средства массовой информации и коммуникации
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- 6. Отраслевые учреждения социально-культурного профиля
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел 111. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- 7. Социально-культурные общности и формирования
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел 111. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел 111. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности
- Раздел III Субъекты социально-культурной деятельности