logo search
Sbornik_2012

Развитие интернет-сообществ религиозной направленности в контексте виртуализации украинского социума

В настоящий момент в нашем обществе все более актуализируется проблема ориентации на взаимодействия посредством информационных технологий во всех сферах коммуникации. Можно говорить о приобретении нашим социумом черт сетевого общества, в основе которого лежит использование информационных сетей, и элементами которого являются проблемно-ориентированные виртуальные сообщества. Согласно одному из определений, виртуальное или Интернет-сообщество – это «новый тип сообщества, который функционирует в электронном пространстве и представляет собой объединение пользователей сети в группы с общими интересами для работы в электронном пространстве, используя при этом интернет-технологии» [1].

Важным индикатором повышения роли интернет-сообществ в жизни пользователей всемирной сети стало образование сообществ религиозной направленности. Данный процесс свидетельствует о все большем проникновении религиозных отношений в виртуальное пространство. Учитывая важность института религии в нашем обществе и значительное влияние его на общественное сознание, мы считаем целесообразным охарактеризовать основные тенденции вышеназванного процесса становления религиозных интернет-сообществ в украинском сегменте сети Интернет.

В Украине, согласно данным Internet World Stats, по состоянию на июль 2011 года насчитывалось около 15 млн. 300 тыс. пользователей сети Интернет или 33,9% от всего населения страны [2]. Учитывая, что, по данным этого же ресурса, в 2000 году в Украине насчитывалось лишь 200 тыс. пользователей (0,4% от всего населения), можно говорить о стремительном росте охвата интернет-технологиями нашего общества за последние 12 лет – в 76,5 раза (по сравнению с 2000 годом). Вместе с развитием Интернета в Украине происходило и постепенное становление украинских религиозных интернет-сообществ.

Сегодня многие церкви, религиозные организации и конфессии предпочитают иметь собственный информационный портал или форум как средство повышения собственного престижа и способ привлечения дополнительных участников. Так, в рейтинге информационного портала Bigmir.net по состоянию на январь 2012 года содержались данные о 1034 ресурсах украинского сегмента всемирной сети, связанных с религией. Многие из них представляют не только доминирующие на территории Украины религиозные конфессии, такие как православие или протестантизм, но и малораспространенные религиозные течения, например, кришнаизм или сайентологию. Согласно рейтинговому сайту www.topping.com.ua, крупнейшим украинским религиозным ресурсом на январь 2012 года являлся www.invictory.org. Этот Интернет-портал объединяет десятки тысяч христиан со всей Украины, состоит из более чем 60 разделов, а также содержит сотни ссылок на христианские сайты в Сети.

Подобные ресурсы не только позволяют их участникам общаться между собой в Интернете, но и обеспечивают возможность координирования совместных мероприятий участников сообществ и оказание ими помощи друг другу. Использование аналогичных ресурсов других конфессий, а также межконфессиональных (таких, как www.religion.in.ua), обеспечивает лучшее освещение деятельности организаций религиозной направленности и их популяризацию в украинском обществе. Кроме того, существование религиозных Интернет-сообществ оказывает значительное влияние на социально-демографический состав верующих различных религиозных течений в нашем государстве. Некоторые исследователи, занимающиеся проблемами религии, например, М. Лукина, отмечают, что использование религиозными организациями интернет-технологий приводит к привлечению в их ряды большего количества пользователей Интернета, среди которых много подростков и молодых людей с высшим образованием, то есть обычно религиозно неактивных слоев населения. Интернет также устраняет национальные и расовые барьеры, делая открытыми для диалога даже самые закрытые структуры, и, как следствие, разрушает основу религиозного шовинизма и конфессиональной ксенофобии. Свобода и анонимность виртуальных сетевых сообществ дает возможность самовыражения и обмена опытом их участников. Это создает все возможности для многостороннего межконфессионального взаимодействия в рамках сети Интернет, что может впоследствии привести к снижению конфликтности между конкурирующими религиозными течениями в украинском обществе [3].

Исходя из всего вышесказанного, мы видим, что на сегодняшний день все более реальной становится перспектива виртуализации различных сфер нашей повседневной жизни. Не стали исключением и религиозные отношения. Активное участие пользователей сети Интернет в виртуальных сообществах религиозной направленности говорит о возрастании роли интернет-коммуникации в жизни украинцев. Можно говорить об актуализации в отечественной социологической науке проблемы интеграции социального института религии и информационных сетей, одним из проявлений которой является возникновение религиозных интернет-сообществ. Безусловно, данная проблема требует дальнейшего изучения социологами, так как религия и Интернет занимают важное место в современной действительности украинского общества.

Литература: 1. Кудрявцева С. П. Міжнародна інформація. Навчальний посібник / С. П. Кудрявцева, В. В. Колос. — К., 2005. – 400 с. 2. World Internet Users and Population Stats [Электронный ресурс] // Internet World Stats : [сайт]. – Режим доступа: http://www.internetworldstats.com/stats.htm. 3. Лукіна М. Релігійні ресурси Інтернету / М. Лукіна // Людина і світ. — 1998. — №7. — С. 46—49

Зубарев Александр

Харьковский национальный университет имени В. Н. Каразина

(Украина, г. Харьков)