logo search
Sbornik_2012

Внесемейные ценностные ориентации как фактор нестабильности современной семьи

На протяжении последних десятилетий в нашей стране наблюдается сокращение численности населения, что проявляется в низких показателях рождаемости, высокой смертности, снижении средней продолжительности жизни. Параллельно происходит постепенное ослабление, разрушение и деградация семьи как социального института. По мнению многих социологов, в настоящее время явно выражен кризис ценностей, в частности, ценность семьи уходит на второй план. В современном обществе потребления становятся важными внесемейные ценности, что приводит к концентрации личности на её индивидуальных потребностях и желаниях.

В рамках научной школы фамилизма, представителями которой являются А.И. Антонов, В.А. Борисов, А.Б. Синельников и другие исследователи, ценностные ориентации делятся на просемейные (семьецентристские) и внесемейные (антисемейные, модернистские). Просемейные ценностные ориентации связаны с более высоким уровнем потребности в детях и большей степенью реализации этой потребности; внесемейные, в свою очередь, направлены на удовлетворение индивидуальных интересов членов семьи, результируют в низком уровне потребности в детях, а иногда и в нежелании иметь детей вообще.

Потребность личности в детях сама по себе является как духовной потребностью, формой проявления потребности в другом человеке, так и индикатором степени нравственного развития.

На сегодня среди населения распространяются внесемейные ценности, умножающие количество способов самореализации во всех сферах жизнедеятельности, кроме собственно семейной. Потребность в замещении семейных ценностей другими объектами, символически фиксирующими успешность, приводит к росту потребления (покупается машина, квартира, отдых, развлечения и т.д.). Зачастую семейный образ жизни перерастает в так называемые "карьерные гонки", в которые все больше и больше втягиваются женщины, стремящиеся изменить свой социальный статус и уровень благосостояния. Профессиональная вовлеченность супругов приводит к откладыванию реализации потребности в детях, а иногда полностью ее блокирует.

Манипулирование человеческим поведением с помощью рекламы, пропаганды потребительской культуры, престижа высшего образования, очевидно, способствует утверждению в обозримом будущем внесемейных ценностных ориентаций у индивидов. Так, наличие того или иного уровня образования влияет на ценностные ориентации через особенности стиля жизни, профессиональной деятельности, круга общения, культуры быта.

По мнению А.И. Антонова, проблема повышения рождаемости – это прежде всего проблема формирования ценностей, другого мировоззрения, сфокусированного на создании семьи с несколькими детьми.

Таким образом, современный институт семьи находится под угрозой усугубления кризиса из-за распространения внесемейных ценностных ориентаций. Решением данной проблемы может стать политика государства, направленная на поддержание и нормальное функционирование семьи. Государственные приоритеты должны быть связаны не только с сиюминутными интересами граждан и страны в целом, но и с преемственностью поколений, с передачей ценностей одних поколений другим.

Литература: 1. Андреева Т. В. Семейная психология: Учеб. пособие. — СПб.: Речь, 2004. 2. Антонов А.И. Повышение рождаемости – это проблема формирования ценностей [Электронный ресурс]. – Интернет – журнал «Новая Политика» от 16 марта 2007 г. 3. Марковская Н.Г. Место семьи в системе ценностных ориентаций личности: Автореф ..канд. социол. наук. М., 1990. 4. Фамилистические исследования. Том II. Миллион мнений о семье и себе. – Науч. ред. А.И.Антонов. М.: КДУ. 2009.

Дейнеко Олександра

Харківський національний університет імені В.Н. Каразіна

(Україна, м. Харків)