logo search
Скд Киселева красильников

Раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности

связи появляется возможность предпринять необходимые коррек­тировочные действия.

Частные принципы представляют собой важнейшие требова­ния, без которых невозможно осуществление эффективной госу­дарственной политики, направленной на социально-культурную реабилитацию и поддержку социально незащищенных групп насе­ления. К ним относится ряд принципов, вытекающих из содержа­ния большинства законодательных актов Российской Федерации, а также нормативно-правовых документов, принятых субъектами РФ, регулирующих текущую деятельность государственных и об­щественных органов и учреждений социальной защиты, культуры, досуга, образования, спорта:

Соблюдение этих принципов способствует предупреждению причин, порождающих проблемы пожилых людей и инвалидов в социокультурной сфере, содействует практической реализации их прав и законных интересов, обеспечению возможности для их творческого самовыражения и самоутверждения, предупреждает возможное устранение их от участия в активной социокультурной

241

Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

деятельности, а также обеспечивает соблюдение равенства прав и возможностей пожилых граждан и инвалидов при получении со­циально-культурных благ и услуг.

Эксперты Всемирной организации здравоохранения напоми­нают о необходимости выражаться крайне осторожно в тех слу­чаях, когда применяется понятие ограничения жизнедеятельности. Если о пожилом человеке говорят: «У него имеется снижение спо­собности к обучению», то тем самым демонстрируются нейтраль­ность и такт по отношению к интерпретации имеющихся возмож­ностей данной личности. Но категорично заявить, что кто-то явля­ется «лицом с ограниченной жизнедеятельностью», даже если эта характеристика адекватна реальному состоянию личности, - зна­чит наклеить на человека ярлык, отказывая ему в праве заниматься какой-либо деятельностью в привычных для него условиях, ма­нере, темпах и т. д.

Корректное использование терминологии является одной из норм профессиональной этики специалистов, работающих в среде пожилых. Это требование актуально как для осуществления гума­нитарных программ, так и для подготовки дипломированных ме­неджеров, педагогов-психологов, технологов в области соци­ально-культурной реабилитации.

В результате лица «третьего возраста» и инвалиды, полностью или частично утратившие свою способность к реализации жизнен­ных функций, в обиходе получают неадекватные характеристики, что негативно отражается на их весьма неопределенном социаль­ном статусе. Социальные работники, например, пользуются ши­роко распространенным термином «инвалиды», в то время как в семейной среде говорят о снижении у одного из ее членов способ­ности говорить, видеть, слышать, ходить и т.д. Медики, занимаясь пожилыми пациентами, более склонны рассматривать причины и следствия нарушений и ограничений их жизнедеятельности.

В любом случае основной целью социально-культурной реа­билитации всегда было и остается формирование у инвалидов и пожилых людей стремления к самодостаточному, независимому и здоровому образу жизни, соответствующему исконно российской духовной традиции и принципам этики.

242