logo search
Sbornik_2012

Свободное время в жизни студента

На сегодняшний день в общей структуре свободного времени студентов доминирует развлекательная деятельность. Ключевой причиной этого является отсутствие целенаправленной воспитательной работы в вузах и необходимых условий для организации рационального использования свободного времени в целях гармонического развития личности. Исследование особенностей использования свободного времени молодежью позволит нам выявить причины, влияющие на организацию свободного времени студентами. Поэтому в качестве гипотезы мы полагаем, что молодёжь использует своё свободное время преимущественно с развлекательными целями.

Объект исследования – студенческая молодежь Национального исследовательского университета «Белгородский государственный университет» института государственного и муниципального управления (далее – НИУ «БелГУ» института ГМУ) 1-5 курсов. Предмет исследования – проведение свободного времени студенческой молодежью НИУ «БелГУ» института ГМУ 1-5 курсов. Цель – выявить особенности использования свободного времени указанной группой студенческой молодежи.

Задачи исследования:

1. Раскрыть формы использования свободного времени студентами.

2. Описать функции свободного времени.

3. Выработать рекомендации по организации свободного времени для студенческой молодёжи.

В ходе пилотажного исследования, направленного на выявление особенностей проведения свободного времени студенческой молодёжью, было опрошено 55 студентов НИУ «БелГУ» ИГМУ, обучающихся на 1-5 курсах, из которых 37 составляют девушки и 18 – юноши. Респондентам было предложено ответить на 20 вопросов анкеты, , из которых 9 вопросов – закрытые, 7 вопросов – полузакрытые, 1 вопрос – открытый, а также 3 вопроса социально-демографического блока.

В результате исследования была подтверждена гипотеза относительно доминирования развлекательной деятельности в досуге студентов, были раскрыты факторы нерационального использования свободного времени. Таковыми являются заложенная ещё в школьном возрасте позиция пассивности и информационная недостаточность, неразвитость коммуникативных связей студентов. Описаны функции свободного времени, основными из которых являются рекреационная и функция получения удовольствия. В целом свободное время способно выполнять функции оздоровления психики, развития внутреннего мира, расширения индивидуальной жизненной среды. Сформулированы рекомендации в помощь студенческой молодёжи по организации её свободного времени, в основном направленные на формирование режима дня, который может способствовать физическому и духовному оздоровлению.

Существуют сложившиеся досуговые учреждения и организации, функционирование которых направленно на социальную интеграцию индивидов. Это спортивные комплексы, научно-технические центры и т.п., однако в БелГУ кураторами не ведётся необходимая работа по обучению организации свободного времени студентов младших курсов, по обеспечению посещений таких институций. Поэтому, хотя издавна студенчество было самой активной и реакционной частью русского общества, для современного студента такая роль навряд ли выполнима. Следует организовывать студенческий досуг в формах, направленных на развитие личности, чтобы и в дальнейшем звание студента было синонимом целеустремленного, трудолюбивого человека с активной жизненной позицией, которому интересен окружающий его мир и окружающие его люди.

Свириденко Екатерина

Запорожский национальный университет

(Украина, г. Запорожье)