Периодизация развития социально-культурной деятельности в России
Аннотация. А. М. Савченко: три этапа развития культурно-просветительной работы: дворянский (1825 - 1861 гг.), разночинский (1861 - 1895 гг.) и пролетарский с 1895 года.
А. П. Виноградов, С. А. Пиналов, Г. И. Чернявский: три этапа - дворянский (до 1800 года, 1800 - 1861), разночинский (1861 - 1894), пролетарский - 1895-1917, выделяя в пролетарском этапе три периода - 1895 - 1904, 1905 - 1907, 1907 - 1917 годы.
Профессор А. Д. Жарков и профессор В. М. Чижиков: следующие этапы:
1. Зарождение досуговых форм деятельности у восточных славян и их дальнейшее развитие в X - XVII веках. 2. Культурно-досуговая деятельность различных сословий российского общества в XVIII - начале XX века. 3. Культурно-досуговая деятельность в 1917 - 1941 годах. 4. Деятельность культурно-досуговых учреждений в годы Великой Отечественной Войны 1941 -1945 годов. 5. Культурно-досуговая деятельность в 1946 - 1998 годах.
В начале XXI века начинается новый этап в исследовании проблем историографии истории социально-культурной деятельности. Е. В. Литовкин: следующие периоды. I. Фольклорный досуг (до X в.). II. Религиозно-фольклорный досуг (X-XVII вв.).
III. Светско-религиозный досуг (XVII в. - вторая половина XIX в.). IV. Внешкольное образование и культурно-просветительная работа (вторая половина XIX - начало XX в.). V. Политико-просветительная работа (1920-1945 гг.).VI. Культурно-просветительная работа (1945-1985 гг.). VII. Культурно-досуговая деятельность (1985-1990 гг.). VIII. Социально-культурная деятельность (с 1990-х годов XX века).
Проблемы периодизации историографии истории социально-культурной деятельности стали активно разрабатываться учеными в конце 60 - х годов второй половине ХХ века. Так, А. М. Савченко, рассматривая вопросы периодизации истории культурно-просветительной работы, выделяет три этапа ее развития, исходя из общей периодизации истории России - дворянский (1825 - 1861 гг.), разночинский (1861 - 1895 гг.) и пролетарский с 1895 года.
А. П. Виноградов, С. А. Пиналов, Г. И. Чернявский в учебном пособии "История культурно-просветительной работы в СССР" часть первая, исследующие культурно-просветительную работу в России в дооктябрьский период, также рассматривают три этапа - дворянский (до 1800 года, 1800 - 1861), разночинский (1861 - 1894), пролетарский - 1895 - 1917, выделяя в пролетарском этапе три периода - 1895 - 1904, 1905 - 1907, 1907 - 1917 годы.
Во второй части учебного пособия, раскрывающего советский период истории культурно-просветительной работы в СССР М. С. Андреева, А. П. Виноградов, С. А. Пиналов, Г. И. Чернявский, рассматривая советский этап, выделяют его девять периодов,
Как следует из приведенной периодизации, они пошли по пути общеисторической периодизации, соотнеся проблемы и задачи развития государства, с проблемами и задачами деятельности культурно-просветительных учреждений на каждом из определенных периодов.
В учебном пособии по "Истории культурно-просветительной работы в СССР", изданном в 1983 году С. А. Пиналов, Г. И. Чернявский, А. П. Виноградов фактически повторили этапы и периоды, изложенные в учебном пособии 1970 года.
В коллективном учебном пособии по истории культурно-просветительной работы под редакцией Т. А. Ремизовой, изданного в 1970 году, авторы фактически повторили периодизацию определенную и изложенную в приведенных выше учебных пособиях, с той лишь разницей, что они расширили рамки периода, начинавшегося с 1959. Они определили его рамки 1959 - 1970 и далее 1971 - 1975 годы.
В 1998 году выходит учебник "Культурно-досуговая деятельность" под научной редакцией академика РАЕН А. Д. Жаркова и профессора В. М. Чижикова. В основу исторического раздела (авторы раздела Е.М:Клюско и Г. Я. Никитина) был положен новый вариант периодизации, отражающий становление досуговых форм в широком социальном контексте, что позволило раздвинуть хронологические рамки истории социально-культурной деятельности:
1. Зарождение досуговых форм деятельности у восточных славян и их дальнейшее развитие в X-XVIIвеках.
2. Культурно-досуговая деятельность различных сословий российского общества в XVIII- началеXXвека.
3. Культурно-досуговая деятельность в 1917 - 1941 годах.
4. Деятельность культурно-досуговых учреждений в годы Великой Отечественной Войны 1941 -1945 годов.
5. Культурно-досуговая деятельность в 1946 - 1998 годах.
В начале XXIвека начинается новый этап в исследовании проблем историографии истории социально-культурной деятельности. Здесь в первую очередь надо выделить работы Е. В. Литовкина, который по-новому подошел к изучению периодизации истории социально-культурной деятельности.
Он считает, что современная социально-культурная деятельность является одним из этапов эволюции досуговой сферы и тесно связана с её прошлыми периодами, в том числе и с культурно-просветительной работой. Несомненно, социально-культурная деятельность — это новое явление, которое имеет свои существенные отличия. Но вместе с тем она генетически связана с предшествующим периодом, а поэтому преемственность неизбежна. Связь с прошлым опытом наиболее ярко проявляется на начальном этапе каждого нового периода, когда наряду с элементами новой системы в измененном виде продолжают функционировать элементы, свойства предыдущей системы. В первую очередь надо отметить, что. Е. В. Литовкин не стал связывать периодизацию развития культурно-просветительной работы с тремя этапами освободительного движения в России, как это делали все предыдущие исследователи. Он считает, что генезис культурно-просветительной работы предполагает раскрытие, прежде всего, времени и причин её возникновения, этапов развития. В генезисе культурно-просветительной работы, по нашему мнению, прослеживается пять этапов.
Первый этап(90-е годыXIXвека) - зарождение культурно-просветительной работы. Возникновение практики, а затем и понятия «культурно-просветительная работа» было связано с развитием внешкольного образования как образовательно-просветительного явления. Второй этап(1905-1920 гг.) развития культурно-просветительной работы — деятельность досуговых учреждений профсоюзов, кооперативов, общественных организаций и учреждений внешкольного образования (9., С. 67). Хронологические рамки второго этапа автор обосновывает тем, что в 1905 году появились первые клубы профсоюзов, кооперативов, которые рассматривали свою деятельность как культурно-просветительную, а внешкольную (образовательную) работу - в качестве её элемента.
Третий этап(1920-1945 гг.) - культурно-просветительная работа как направление политико-просветительной работы. Определение хронологических дат этого этапа он связывает с тем, что в первые годы советской власти это направление продолжало называться внешкольным образованием. Но наряду с этим термином использовался и термин «культурно-просветительная работа» для обозначения одного из направлений внешкольного образования. Профсоюзные, кооперативные и другие объединения продолжали называть свою досуговую деятельность культурно-просветительной работой. На первом Всероссийском съезде по внешкольному образованию 6-19 мая 1919 года любительские театральные, музыкальные, хоровые, литературные и другие кружки имели название культурно-просветительных.
Четвертый этап(1945-1985 гг.) - культурно-просветительная работа как самостоятельная сфера. В 1945 году произошло реформирование политико-просветительной работы, которая была выделена из системы образования в самостоятельную сферу и стала называться «культурно-просветительная работа».Пятый этап(с 1985 г. по настоящее время) - культурно-просветительная работа как одно из направлений культурно-досуговой (до 1994 г.), затем социально-культурной деятельности.
Однако в 2007 году Е. В. Литовкин предлагает новый подход к определению периодизации истории социально-культурной деятельности. Он предлагает один из вариантов периодизации общей истории социально-культурной деятельности на основе таких критериев, как: смена досуговых ориентации государства, общества, индивидов под воздействием культурных, социально-экономических и политических факторов; изменение содержания и форм досуговой деятельности сословий, классов, общества, досуговых учреждений, индивидов.
На основании этих критериев в истории социально-культурной деятельности России он выделяет следующие периоды:
Период I. Фольклорный досуг (до X в.).
Период II. Религиозно-фольклорный досуг (X-XVII вв.).
Период III. Светско-религиозный досуг (XVII в. - вторая половина XIX в.).
Период IV. Внешкольное образование и культурно-просветительная работа (вторая половина XIX - начало XX в.).
Период V. Политико-просветительная работа (1920-1945 гг.).
Период VI. Культурно-просветительная работа (1945-1985 гг.).
Период VII. Культурно-досуговая деятельность (1985-1990 годы)
Период VIII. Социально-культурная деятельность (с 1990-х годов XX века).
На основании предложенной структуры периодов социально-культурной деятельности и ее обоснования, Е. В. Литовкин делает вывод, что рассмотрение генезиса организованных форм досуга в России показало, что в его развитии были определенные периоды, которые вполне можно обозначить терминами, адекватно отражающими основные направления в содержании и способах организации досуга россиян.
Рассмотрение вопросов периодизации истории социально-культурной деятельности продолжил В. В. Туев. Он считает, что периодизация истории досуга, внешкольного образования, культурно-просветительной работы и социально-культурной деятельности в российском обществе разных времен - острейшая и актуальнейшая проблема.
Рассматривая этапы периодизации предложенные Е. В. Литовкиным он отмечает, что "нам же хочется поддержать уважаемого коллегу в его попытке преодолеть консерватизм традиционного подхода к периодизации и анализа содержания отечественной истории культурно-просветительной работы, значительно расширить временное пространство функционирования организованного досуга в России", однако, продолжает он, что в истории социально-культурной деятельности России XIX-XXI веков можно будет выделить шесть основных периодов, которые в соответствии с содержательной доминантой этой деятельности в указанный период, ее основным целеполаганием и формами осуществления можно именовать следующим образом с учетом временных границ периода, содержания культурно-досуговой деятельности в этот период и соответствующего этому содержанию названия периода: 1. Внешкольное просвещение (первая половина XIX века, 1800-1860-е гг.); 2. Внешкольное образование (1861-1917 гг., от крестьянской и земской реформ 1861-1864 гг. до начала февральской революции 1917 года); 3. Политико-просветительная работа (1917-1927 гг., период, берущий начало от двух революций в России: в феврале-марте и октябре 1917 г., период первого десятилетия Советской власти);
4. Культурно-просветительная работа (1928-й - 2-я половина 80-х годов, начало перестройки);
5. Культурно-досуговая деятельность (примерные сроки: с 1987 г. по 1994 г.); 6. Социально-культурная деятельность (с 1995 г. по настоящее время).
Литература:
1. Андреева, М. С.История культурно-просветительной работы в СССР. - Ч. 2. / М. С. Андреева, А.П. Виноградов, С. А. Пиналов, Г. И. Чернявский. - Харьков, 1970. - 299 с.
2. Виноградов, А. П.История культурно-просветительной работы в СССР. - Ч.1 / А. П. Виноградов, С. А. Пиналов, Г. И. Чернявский. - Харьков, 1970. - 246 с.
3. Киселева, Т. Г.Социально-культурная деятельность: Учебник / Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников. - М.: МГУКИ. 2004. - 539 с.
4. Культурно-просветительная работав СССР: Учеб. пособие / Под ред. Т. А. Ремизовой. - М.: Просвещение, 1974. - 272 с.
5. Культурно-досуговая деятельность:Учебник / Под науч. ред. академика РАЕН А. Д. Жаркова и профессора В. М. Чижикова. - М.: МГУК, 1998. - 462 с.
6. Туев, В. В. О современных подходах к изучению истории социально-культурной деятельности в России / В.В. Туев // Социально-культурная деятельность в образовательном пространстве: Межвуз. сб. науч. тр. / Кемеровск. гос ун-т культуры и искусств. - Кемерово: КемГУКИ, 2007. - С. 14 - 28.
7. Литовкин, Е. В. Теоретико-методологические проблемы современной истории социально-культурной деятельности / Е. В. Литовкин // Социально-культурная деятельность: история, теория, образование, практика: Межвуз. сб. науч. тр. / Кемеровск. гос. акад. культуры и искусств. - Кемерово, 2002. - С. 41 - 51.
8. Литовкин, Е.В. Генезис и этапы культурно-просветительной работы / Е. В. Литовкин // Вестник МГУКИ. - 2003. - № 4. - С. 65 - 72.
9. Литовкин, Е. В. Критерии периодизации и основные этапы истории социально-культурной деятельности в России / Е. В. Литовкин // Социально-культурная деятельность в образовательном пространстве: Межвуз. сб. науч.тр. / Кемеровск. гос ун-т культуры и искусств. - Кемерово: КемГУКИ, 2007. - С. 9 - 11.
10. Пиналов, С. А.История культурно-просветительной работы в СССР: Учеб. пособие / С. А. Пиналов, Г. И. Чернявский, А. П. Виноградов. - Киев: Вища школа, 1983. - 264 с.
11. Савченко, А. М.История культурно-просветительной работы / А. М. Савченко. - М.: МГИК, 1970. - 170 с.
12. Ярошенко, Н.Н. Историко-педагогические исследования социально-культурной деятельности: поиск новых подходов / Н. Н. Ярошенко // Социально-культурная деятельность: опыт исторического исследования: Сб. статей / науч. ред. Е. М. Клюско, Н. Н. Ярошенко. - М.: МГУКИ, 2007. - 8 - 22.
13. Ярошенко Н. Н. История и методология социально-культурной деятельности: Учебник / Н. Н. Ярошенко. - М.: МГУКИ, 2007. - 300 с.
14. Рябков В. М.Теоретические методы историографии социально-культурной деятельности / В. М. Рябков // Рябков В. М. Социально-культурная деятельность: теория, история, историогафия / В. М. Рябков . – Челябинск: Челяб. гос. акад. культуры и искусств, 2011. - С. 369 – 382.
- Периодизация развития социально-культурной деятельности в России
- Становление и развитие детских клубов в дореволюционной и послереволюционной России первой половины хх века.
- Проблемы развития социально-культурной деятельности в период социально-экономического кризиса Российского общества середины 80-х – начала 90-х гг. Хх в.
- Сущность и основные функции культуры
- Сущность и назначение социально-культурной деятельности
- Сущность и концептуальные основы культурной политики
- Формы социально-культурной деятельности как составляющая технологического процесса
- Классификация методов социально-культурной деятельности
- Классификация средств социально-культурной деятельности
- Народная художественная культура как феномен культуры. Сущность и структура народной художественной культуры.
- Фольклор и его место в структуре народной художественной культуры. Сущность, основные черты и особенности фольклора
- Народная художественная культура в традиционных календарных праздниках и обрядах.
- Понятие ресурсной базы в организационно-технологическом контексте социально-культурной деятельности
- Характеристика нормативного ресурса социально-культурной деятельности
- Технологии организации семейного досуга в учреждениях социально-культурной сферы
- Сущность менеджмента в социально-культурной сфере
- Специфика маркетинга социально-культурной сферы
- Молодежный досуг как социально-педагогическое явление. Специфика молодежного досуга
- Коммуникативная культура как составная часть профессиональной культуры специалиста социально-культурной деятельности
- Понятие делового общения, его особенности и функции
- Конфликты в процессе общения и стратегия поведения в конфликтных ситуациях
- Анкетирование как метод сбора первичной социологической информации
- Характеристика общенаучных методов исследования социально-культурной деятельности
- Основные принципы и методы социально-культурного проектирования
- Технологии работы со спонсорами
- Проектирование социально-культурных процессов в сфере досуга
- Сущность и принципы связей с общественностью
- Специальные мероприятия в системе практики связей с общественностью
- Гранты как один из способов финансирования социально-культурных проектов
- Система досуга и рекреации за рубежом
- Сущность и основные направления арт-менеджмента
- Фестивальный менеджмент в сфере любительского художественного творчества
- Особенности формирования временного детского коллектива, базовые модели организации досуга в условиях загородного лагеря.
- Технология планирования социально-культурной деятельности
- Характеристика типов культурно-досуговых учреждений в истории социально-культурной деятельности России
- Особенности художественной деятельности культурно-досуговых учреждений первой половины хх века в России
- Главная педагогическая задача культурно-досуговой деятельности в период подростничества
- Главная педагогическая задача культурно-досуговой деятельности в период раннего юношества
- Основные подходы к организации досуга и методическое обеспечение культурно-досуговых программ для людей пожилого возраста
- Основные этапы работы режиссера над культурно-досуговой программой
- 3. Воплощение замысла.
- Композиционное построение сценария культурно-досуговой программы
- Драматургическая кривая
- Архитектоника и композиция сценария
- Принципы составления концертной программы.
- Технологии арт-менеджмента в культурно-досуговой индустрии
- Сущность культурно-досуговой деятельности
- Социальные функции культурно-досуговой деятельности
- Принципы культурно-досуговой деятельности
- Культурно-досуговая среда учреждений культуры
- Драматургия культурно-досуговых программ
- Художественный монтаж сценария культурно-досуговых программ
- Режиссерский замысел культурно-досуговой программы