logo
вопросы к госам бакалавры продюсеры

Понятие делового общения, его особенности и функции

Деловое общение- это межличностное общение с целью организации и оптимизации того или иного вида предметной деятельности: производственной, научной, коммерческой, управленческой и т. д.

В этом определении подчеркивается цель делового общения: организация плодотворного сотрудничества, а также отмечается, что оно неразрывно связано самыми различными сферами профессиональной деятельности людей.

Участники делового общения - это, как правило, официальные должностные лица, исполняющие свои служебные обязанности.

Деловое общение опосредовано межличностными контактами, которые могут быть желательными (способствовать более успешному осуществлению производственной деятельности); нейтральными, а также затрудняющими достижение поставленной цели.

Деловое общение - сложное явление, на его характер оказывают влияние как вертикальные, так и горизонтальные связи в процессе взаимодействия.

Вертикаль отношений - это субординационные отношения между людьми, имеющие разные статусы. Эти отношения характеризуются строгим подчинением младших по чину или статусу старшим, соблюдением правил служебной дисциплины.

Особенности делового общения:

Первое:Регламентированность, т. е. подчинение установленными правилами ограничениям. Эти правила определяются видом делового общения, степенью его официальности, целями и задачами, национальными, культурными традициями. Деловой протокол подчеркивается высокой степенью регламентации делового общения, строгим соответствием правилам. Деловой (бизнес) этикет является инструментом организации делового общения.

Второе:Строгое соблюдение участниками делового общения ролевого амплуа, т. е. поведение в соответствии с требованиями, предъявляемыми конкретной обстановкой и реализуемыми в данный момент конкретной ролью (начальника, подчиненного, партнера и т. п.), которую исполняет участник делового общения.

Третье:Строгое отношение к использованию речевых средств: владение языком профессии, её терминологией, исключение из речи просторечных слов и выражений, диалектизмов, бранных слов.

Четвертое: Повышенная ответственность участников делового общения за его результат (обязательность, организованность, пунктуальность, верность слову, соблюдение нравственно - этических норм).

Функции делового общения: инструментальная функция (общение как механизм управления); интерактивная функция (средство объединения деловых партнеров, коллег, специалистов и т.д.); функция самовыражения (деловое общение способствует самовыражению, самоутверждению, демонстрации интеллектуального, личностного, психологического потенциала); функция социализации (развитие навыков делового общения, делового этикета); экспрессивная функция (выражения понимания эмоциональных переживаний).

Все функции взаимосвязано дополняют друг друга и через их реализацию осуществляется сущность делового общения.