Становление и развитие детских клубов в дореволюционной и послереволюционной России первой половины хх века.
Аннотация. Детский клуб - часть микросреды, в которой формируется и развивается личность ребенка. Разнообразные клубы появлялись и в дореволюционной России, но появление первых детских клубов относится к началу 20 века. Немалое влияние на клубную работу оказала «теория свободного воспитания» видного теоретика и пропагандиста К.Н. Вентцелья, который основал «дом свободного ребенка». Значение клубов того времени заключалось, прежде всего, в том, что клуб смог стать массовым детским учреждением. К 30-м годам к созданию системы внешкольного воспитания были привлечены все государственные органы и общественные организации, был учрежден необходимый перечень внешкольных учреждений. В 30 годы завершается становление детского клуба, он становится одним из звеньев системы политико-просветительной работы. В 50 года клуб стал учреждением с постоянно меняющимся составом посещающих его детей, он превратился в учреждение по обслуживанию детей.
Детский клуб - часть микросреды, в которой формируется и развивается личность ребенка.
Клуб как досуговое учреждение возникло в Англии. Под словом клуб понимали «складчина», «доля», «собрание». Определение понятия «клуб» было следующим: клуб-это любое собрание. Даты возникновение клуба нет. Он появился вместе с людьми. Обычно клуб являлся самодеятельной инициативной организацией управляемы советом клуба.
Разнообразные клубы появлялись и в дореволюционной России, но появление первых детских клубов относится к началу 20 века.
Созданию целой сети детских клубов послужило стремление прогрессивной интеллигенции противостоять самодержавной классово-сословной политике в области просвещения. Идея площадок, «детских собраний» увлекала передовую интеллигенцию, потому, что в ней она видела возможность украсить, облегчить жизнь детей бедноты, развить их духовные и физические силы, их активность.
Немалое влияние на клубную работу оказала «теория свободного воспитания» видного теоретика и пропагандиста К.Н. Вентцелья, который основал «дом свободного ребенка»
Развитие детских клубов связано с именем С. Т. Шацкого. В 1906 г. он открыл детское общество «Сетлемент». Сначала он намеривался объединить всех желающих детей разных возрастов, затем разделил их по интересам. Основным видом деятельности С. Т. Шацкий избрал труд в мастерских. Составной частью клуба был кружок. Был определен основной принцип воспитания в клубе: индивидуальный подход с целью развития интересов и способностей. Детское общество «Сетлемент» просуществовало всего 1 год, и было закрыто «За распространение социалистических идей среди детей». Именно С. Т. Шацкому принадлежит идея летнего отдыха детей за пределами города.
В 1910 году было создано новое образовательное и воспитательное учреждение для детей беднейших слоев населения - «Народный дом имени Толстого».
Результатом широкой клубной деятельности явилось обсуждение вопросов о клубной работе с детьми на Первом Всероссийском съезде по вопросам образования, где детские клубы были признаны «необходимой общественно-педагогической организацией».
После Октябрьской революции 1917 года Н. К. Крупская - работник Наркомпроса, неоднократно обращалась к вопросу о системе народного образования и социального воспитания, в которой определенное место отводилось системе внешкольного воспитания. Значение клубов того времени заключалось, прежде всего, в том, что клуб смог стать массовым детским учреждением.
Известны такие типы существовавших тогда клубов как школы - клубы, которые должны были привлекать юношество к учебе. Постепенно работающие детские площадки стали перерастать в уголки и детские клубы при жилконторах - так называемые «клубы - примитивы». С развитием пионерского движения внешкольной работой с детьми стали заниматься и взрослые рабочие клубы.
К 30-м годам к созданию системы внешкольного воспитания были привлечены все государственные органы и общественные организации, был учрежден необходимый перечень внешкольных учреждений: детские технические и сельскохозяйственные станции, детские клубы, детские туристско-экскурсионные станции и базы, Дома детской коммунистической организации, детские кинотеатры, детские театры, библиотеки.
В 30 годы завершается становление детского клуба, он становится одним из звеньев системы политико-просветительной работы. Клуб превращается в комплексное учреждение, способное реализовать различные направления коммунистического воспитания.
В 50 года клуб стал учреждением с постоянно меняющимся составом посещающих его детей, он превратился в учреждение по обслуживанию детей.
Большое значение для развития детских клубов имел XIII съезд комсомола, который уделил большое значение развитию детских клубов. Съезд поддержал инициативу ленинградцев и москвичей по открытию и созданию детских. Съезд не только поддержал инициативу открытия детских клубов, но и выделил целую группу внештатных инструкторов ЦК ВЛКСМ, которые в последующем ездили по стране, открывая детские клубы, привлекая к ним партийные, государственные и общественные организации. Особое внимание уделялось клубам трудных подростков и подростков, которые стояли на учёте в милиции.
Литература:
Рябков, В. М.Антология форм праздничной и развлекательной культуры России (первая половинаXXвв.): учеб. пособие / В. М. Рябков; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - Т. 4. - Челябинск, 2007. - С. 485 – 532; 646 - 665..
- Периодизация развития социально-культурной деятельности в России
- Становление и развитие детских клубов в дореволюционной и послереволюционной России первой половины хх века.
- Проблемы развития социально-культурной деятельности в период социально-экономического кризиса Российского общества середины 80-х – начала 90-х гг. Хх в.
- Сущность и основные функции культуры
- Сущность и назначение социально-культурной деятельности
- Сущность и концептуальные основы культурной политики
- Формы социально-культурной деятельности как составляющая технологического процесса
- Классификация методов социально-культурной деятельности
- Классификация средств социально-культурной деятельности
- Народная художественная культура как феномен культуры. Сущность и структура народной художественной культуры.
- Фольклор и его место в структуре народной художественной культуры. Сущность, основные черты и особенности фольклора
- Народная художественная культура в традиционных календарных праздниках и обрядах.
- Понятие ресурсной базы в организационно-технологическом контексте социально-культурной деятельности
- Характеристика нормативного ресурса социально-культурной деятельности
- Технологии организации семейного досуга в учреждениях социально-культурной сферы
- Сущность менеджмента в социально-культурной сфере
- Специфика маркетинга социально-культурной сферы
- Молодежный досуг как социально-педагогическое явление. Специфика молодежного досуга
- Коммуникативная культура как составная часть профессиональной культуры специалиста социально-культурной деятельности
- Понятие делового общения, его особенности и функции
- Конфликты в процессе общения и стратегия поведения в конфликтных ситуациях
- Анкетирование как метод сбора первичной социологической информации
- Характеристика общенаучных методов исследования социально-культурной деятельности
- Основные принципы и методы социально-культурного проектирования
- Технологии работы со спонсорами
- Проектирование социально-культурных процессов в сфере досуга
- Сущность и принципы связей с общественностью
- Специальные мероприятия в системе практики связей с общественностью
- Гранты как один из способов финансирования социально-культурных проектов
- Система досуга и рекреации за рубежом
- Сущность и основные направления арт-менеджмента
- Фестивальный менеджмент в сфере любительского художественного творчества
- Особенности формирования временного детского коллектива, базовые модели организации досуга в условиях загородного лагеря.
- Технология планирования социально-культурной деятельности
- Характеристика типов культурно-досуговых учреждений в истории социально-культурной деятельности России
- Особенности художественной деятельности культурно-досуговых учреждений первой половины хх века в России
- Главная педагогическая задача культурно-досуговой деятельности в период подростничества
- Главная педагогическая задача культурно-досуговой деятельности в период раннего юношества
- Основные подходы к организации досуга и методическое обеспечение культурно-досуговых программ для людей пожилого возраста
- Основные этапы работы режиссера над культурно-досуговой программой
- 3. Воплощение замысла.
- Композиционное построение сценария культурно-досуговой программы
- Драматургическая кривая
- Архитектоника и композиция сценария
- Принципы составления концертной программы.
- Технологии арт-менеджмента в культурно-досуговой индустрии
- Сущность культурно-досуговой деятельности
- Социальные функции культурно-досуговой деятельности
- Принципы культурно-досуговой деятельности
- Культурно-досуговая среда учреждений культуры
- Драматургия культурно-досуговых программ
- Художественный монтаж сценария культурно-досуговых программ
- Режиссерский замысел культурно-досуговой программы